images/2024/April2024/17/DSC_0272.jpg

Провинция Цзянсу: Сучжоу в ночи и при отсветах красоты

17 апреля 2024 12:15:08
Первая часть заметок нашего специального корреспондента – участника 8-дневного путешествия по Китаю в составе российской делегации представителей культуры и туризма, а также туристических СМИ.
Вести Туризм

Да, я опять в Китае

«Как, ты опять в Китае? – спрашивали коллеги, читая мои посты из этой поездки. – А почему ты, а не я?» Придётся объясниться.

В составе группы российских экспертов я оказался вовсе не потому, что детально изучил Китай как журналист туристического издания и являюсь экспертом этого, сразу скажу, необыкновенно впечатляющего направления путешествий. Китай необъятен и многолик, мне же пока довелось видеть лишь небольшую его часть. И, да, конечно же, восхититься увиденным – его красотой и уникальностью! Но при этом не считать себя экспертом: слишком мало знаю.

А уж тем более на фоне попутчиков – истинных экспертов. Одни из них досконально изучили и практикуют традиционную китайскую медицину. Кто-то признан достойным учеником знаменитых китайских живописцев. Кем-то досконально и с любовью исследованы особенности китайской садовой культуры, и он готов дополнить своими комментариями самого начитанного местного гида. А для кого-то Китай – это, в первую очередь, родина чая, и о бесчисленном многообразии китайских чаёв он может часами рассказывать, да ещё и рекомендовать, где, какой именно и с какой целью лучше всего покупать чай.

Если же говорить о входивших в нашу делегацию российских профессионалах в китайском туризме, то, по моим впечатлениям, для них почти уже нет «белых пятен» на карте этой гигантской страны. А какие-то пути-дороги, ими пока не пройденные, они как раз сейчас размечали в своих «маршрутных листах» на самое ближайшее будущее.

Мои профессиональные знания о Китае сформированы всего лишь несколькими турами по стране. И это не столько знания, сколько впечатления – мои любимые impressions. А пригласило меня в эту поездку Управление культуры и туризма провинции Цзянсу – постоянный, на протяжении нескольких лет, партнёр нашей Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердцем», многократно выставлявший на торги её благотворительных аукционов в поддержку подопечных Детского хосписа «Дом с маяком», в частности, роскошные изделия из натурального шёлка. Пригласило, чтобы увидел я их производство своими глазами – в том числе шелка, изготовленные руками мастеров Сучжоу и Нанкина. Но, конечно, и всю остальную прекрасную провинцию Цзянсу.

С Сучжоу как раз и начался наш маршрут: мы прибыли сюда из Шанхая, в который нас доставил лайнер авиакомпании China Eastern.

Театральность китайской красоты

В Сучжоу, впрочем, я бывал и прежде – 11 лет назад. Что тогда особенно запомнилось? Деревья в цвету. Местная шёлковая фабрика, галстук, купленный в которой, я ношу до сих пор. А ещё изобилие красоты. В садах и каналах, в пагодах и девичьих лицах.

Деревьев в цвету в этот раз было не меньше – весна!

Но, простите, не могу не начать с того, что внесезонно. С женской красоты, ценителем которой самонадеянно себя считаю.

Много раз мысленно сопоставлял китаянок с представительницами иных восточных стран, и на эту тему мог бы написать целый трактат. Но – не девушек разглядывать привезли меня в провинцию Цзянсу. Поэтому скажу лишь, что главное, на мой взгляд, отличие китайских девушек от всех остальных представительниц стран этого региона – в некоей живости, подвижности пластики. Они не скульптурно-статуэточны – как японки. Но и не мелькающе отстранённые индианки, которые, подобно бенгальским огням, только кажутся горячими.

Здесь другое. Будто штрих живописца или резец скульптора лёгким финальным движением «включил пульс» своего творения, и оно перестало быть «фарфоровым»: задышало, засмущалось, расцвело. Такая восточная Галатея. Причём эта живость, эта плавность, даже небольшая манерность – мимики, движений – отличает китаянку с самого её «малышовского» возраста: женщина в ней уже «просвечивает» сквозь детскость, а с годами весь её облик обретает некую раскованную театральность. Возможно, это (заложенное в генетический код) влияние классической китайской оперы, где не только поют, но ещё и передают красоту средствами пластики.

          

Простите, я отвлёкся… или увлёкся. Потому что наша экскурсионная программа в Сучжоу началась всё же с посещения Музея Сучжоу. Хотя именно здесь, на входе в музей я и приметил эту женственную театральность.

