Провинция Цзянсу: цветы и таинства города Уси
Пятая, финальная часть заметок нашего специального корреспондента – участника 8-дневного путешествия по китайской провинции Цзянсу в составе российской делегации представителей культуры и туризма, а также туристических СМИ.
Первая, вторая, третья и четвёртая части – соответственно, здесь, здесь, здесь и здесь.
Светлая печаль буддизма
Никогда бы не подумал, что меня, приверженца старины и исторической аутентичности, так увлечёт современная достопримечательность. Мы приехали в Линшань — заповедник высшей государственной категории (5А), где представлена богатая культура буддизма и даже проводился Всемирный буддийский конгресс. Но построен-то был этот комплекс близ Уси, последнего пункта назначения нашего путешествия по провинции Цзянсу, совсем недавно: в самом конце 90-х – начале 2000-х.
Скажете, новодел? Но какой! Как задуман, построен, а главное, как оформлен, оснащён технически!
Завораживают тут уже даже экспонаты за витринным стеклом в главном холле.
Все помещения основного здания Буддистского культурного центра Линшань, предназначенного для международных мероприятий самого высокого ранга, – это просто образец китайского (и, конечно, именно буддистского) дизайна: ярко, пышно – и изысканно одновременно.
Из зала в зал переходя, ты неизбежно задержишься и у каждой статуи. Как сработано! Вот ведь, оказывается, не только старина бывает красивой.
Заповедник Линшань находится у озеро Тайху, в обрамлении гор. Здесь наиболее полно представлены деяния Будды Шакьямуни. Им-то и было посвящено впечатляющее панорамное представление, которое нам продемонстрировали в главном актовом зале комплекса.
А в зале по соседству внимание огромной толпы туристов, сквозь которую мы просочились, приковывала интерактивная инсталляция «Будда в цветке лотоса». Мифические буддистские образы вдоль стен усиливали впечатление таинства.
Но самая волшебная красота ждала нас на центральной площади комплекса. Это было шоу. Настоящее – художественное и техническое. Причём разворачивалось оно на фоне 700-тонной бронзовой статуи – самого высокого в мире стоящего изваяния Будды Шакьямуни под открытым небом (высота объекта – 88 метров, из которых сама фигура Будды — 79 метров).
Важно было выбрать (в неизбежной конкуренции с сотнями туристов – так многолюдно здесь практически каждый день) верную точку просмотра. Если это удалось, то вы сможете во всех подробностях рассмотреть, как возвышающийся вдалеке Будда немножко исподлобья и даже, как мне показалось, печально наблюдает за происходящим: лотос на вершине колонны медленно раскрывается, и в его центре сверкает фигурка маленького Будды. Её, всё усиливаясь и видоизменяясь, орошают свежие, живительные струи фонтана.
Зрелище, скажу я вам, очень впечатляющее и одухотворённое. Ну, и как после этого не поклониться самому Будде, поднявшись к стопам его статуи? Поклоняются очень многие, впрочем, самым непосредственным образом.
Стоит это сделать и нам с вами – если, конечно, есть что сказать мудрейшему.
После чего полюбуемся великолепной панорамой.
Пройдёмся по музейным залам в постаменте статуи.
И на прощанье ещё раз – снизу вверх – поймаем этот немного грустный взор великого мыслителя, который, видимо, всё о нас, людях, понял. А оттого смотрит хоть и по-доброму¸ но немного грустно.
Мастер Природа
Продолжилась буддистская тема и в этнокомплексе Хуэйшань в Уси. На его огромной территории расположен и буддистский храм, к которому мы подошли как раз в момент, когда здесь готовились к некоей церемонии.
Но главное, чем Хуэйшань неудержимо притягивает взгляд, – это вновь цветы, изобилие цветов. Цветок как образ занимает особое место в китайской культуре. Они слева и справа на твоём пути, они повсюду – и каждое из цветущих растений необычно, у него свой «характер»! Да, легко здешним поэтам: природу в Китае заведомо не требуется дополнительно «очеловечивать» – она сама по себе человечна: каждый цветок, каждое растение – личность и какая-то её черта. Знай себе вдохновляйся!
Судите сами.
И, конечно же, феерия красок – не только в цветах. Она во всём: в пагодах, в небольших храмах, в нерукотворных каменных композициях.
Камень, вода, зелень – это традиционная и безотказно восхищающая китайская триада. Но, что интересно, в неё гармонично вписываются и люди – с их плавными, аккуратными движениями, с их природной мягкостью улыбок, сдержанной нежностью приопущенных ресниц. В Хуэйшане просто иди и наблюдай, запоминай, запечатлевай. Если не уверен в своей эмоциональной памяти, то фотокамера впоследствии тебе напомнит.
Туристов – в основном, местных – и здесь в этот день было очень много. Все проявляли активную любознательность, фотографировались у каждого чем-то примечательного места.
Не устоял перед соблазном и я. Ну как не запечатлеться в такой эстетской «рамке», практически под сенью веков?
А вот эти рамки и вовсе не требуют никаких дополнений: картины в них были вписаны задолго до нас.
Согласитесь, это ведь особенно прекрасно, когда вмешательство человека в высокохудожественные творения природы минимальны.
Водная артерия Цзянсу
А утром следующего дня мы попали на праздник. Церемония, посвященная 20-летию включения Великого Китайского канала в список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО, происходила на живописнейших берегах самого канала.
Мы прибыли сюда заранее, и было достаточно времени, чтобы прогуляться вдоль парапета, пофотографировать с моста, присмотреться к замысловатым строениям.
Здесь же, на набережной, уже были готовы к выступлениям артисты – молодые и красивые.
А потом, в первые же минуты церемонии, они вышли на сцену, и это задало тон всему празднику – в меру деловому, совсем чуть-чуть по-китайски пафосному и очень красочному.
Нас познакомили с историей Великого канала, с пейзажами, его окружающими.
Перед собравшимися выступили заместитель генерального секретаря и заместитель министра культуры и туризма провинции Цзянсу Чань Чень, посол Сальвадора в Китае Альдо Альварес, заместитель главы правительства провинции Цзянсу У Инь, другие китайские и зарубежные официальные лица.
Деловое обсуждение и презентация перемежались всё новыми и новыми концертными номерами.
А потом был подписан ряд важных соглашений в области транспорта и путешествий. Ведь Великий Китайский канал, древнейшая искусственная водная артерия на территории КНР, и сегодня активно используется для перевозки грузов и туристов.
… Мы прощались с Уси, с прекрасной провинцией Цзянсу. Нам предстоял недолгий путь в Пекин, дегустация на прощальном ужине специалитетов китайской кухни – такой разнообразной, порой неожиданной. И возвращение домой – рейсом China Eastern Airline.
А главное, предстояло осмыслить всё увиденное в этой китайской поездке – для большинства не первой, но, как всегда это происходит в Китае, удивившей, вдохновившей, запечатлённой надолго в памяти.
Ну, а партнёрство, сотрудничество с провинцией Цзянсу, которую мы проехали с юга на север, надеюсь, продолжится: и информационное, и в рамках Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердцем».
Константин Исааков.
Фото автора
Редакция «Вести Туризм» благодарит за организацию поездки российского туроператора China Tour and Business Travel Company и лично Сергея Джан Ша.
-0-