Провинция Цзянсу: город Нанкин – молодой, многолюдный, многокрасочный
Четвёртая часть заметок нашего специального корреспондента – участника 8-дневного путешествия по китайской провинции Цзянсу в составе российской делегации представителей культуры и туризма, а также туристических СМИ.
Первая, вторая и третья части – соответственно, здесь, здесь и здесь.
«Водяное изящество Цзянсу»
Говорят, у Нанкина, некогда столицы Китая, исторически был такой совершенный фэншуй, что разрушение города в 30-е годы прошлого столетия (во время войны с Японией), было, в определённом смысле, логичным: когда совершенство доходит до предела, оно превращается в свою противоположность, а это, в китайском понимании, деструктивный круг. Впрочем, после каждого разрушения Нанкин вновь и вновь возрождался.
Город, на самом деле, очень древний – временем его образования считается 495 год до нашей эры, но из древностей в той же, например, архитектуре после множества войн и разрушений мало что сохранилось. Но древность в смысле традиции здесь сумели возродить: уже новые времена создали в городе новые – яркие, эстетически и исторически полноценные – артефакты. С ними-то нам и предстояло познакомиться.
А подготовил нас к этому знакомству подготовил семинар по маркетинговой стратегии продвижения туризма провинции Цзянсу, который состоялся в конференц-зале нанкинского отеля, куда мы заселились сразу же по прибытии из Янчжоу.
В семинаре с поэтическим названием «Водяное изящество Цзянсу», который был посвящён и в целом провинции Цзянсу, нашему постоянному партнёру по Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердцем», и её столице Нанкину, приняли участие представители Управления по культуре туризму КНР, Департамента культуры и туризма провинции Цзянсу, Бюро по культуре и туризму Нанкина.
У Чжэн, представитель Управления культуры и туризма провинции Цзянсу, остановился на целях визита российской делегации, подчеркнув, что они получили большую поддержку во всех городах провинции. Он отметил особый туристический и культурный статус Нанкина, который, например, по количеству книжных магазинов занимает второе место в Китае и неслучайно назван ЮНЕСКО одной из книжных столиц мира.
Хуан Хунчан, руководитель департамента маркетинга Управления культуры и туризма провинции Цзянсу, сказал, что его землякам очень нравятся уникальные природные объекты России, а россиян привлекает удивительный природный ландшафт и культурное наследие Цзянсу. Он сообщил о планируемом запуске в регионе новых турпродуктов и маршрутов.
Сергей Джан Ша, руководитель российского Центра продвижения провинции Цзянсу, познакомил собравшихся с концепцией контентного маркетинга, разработанной и практикуемой Центром. В её основе – принципы народной дипломатии. Он также представил российскую делегацию – специалистов в тех или иных сферах китайской культуры. Российскому туристу пока известны далеко не все культурные и природные сокровища Цзянсу. Поэтому наиболее перспективным, считает Сергей Джан Ша, представляется формирование туристических групп по интересам, включая студентов-медиков, художников, садоводов, чайных экспертов, поваров, изучающих основы китайской кухни.
Вера Утехина, представитель российского офиса Управления культуры и туризма КНР и профессиональный художник, подчеркнула изысканность пейзажей провинции Цзянсу, её экологию и гуманистическое наследие. Она предложила возобновить чартерные рейсы Нанкин-Москва.
Елена Голосова, доктор сельскохозяйственных наук, специалист по восточному садоводству, отметила, что сады провинции Цзянсу – особенные, это важная часть садовой культуры Китая и культуры провинции в целом. В них нашли отражение многие направления искусства. Она выразила готовность написать книгу именно о садах провинции Цзянсу.
Анна Донченко, художник-китаист, научный сотрудник Центра изучения культуры Китая Института Китая и современной Азии РАН, рассказала, что её учитель, знаменитый китайский художник Гу Дамин родился в провинции Цзянсу, и потому она чувствует глубокую связь с этими местами.
Александр Плешаков, доктор медицинских наук, врач-рефлексотерапевт, отметил прекрасную медицинскую базу в провинции. Это относится и к клинике, которую делегация уже посетила в Тайчжоу, и к Нанкинскому университету традиционной китайской медицины, куда на стажировку хотелось бы направлять российских врачей.
Иван Соколов, историк китайской чайной культуры, опубликовавший о ней 25 книг, подчеркнул необходимость популяризации в России лучших сортов китайского чая. Местные чаи включены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, как и исинская керамика из пурпурного песка, которая была представлена в чайных коллекциях российских императоров.
Ольга Евдокимова, президент Международной ассоциации специалистов акупунктурного лифтинга, омоложения и долголетия человека, заметила, что сегодня всё больше людей в России интересуются программами оздоровления по китайским методикам, и это непременно следует интегрировать в туризм. Такой турпродукт обязательно понравится потребителям.
Наталья Овчинникова, представлявшая в делегации туризм Санкт-Петербурга, отметила, между её городом и городами провинции Цзянсу много общего, и в северной российской столице ждут туристов из этого китайского региона.
После яркой презентации провинции Цзянсу стороны обменялись памятными подарками.