Её я затем наблюдал не раз и во время прогулки под лёгким весенним дождичком по торгово-пешеходным улочкам Сучжоу. Девушки с изысканной пластикой и в красивейших национальных одеждах тут гуляли в компании своих возлюбленных – и это удивительным образом выглядело как театр, как некий старинный сюжет, который будто для того и предназначался, чтобы запечатлевать его на фотографиях. Я потом спрошу нашего гида: почему они все в ярких и сложноскроенных национальных нарядах. И получу ответ: «Это модно. И ведь красиво, правда?» Ещё бы!

                        

Обычный вечер, улица - а будто смотришь театрализированный перфоманс, не правда ли? И всё это происходило в выразительных «декорациях» бликующих вечерним светом каналов,  в дымке ароматов особенного китайского фастфуда, после дегустации которого рука самопроизвольно тянется к жёлтым стаканчикам с местным дистилятом.

                        

Мир, как сад

Но это было (к счастью) уже после музея. Он вообще-то – часть комплекса, в который входит знаменитый Сад скромного чиновника. Сад этот я тогда, 11 лет назад, рассмотрел при свете дня, а теперь мне предстояло полюбоваться им в вечерней подсветке. Впечатление, скажу я вам, как от двух разных объектов.

Сначала, однако, нас привели в музейные залы.

По моему опыту, современная музейная культура, причём не только китайская, предполагает два подхода, и каждый по-своему, хорош. Первый – это очень популярные сейчас и весьма увлекательные современные интерактивные музеи. Они избирают в качестве методологии игру, погружённость зрителя в контекст. Участие зрителя (как бы живое, хоть и, на самом деле, виртуальное) в запечатленных музеем событиях. Так, например, в стокгольмском Музее ABBA можно попеть и даже станцевать с виртуализированными эстрадными кумирами прошлого века. Другой тип музеев – классический. Его задача – красиво, ярко (так, чтобы от витрин не оторваться) показать красоту собранной здесь коллекции. Технические средства – только самые необходимые. Эстетика, история – гораздо важнее для его устроителей, чем шоу.

Музей Сучжоу – из таких. Расстановка экспонатов в его залах, их подсветка очень точно продуманы. Красота каждого экспоната так активно и насыщенно подчёркивается, что не проникнуться ею может лишь человек с атрофированным чувством прекрасного.

                             

И, наконец, мы в вечернем саду. Хорошо помню историю Сада скромного чиновника. Разбит он был в начале XVI века неким госслужащим, разочаровавшимся во власти и во власть предержащих (оппозиционер?). И решил он создать себе земной рай уединения и духовного наслаждения. Пышные растения и причудливые камни, каналы рыбками, тенистые беседки, стройные пагоды – чисто восточный набор выразительных средств. Места для медитации, места для молитв, места для музицирования… Согласитесь, это же прекрасно, когда ты, недовольный миром сущим, имеешь право и возможность создать мир свой – фантазийный. Сделать его миром реальным. Да, в  Китае XVI века люди так могли. И вот сейчас, в Китае XXI века, здесь, в саду, нам пересказывают и даже показывают в бликах прожекторов такой вот – тоже фантазийный и вполне реальный – сюжет о чиновнике-романтике. И то, что он, при нехватке света, получился в расфокусе, добавляет ему нездешней странности. Не разгадать мне тебя, Китай.

А рассказывают нам  много интересного. Например, о тех зигзагообразных дорожках, по которым я сейчас, близоруко щурясь, ступаю сквозь темноту. Знаете, почему они – вот такие, зигзагами, а не прямые? А потому что злые духи обычно стелются по земле и ползут по прямой – так давайте же собьём их с толку!

     

Эх, если бы всё было так просто, и избавить мир от зла было бы легко, всего лишь вымостив свою, недоступную для зла дорожку?

В богатой истории Китая было немало людей, которые стремились это совершить.

Кто знает, может, и этот с виду циничный (а возможно, просто уставший) «водила» задумался сейчас о том, как Добру победить в борьбе со злом.

А нам пора в отель. Завтра нас ждёт Тайчжоу. И много важных дел. О которых я ещё расскажу.

Константин Исааков.

Фото автора

Продолжение следует

Редакция "Вести Туризм" благодарит за организацию поездки российского туроператора China Tour and Business Travel Company и лично Сергея Джан Ша.

-0-

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников