Провинция Цзянсу: Янчжоу – город-музей и город-сад
Третья часть заметок нашего специального корреспондента – участника 8-дневного путешествия по китайской провинции Цзянсу в составе российской делегации представителей культуры и туризма, а также туристических СМИ.
Первая и вторая части – соответственно, здесь и здесь.
Есть города-заводы, города-спальни – что-то о них объяснять вряд ли имеет смысл. Очередным пунктом назначения в нашем путешествии по провинции Цзянсу, постоянного партнёра Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердцем», был Янчжоу, который я бы назвал городом-садом. Но ещё и городом-музеем.
С музея и начнём. Потому что прибыли мы утром этого дня из Синхуа именно в градообразующий во многом для Янчжоу Музей Великого канала.
Будьте, как дети
Если вы помните, в первой части своих заметок о путешествии по Цзянсу я уже говорил о двух типах современных музеев, отнеся Музей Сучжоу к классическому типу, задача которого – не столько сделать зрителя виртуальным соучастником представленных исторических событий (этим и занимаются, в основном, интерактивные музеи), сколько показать – доходчиво и ярко – красоту собранной коллекции. Увлечь зрителя далёкими, казалось бы, от него событиями. Музей Великого канала в Янчжоу – тоже из их числа.
Попасть в него нам было интересно ещё и потому, что мы оказались в Китае как раз в те дни, когда отмечалось 20-летие включения Великого канала в Список культурного и исторического наследия ЮНЕСКО. Участвовать в торжественной церемонии, посвящённой этому событию, нам ещё предстояло в Уси. И потому важно было заблаговременно «окунуться в контекст».
Знаете, к какому выводу я пришёл после посещения множества музеев в самых разных странах? Переступая порог любого музея, вам надо хоть немножко, хоть самую малость почувствовать себя ребёнком. Способным именно по-детски (эмоционально, а не по-взрослому «разумно») удивляться, восхищаться. Иначе… вам здесь будет скучно. Вам, загруженному-перегруженному множеством вашей профессиональной и повседневно-бытовой информации, – какое вам дело до неких далёких от вас эпох, событий, людей? Таков подход «умудрённого» посетителя. А вот живой, детский:
– Ух ты, какой он огромный был, этот Великий канал! Да ещё и в разные эпохи – с такими разными маршрутами.
– И что, всё это сами люди, вручную рыли? Ведь тогда не было наших экскаваторов-бульдозеров…
– А это что за зверь такой большой? Дракон? И его ведь руками люди вылепили - такого огромного!
– Ничего себе, вот такие крутые каменюги вот этими маленькими металлическими скрепочками соединяли, и они держались, не разваливались.
– Эти миниатюрные лодочки действительно очень похожи на настоящую. Да и она вообще-то неплохо сохранилась.
Детей в музее очень много, и их не просто на экскурсии сюда приводят, а на выездные уроки. В отличие от этих строго упорядоченных статуэток времён строительства Великого канала, эти мальчики и девочки двигаются броуновски: ими движет интерес. Детям – не скучно!
Даже таким малышам – их привёл сюда папа.
В этом и состоит китайский подход к составлению музейных экспозиций: они ориентированы, в первую очередь, на детей, увлекая которых живыми страницами из прошлого, здесь делают это самое прошлое родным и эмоционально близким, сопереживательным.
Ну, и взрослым, конечно же, полезно хоть изредка взглянуть на мир глазами ребёнка.
Один раз в год сады цветут
А ещё китайцы, используя для этого чуть ли не каждый выходной, ведут своих детей в сады и парки. Побывали там и мы.
Сад Шоусиху - одно из самых красивых мест, где мне посчастливилось побывать в Китае (хотя, конечно, видел я лишь небольшую часть этой необъятной страны). Представьте: всё вокруг в зелёно-бело-розовом цвету, и в этом природном багете бликуют голубые озёрные воды, по которым снуют кораблики, а у кромки берегов раскинуты уютные беседки.
Да к тому же нам повезло: именно в период массового цветения косточковых мы оказались в Китае. Впрочем, прежде мне этот термин не был знаком («кушать – да, а так нет – не знал). Знал, что очень красиво цветёт магнолия, впрочем, она не косточковая. Знал, как все, и про сакуру (ну да, вишня). Но ведь, помимо вишни, очень красиво цветут абрикосы, персики, черешня… – и это всё косточковые, «сакура» в широком смысле слова, объяснила нам Елена Голосова, один из экспертов в составе нашей делегации, специалист по китайским садам.
Я вам так скажу: нам очень сильно повезло не только в том, что мы попали в эти края как раз в конце марта – начале апреля, самый разгар цветения всех этих великолепных деревьев, но ещё и в том, что и в составе нашей группы оказался такой потрясающий эксперт. В каждом из садов по нашему маршруту я (да и не я один) старался, признаюсь, держаться поближе не, как обычно, к гиду, хотя наши гиды вполне квалифицированно излагали нам важную справочную информацию, а именно к Елене Голосовой, доктору сельскохозяйственных наук, эксперту по восточным садам. Она увлечённо делилась с нами какими-то и чисто историческими, и садоводческими подробностями, с завидной лёгкостью (будто сама высаживала и растила всю эту красоту вокруг) иллюстрируя это тем, что мы видели в тот момент слева и справа. А мы наслаждались. Насладитесь этой красотой и вы.
Очень популярные сейчас в Китае фотосессии девушек в национальных нарядах можно наблюдать и здесь, в Шоусиху.
А вообще сад Шоусиху ещё раз показал мне: китайские сады – это гораздо больше, чем просто бездушные площадки с «зелёными насаждениями» и скульптурными группами, типа девушки с веслом (к чему мы, в основном, с советских времён и привыкли). Это очень существенная часть культуры, этники.
Мне представляется, что воспитание красотой – одна из самых проникновенных форм воспитания. В уродстве «по бедности» (в унылой безысходности нищеты интерьеров), равно как и в уродстве безвкусной пышности (кричащей демонстрации окружающим своего «дорого-богато») формируются души либо бесчувственные, неэмпатичные , либо пресыщенные, а значит, опять же не способные к сочувствию, к любви.
Но если сызмальства, раз за разом родители приводят вас в такой вот сад, где природа открыта, доверчива, прекрасна, а потом вас и самих будет постоянно притягивать и подпитывать это царство красоты, то сердце ваше, верю, не ожесточится.
Наивная, скажете, сентенция? А я вот думаю, что нет. Не зря же автор хрестоматийной мысли о том, что «красота спасёт мир» вложил её в уста своего героя, который, конечно же, не от мира сего, но чист и бескорыстен в помыслах и поступках.
Такая вот красота, мне кажется, способна спасти хотя бы одного отдельно взятого человека. А значит, и весь мир.
Да и на что нам ещё надеяться в нашем не самом добром из миров? Только на красоту.
Искусство садовода
В Янчжоу, утром следующего дня, нас ждал ещё один сад – Гэюань. Но вечер накануне мы посвятили другому всемирно почитаемому и всемирно потребляемому продукту китайской культуры – чаю.
Собственно, в почти постоянном сопровождении чайной тематикой проходило практически всё наше путешествие. И дело не только в том, что вкуснейший и полезнейший китайский чай дегустировали мы в эти дни не раз.
С нами в делегации был ещё один уникальный эксперт – Иван Соколов, историк чая, кандидат исторических наук. В довольно длинных порой переездах из города в город он рассказывал нам, своим попутчикам, чем интересен каждый из видов и сортов этого животворящего напитка, как отличить настоящий китайский чай от подделок. И давал конкретные рекомендации: что именно привезти домой из поездки.
Так многие и поступили. Кто-то купил себе чаю на специализированном рынке в Янчжоу.
Кто-то заказал его самые редкие сорта с доставкой в Пекин, откуда нам предстояло улетать. Кстати, один из таких, купленных под заказ чаёв в комплекте с книгой Ивана Соколова о китайской чайной культуре будет разыгрываться на аукционных торгах во время очередного Благотворительного вечера в рамках Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердцем», который пройдёт 1 июня 2024 года в московском клубе-ресторане «Петрович» (начало в 17:00, зал «Петрович-путешественник»). Так что милости просим!
Гэюань, второй сад, который мы посетили в Янчжоу, оказался заметно поменьше, чем Шоусиху. Но, во-первых, интересен он тем, что его история восходит аж к XII веку (потом, однако, он долгое время был в запустении, а в XVIII веке его выкупил и восстановил местный соляной магнат). И он (понятное дело – весна) тоже был весь в цвету.
А здесь ещё и раскинулись великолепные заросли бамбука.
Это место иногда называют «жилым садом». Потому что на его территории расположено множество строений бытового и делового предназначения с аутентичным оформлением.
На вашем пути то и дело встречаются разнообразные композиции из растений и камней, природой нафантазированных скульптур, в которых можно, при доле фантазии, распознать и льва, и дракона.
Но не менее выразителен, как видите, и мощный поток местных туристов: мы чуть не потерялись в толпе. Впрочем, нашу «внутригрупповую» экскурсию вновь сплотила и обогатила информацией об объекте всё та же Елена Голосова, садовод-энциклопедист.
Мы всё успели. И даже сфотографировали очаровательных маленьких китайцев и китаянок, которые растут в таких вот прекрасных садовых условиях. Растут рядом с заботливыми садоводами.
Они вырастут и спасут мир.
А мы пока отправимся дальше по провинции Цзянсу – в Нанкин.
Константин Исааков.
Фото автора
Продолжение следует
Редакция «Вести Туризм» благодарит за организацию поездки российского туроператора China Tour and Business Travel Company и лично Сергея Джан Ша.
-0-