images/2020/June2020/03/IMG_20161219_105109-22.jpg

Олег Афанасьев, д.г.н., профессор РГУТиС: Мой комментарий к проекту закона о гидах и экскурсоводах.

Продолжаем обсуждение регулирования работы гидов-переводчиков и экскурсоводов в Российской Федерации.

3 июня 2020 года. Москва. Вести Туризм

Два интервью с президентом Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турлидеров Александром Осиповым и экскурсоводом, модератором FB-сообщества "Экскурсовод" Ириной Чичкиной вызвали отклик в профессиональной среде.
На редакционную почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. поступили десятки писем от наших коллег и партнеров.
Мы уже опубликовали обзор, в котором профессионалы рынка расскаывают - "А как принято у них" - в, частности - Великобритании, Израиле и Австрии. Кроме того, в этом же обзоре мы опубликовали отрывок из интервью с одним из руководителей компани Ай Ти Си Инной Нагумановой - тот, что касается работы гидов. (Полностью интервью с Инной можно посмотреть здесь). 

Свой комментарий к нормам, содержащимся в проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" специально для Вести Туризм дал Олег Евгеньевич Афанасьев, доктор географических наук, профессор Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО "Российский государственный университет туризма и сервиса", Главный редактор научных журналов (в списке ВАК) "Современные проблемы сервиса и туризма", "Сервис в России и за рубежом", директор магистерской образовательной программы "Экономика впечатлений в экскурсионной индустрии".

Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТиС) является ведущим профильным вузом, осуществляющим подготовку по направлению «Туризм». Вуз всегда придерживался принципов практикоориентированности в процессе образовательной деятельности, тесно сотрудничая с представителями профессионального сообщества. Вопросы повышения качества экскурсионных услуг, улучшения уровня образованности экскурсоводов, гидов-переводчиков считаем первоочередными и приоритетными для отрасли. Для этого мы предлагаем апробированные и одобренные профсообществом курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с выдачей дипломов государственного образца.

Также мы ведем подготовку и выпускаем магистрантов по направлению «Туризм», профиль «Экономика впечатлений в экскурсионной индустрии».

Наши студенты-выпускники владеют современными методиками и технологиями разработки, организации и проведения экскурсий, знают и владеют ведущими техниками работы со специализированными сервисами для проектирования экскурсионных услуг. В реализации программы принимают участие ведущие экскурсоводы, экскурсионные компании, музейные учреждения Москвы и Подмосковья. Обучаясь 2,5 года по нашей программе магистратуры, студенты могут совершенно бесплатно получить профильное образование.

И вот тут как раз возникает много вопросов в связи с отдельными нормами и положениями законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников".

Исходя из изложенного в законопроекте, наши высококвалифицированные выпускники, владеющие в совершенстве техникой и методикой экскурсионной работы, имея на руках диплом вуза государственного образца, в реальности трудоустроиться в качестве экскурсовода не будут иметь возможности, пока не сдадут дополнительные квалификационные экзамены перед некоей комиссией.

Выходит, что без этого экзамена выпускник с профильным экскурсионным образованием работать по профессии просто не имеет права. Этот же экзамен обязан сдать и любой иной претендент на работу в сфере экскурсионных услуг, даже не имеющий высшего образования по этой специальности.

Получается, что профильное вузовское образование – лишний компонент в этой цепочке? Окончив школу, пройди платные курсы, получи аттестацию и работай себе экскурсоводом. Также общеизвестно, что, например, в Москве ты, при всем желании и при всех самых лучших и полных знаниях и профессиональных навыках, никогда не получишь возможности сдать этот квалификационный экзамен комиссии, пока не пройдешь профильные курсы подготовки, которые, как признают очень многие экскурсоводы, достаточно дорогостоящи, малоэффективны и во многом преподаются по давно устаревшим методикам.

Многие представители профильного сообщества, и я лично с ними полностью согласен, высказываются за необходимость аттестации экскурсоводов, наличия системы аттестации и аккредитации. Но аттестация должна оставаться добровольной – это действенный механизм саморегулирования отрасли и рынка экскурсионных услуг, который доказал за многие годы свою эффективность.

Любой экскурсовод, кто готов подтвердить качество своего продукта, должен иметь возможность пройти аттестацию, но эта возможность должна оставаться добровольной! Введение же нормы о ее обязательности и безальтернативности породит множество проблем, среди которых – появление рынка «черных экскурсоводов» (а кто и как будет их выявлять? Механизм этого в законопроекте не прописан), а также высокую вероятность коррупционной составляющей через неизбежную в подобных случаях явную и скрытую аффилированность отдельных членов аттестационных комиссий с учебными и образовательными курсами экскурсоводов («не пройдешь наши курсы – не получишь аттестацию»).

Также, неизбежно, значительно возрастет стоимость курсов подготовки и переподготовки как для будущих, так и для действующих экскурсоводов, которых, согласно нормам законопроекта, обязывают переподтверждать с определенной периодичностью свою квалификацию (будто бы со временем экскурсовод вдруг забыл правильную дату основания Москвы или иные какие-либо факты).

Убежден, что аттестация экскурсоводов (гидов) должна остаться добровольной.

В противном случае требование ее обязательности может существенно ограничить возможности для развития индивидуального предпринимательства в формате авторских экскурсий, необычных по методике и технике проведения, в т.ч. предприятий/компаний, предлагающих услуги и проекты по разработке и реализации аудиогидов, а также начинающих экскурсоводов. Эта норма существенно отбросит назад уровень развития экскурсионного дела в России, сократит спектр услуг на этом рынке, доступных для потребителя, существенно ограничит предпринимательскую инициативу (возможность развития многих успешных экскурсионных компаний, являющихся сегодня высокоприбыльными плательщиками налогов, была обусловлена именно отсутствием нормы об обязательности аккредитации экскурсоводов).

Также много вопросов вызывает норма законопроекта об обязательности наличия гражданства РФ у экскурсовода.

Это отдельный блок вопросов, вызывающий много противоречий и возражений.

Вопрос введения обязательной аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников действительно неоднократно поднимался профессиональным экспертным сообществом в сфере туризма. Экскурсоводы и гиды-переводчики должны быть не только высокопрофессиональными специалистами в своей области, но и иметь глубокие знания о регионе, его исторических и культурных особенностях.

Это верное утверждение. Но факт наличия/отсутствия гражданства РФ не обеспечивает все перечисленные условия. Кроме того, международные туристские компании очень часто привлекают высококвалифицированных специалистов к занятию законной трудовой деятельностью на территории РФ, в т.ч. в сфере туристско-экскурсионных услуг. Важно, чтобы такие специалисты имели именно законный правовой статус (статус резидента РФ) для осуществления законной трудовой деятельности на территории РФ.

Также есть вопросы относительно возможности и целесообразности обучения на соответствующих специальностях студентов профильных вузов с иностранным гражданством. Получается, что вузы обучать их и взымать оплату за обучение могут, а вот трудоустроиться по полученной специальности – нет.

Ведь не секрет, что многие студенты-иностранцы, окончив обучение в российском вузе, хотят остаться жить и работать в нашей стране. Но далеко не всем им удается за время обучения в вузе получить гражданство РФ ввиду достаточно сложной многоэтапной процедуры этого процесса. Выходит, нам нужно отказаться от обучения студентов-иностранцев на специальности «Экскурсионная работа»?

Это очень не правильно и дискриминационно по отношению к ним. Также есть много вопросов и относительно возможности организации учебных экскурсионных выходов и выездов для студентов, организации тренировочных и учебных экскурсий. Ведь такие группы автоматически оказываются, согласно нормам законопроекта, вне правового поля, поскольку студенты-экскурсоводы, сдающие учебную экскурсию (в т.ч. и проводящие ее на первых «подопытных» экскурсантах), оказываются нелегалами, не имеющими аттестации.

В пояснительной записке указывается, что «планомерно идет "захват" отечественного туристического рынка иностранными гидами-переводчиками, при этом иностранные туристы получают искаженное представление об истории и культуре России в произвольном трактовании непрофессиональных специалистов;». Это - отчасти верно.

Но ситуация с «искаженным представлением об истории и культуре России в произвольном трактовании» может иметь место и с аккредитованными экскурсоводами – гражданами РФ, что может быть обусловлено собственными взглядами на историю страны и ее роль в мировой истории экскурсовода, уровнем его ангажированности, патриотизма, социальной ответственности, реальными поставленными целями деятельности. Кто может в принципе осуществлять контроль за тем, что, как и в каких трактовках излагает экскурсантам конкретный экскурсовод, соответствие между защищенным перед аккредитационной комиссией контрольным текстом экскурсии и озвученным текстом экскурсантам?

К тому же, в подобных трактовках экскурсовод вполне обоснованно может ссылаться на многочисленные научные и псевдонаучные публикации, сии трактовки в изобилии содержащие (публикации псевдоисторика Суворова, «Новая хронология» Фоменко и иже с ними).