Циньхуай субботним вечером
Осмотр города начался с его самого старинного из сохранившихся объектов – Крепостной стены Минчэн, история которой восходит к 1366 году.
Крепостная стена была построена, в первую очередь, с оборонительными целями. Она выдержала множество штурмов и осад. Восхищает и сегодня, причём не только мощью и сохранностью каменной кладки, но ещё панорамами.
Нанкинцы свою старую крепость любят и часто посещают. Встретили мы тут и малышей, и людей почтенных лет. Первые пришли на экскурсию, а вторые, похоже, вообще тут частые гости.
А вечером нас ждал Нанкин молодёжный. Субботними вечерами местная молодёжь традиционно гуляет по сверкающим, весёлым и, вместе с тем, оформленным в соответствии с этнической традицией, кварталам района Циньхуай, где находится известный нанкинский храм Конфуция. Улицы и переулки вокруг храма заполняются ещё засветло, а с наступлением темноты, когда включают иллюминацию, ощущаешь себя соучастником многотысячной демонстрации. Но, если это и можно назвать демонстрацией, то демонстрацией молодости, красоты, хорошего субботнего настроения. Эти люди были явно влюблены в свой город. И заражали этой влюблённостью.
В разгар одной из нанкинских экскурсий я решил расспросить нашего гида Ду Киао (она предложила называть себя русским именем Аня), о чём мечтает китайская молодёжь – о каком будущем, о какой карьере? Большинство из нас, ответила она, хочет стать или чиновниками, что гарантирует стабильность, или учителями, чтобы приобщать детей к нашей богатой культуре.
Обсуждать профессию чиновника (тоже, конечно, нужную) я не стал – это личный выбор каждого. А вот второй вариант выбора меня порадовал, и я не стал скрывать это от моей очаровательной визави.
Впрочем, этим вечером на окружавших нас молодых лицах не было записано озабоченности ни профессией, ни карьерой – все просто веселились. Дурачились дети, расслаблялись и те, что постарше.
Не без труда протиснувшись к пристани, мы всей группой загрузились на теплоход и поплавали по реке Циньхуай, берега которой тоже были празднично разукрашены и заполнены гуляющими.
Народ явно не собирался расходиться.
А нам надо было спешить в отель: поутру предстоял новый, очень интересный визит.
Шелка с изысканным узором
К утренней экскурсии у меня был особый, личный интерес. Как я уже упоминал, провинция Цзянсу регулярно выставляет свои лоты на наши благотворительные аукционы в поддержку неизлечимо больных детей из Детского хосписа «Дом с маяком». В том числе и роскошные шёлковые изделия, произведённые на фабриках в Сучжоу и Нанкине. С сучжоусским шёлковым производством мне уже довелось познакомиться 11 лет назад, но на фабрику Юньцзинь, которая одновременно и музей, и научно-исследовательский институт, я попал тут впервые. К слову, именно за её великолепную продукцию, тончайшей работы авторский палантин из шёлковой парчи мы совсем недавно выручили очень приличные деньги для нашего подопечного на благотворительном аукционе в рамках Международной туристической выставки «Интурмаркет 2024».
А потому мне было чрезвычайно интересно: как создаются такие шёлковые чудеса? Оказалось: очень это непростой и поистине авторский процесс. За каждым ткацким станком – по два оператора. Первого не очень-то и разглядишь: он сидит в верхнем «ярусе», направляя разной плотности шёлковую пряжу по специальным желобкам вниз.
А уже там, внизу, ориентируясь на выставленный перед его глазами рисунок-макет, её сложнейшим образом – пальчиками, пальчиками! – сплетает в изысканный узор второй, основой оператор.
В результате, получается нечто вот такое. Красота!
Или такое. Тоже, согласитесь, здорово!
Шьют из этих изысканных шёлковых полотен не одни лишь палантины, но и более сложные модели. Такие вот, например, нарядные кофты.
А порой приходится и выполнять супер-сложные вот заказы – восстанавливать чуть ли не из «праха» старинные образцы шёлковых одежд.
Да, вот так, в частности, здесь, в Нанкине, возрождают почти утраченную старину. В 2009 году это оценило и ЮНЕСКО, включив в 2009 году Нанкинское шёлковое производство в Список исторического и культурного наследия.
Делают на фабрике и современные наряды из шёлка. Особенно популярны свадебные платья.
К традиционным народным ремёслам в Нанкине относятся очень трепетно. Например, в торгово-выставочном центре, в которых мы заглянули перед отъездом из города, им посвящена подробная экспозиция, в которой представлены не только шёлковые традиции, но и, скажем, театр марионеток, украшения, куклы, плетение.
Ну, и мастер-класс по изготовлению необычных чайных продуктов, продемонстрированный этими милыми мастерицами, тоже не оставил многих из нас равнодушными.
… С молодым и, одновременно, не утратившим древней образности Нанкином мы прощались. Впереди был город Уси – финальный пункт нашего путешествия по провинции Цзянсу.
Константин Исааков.
Фото автора
Окончание следует
Редакция «Вести Туризм» благодарит за организацию поездки российского туроператора China Tour and Business Travel Company и лично Сергея Джан Ша.
-0-