Норма об обязательности гражданства РФ для гидов-переводчиков является дискриминационной в отношении иных лиц, постоянно проживающих на законных основаниях и осуществляющих на постоянной основе законную трудовую деятельность на территории РФ. В случае сохранения в неизменном виде этой формулировки, данный закон, в случае его принятия, будет единственным, равно как и профессия гида-переводчика, имеющим законодательные ограничения на профессиональную деятельность лиц без гражданства и иностранных граждан, имеющих законные основания для постоянного проживания на территории РФ и осуществляющих на законных основаниях трудовую деятельность.

Получается, что образовательную деятельность лицо, не являющееся гражданином РФ (в т.ч. высококвалифицированные специалисты) в отношении подготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, осуществлять имеет право, а деятельность в сфере экскурсионной работы – нет. Это противоречит нормам целого ряда нормативно-правовых документов РФ, согласно которым правом на занятие трудовой деятельностью обладают иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие законные основания для постоянного проживания на территории РФ и осуществляющих на законных основаниях трудовую деятельность (Конституция Российской Федерации, где в части 3 ст.62 говорится о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ , Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и др.).

Также в перечне условий, которым должен соответствовать соискатель для прохождения аттестации в качестве экскурсовода (гида) или гида-переводчика (Статья 4 3 .  Условия оказания услуг экскурсовода (гида) и гида-переводчика на туристских маршрутах) норма об обязательности наличия гражданства РФ не включена.

Также условие выхода из гражданства РФ экскурсоводом (гидом), имеющим действующий аттестат экскурсовода, не указано в перечне «Оснований для прекращения действия аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристских маршрутах» в тексте этой же статьи, что также может привести к появлению аттестованных экскурсоводов, не являющихся гражданами РФ и не уведомивших своевременно о выходе из гражданства соответствующие аттестационные органы. Поэтому норму об обязательности наличия гражданства РФ экскурсовода (гида) предлагается заменить на норму об обязательности наличия статуса резидента РФ и осуществления на постоянной основе законной трудовой деятельности.

В пояснительной записке указывается, что «Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации». Это совершенно противоречит духу предлагаемых поправок. Каким образом, например, гражданин Республики Беларусь, может реализовать свои права на трудовую деятельность на территории РФ в рамках действующих норм Договора о Евразийском экономическом союзе, если он по определению является иностранным гражданином, и не сможет осуществлять трудовую деятельность по профессии экскурсовода (гида), гида-переводчика по факту? Это как раз противоречит и нормам Конституции Российской Федерации, и нормам целого ряда законов страны, и упомянутому международному договору.

Представляемые поправки к Закону совершенно не решают иную, более важную проблему, о которой говорят практически все экскурсоводы.

Эта проблема касается доступа аккредитованного экскурсовода на территории многих объектов культуры – музеев, музеев-заповедников, историко-культурных комплексов. А сегодня устанавливать ограничения на возможность проведения экскурсий и доступ экскурсоводам с экскурсионными группами стали и такие предприятия, экскурсионная деятельность которых не является профильной – например, московский метрополитен. Предлагаемые нормы законопроекта совершенно не прописывают права, которые гарантировались бы экскурсоводу, который будет платить государственную пошлину, проходить аккредитации и подтверждать их.

В итоге мы в очередной раз накладываем обязательства, нормируем, ограничиваем, облагаем пошлиной, вводим надзор, но взамен не гарантируем права и не даем никаких возможностей, которые бы были шире ныне существующих.

 

 

 

Главное

Игорь Фомин: «Великий Новгород будет привлекать китайских туристов народными забавами и фолк-рок представлениями»

Мы предлагаем совместить визит в Новгород с одним из множества тематических событий или одним из гастрономических фестивалей.

Подробнее...

Какие регионы России особенно популярны у китайских туристов

Рейтинг составлен экспертами АТОР.

Подробнее...

Фан Фэй: «Китайские туристы поедут в путешествие по России за «самым-самым»

Сейчас очень важно задуматься над тем, как привлечь в Россию молодежь, но, к сожалению, в вашей стране пока не очень понимают, чего хотят современные китайцы.

Подробнее...

Спортсменов на Олимпиаду в Пекине доставят временные чартерные рейсы

Китайские и иностранные авиакомпании их организуют через Гонконг, Сингапур, Париж и Токио. По прибытии в аэропорт участников отправят в замкнутый контур на всё время пребывания в стране.

Подробнее...

Сразу двум девочкам – 2-летней Маше и 14-летней Мариям – помогли участники и гости концерта «Таланты турбизнеса»

Мариям Назарова получит новогодний подарок благодаря остатку от сбора для Маши Пудовкиной.

Подробнее...

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024
All rights reserved