Туризм - дело платное. Часть третья.
Продолжаем разговор о проблемах и перспективах российского туризма.
Наше интервью с президентом Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Александром Вячеславовичем Осиповым мы попросили прокомментировать Ирину Владимировну Чичкину, филолога, автора книги «Гостиница Пожарских или парадоксы российского гостеприимства», экскурсовода с 1990 года, модератора закрытого профессионального сообщества «Экскурсовод» в социальной сети Facebook, объединяющего более 500 профессиональных гидов и экскурсоводов, работающих в Российской Федерации и русскоязычных гидов в разных странах.
С Ириной Владимировной беседовал издатель Вести Туризм, Юрий Щегольков.
Вести Туризм: Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с регулированием деятельности гидов и экскурсоводов в РФ? Что такое сегодня мир экскурсий? Кто должен и имеет право проводить экскурсии? С какими проблемами вы сегодня сталкиваетесь?
И.В.Чичкина: Ситуация, честно говоря, не простая. Сегодня мы живем в совершенно новой реальности. Когда-то экскурсии разрабатывали методисты, экскурсоводы их учили, добавляли какой-то свой авторский материал, после чего выходили на маршрут. Так было заведено еще в СССР. Гиды-переводчики в своих рассказах строго следовали «политике партии», за ними присматривали «экскурсанты в штатском»… Все было планово и централизовано.
Новое время диктует новые законы. Теперь гид-экскурсовод очень часто сам разрабатывает свои экскурсии и сам ведет их. Туристы и экскурсанты иногда специально записываются на определенных экскурсоводов, потому что многие из них проводят свои экскурсии ярко, артистически, их рассказ – это иногда настоящее погружение в историю, культурологию…
Сегодня мы живем в мире рыночной экономики, в жестком конкурентном поле. Приходит век новых технологий, которые с одной стороны облегчают жизнь, с другой – в какой-то степени лишают нас заработка. Туристу уже недостаточно простого рассказа – «посмотрите налево, посмотрите направо». Экскурсовод по сути своей должен быть не просто профи – а харизматичным лидером, человеком, которому симпатизируешь и доверяешь, который расширяет твои горизонты.
Да и сама экскурсия меняется, это уже не просто «сопроводительный текст с показом» - это, по большому счету – культурный феномен, очень мощный коммуникативный канал передачи культурно-значимой информации.
Потому количество экскурсий растет год от года. И если совсем недавно этот вид деятельности четко был привязан к функционалу туристических компаний – с развитием новых медиа, упростивших и удешевивших себестоимость создания и маркетинга экскурсионного продукта, стали возникать авторские экскурсионные бренды.
Меняется и турист. Если раньше основу турпотока составляли группы, сегодня, чем дальше, тем больше растет сегмент индивидуального туризма. Новый турист требует от своего визави – собеседника, а в чем-то и учителя, - экскурсовода, - специальных знаний. Происходит так называемся «Депрофессионализация» деятельности экскурсовода, экскурсия становится еще и формой самовыражения для людей самых разных профессий.
При этом старая экскурсионная школа никуда не исчезла, и мы сейчас иногда являемся свидетелями конфликтов между новым и старым пониманием того, в какую сторону будет идти развитие нашей сферы деятельности.
Подводя итог, экскурсия сегодня – это не ретрансляция путеводителей и научных текстов, а рефлексия по поводу определенной темы, предмета, важная часть социокультурной практики горожан, которая дополняет и заменяет другие источники впечатлений и информации.
Вести Туризм: Можно ли научиться этой профессии? Кто должен готовить гидов и экскурсоводов? И кто определяет степень готовности гида к выходу на маршрут?
И.В.Чичкина: Мы относительно недавно, в феврале 2020 года, решили провести в нашей FB-группе опрос работающих экскурсоводов – какое образование они имеют. В нашей выборке – 117 ответов. Из них техническое образование имеют – 21 человек, историческое – 19, педагогическое – 19, филологическое – 14, культурологическое – 7, журналистское – 6, в сфере туризма и гостеприимства – 5, естественнонаучное – 5, экономическое – 5, финансовое – 4, медицинское, коммерческое, юридическое, художественное – по 2, философское, рекламное, библиографическое, психологическое – по 1. При этом наши респонденты могли выбирать более одного варианта.
Как видите, собственно «Туристов», то есть тех, кто имеет профильное когда-то для нас образование, у нас не так много – менее 5%. Но это не означает, что все остальные наши коллеги работают «как-то не так», «не по науке» и т.д.
По большому счету мы находимся в рыночной ситуации, и если твоя экскурсия не качественна или не отвечает запросам аудитории, никакое профильное высшее образование тебя не спасет. Профессиональные гиды и экскурсоводы находятся в перманентном состоянии повышения квалификации, получения дополнительного образования и навыков, - иначе просто невозможно работать с теми людьми, которые ждут от тебя нового открытия, а иногда и настоящего чуда.
Тем не менее, наши контрагенты – известные российские объекты показа, такие как «Музеи московского Кремля», «Третьяковская галерея» устанавливают свои правила аккредитации. Отмечу, что аккредитацию у них могут пройти только гиды – это те наши коллеги, кто работает с иностранными группами. Самостоятельно прийти и провести экскурсию на территории Третьяковки вы не сможете, будь у вас хоть пять профильных дипломов. И я не могу, не смотря на весь свой тридцатилетний опыт. Могут только гиды-переводчики после прохождения платного курса обучения и получения музейной аккредитации.
Кроме того, сейчас существует аккредитация гида-экскурсовода при Правительстве Москвы. Пока она добровольная, но в случае, если будет принят Закон, регулирующий нашу деятельность, и о котором в своем интервью говорит А.В.Осипов, мы должны будем пройти обучение и обязательную аккредитацию в той государственной администрации, в подведомственном регионе которой мы работаем.
Проект этого закона сейчас находится в Государственной думе, он прошел первое чтение. С нашей точки зрения, в случае его принятия наша деятельность будет существенно усложнена. Судите сами.
Допустим, мои экскурсанты, с которыми я работала в Москве, неожиданно решили поехать в Сергиев Посад. Я не смогу их сопровождать, потому что на территории Московской области мне понадобится получить еще одну аккредитацию – теперь уже в правительстве региона, то есть снова заплатить деньги, пройти обучение и сдать экзамен.
А если я просто еду с автобусом из Москвы до Ростова Великого в рамках экскурсии по Золотому кольцу, мне понадобится получить 4 аккредитации в 4-х регионах РФ – Москве, Московской, Владимирской и Ярославской области.
И такую аккредитацию я, судя по проекту закона, должна получать 1 раз в пять лет.
Вести туризм: Достаточно сложно. А кто и когда будет контролировать соблюдение гидами-экскурсоводами всех этих требований?
И.В.Чичкина: С моей точки зрения, и с точки зрения почти 700 моих коллег, подписавших обращение в Госдуму, подобный регламент невозможен. Это действительно невозможно контролировать. Кроме того, в случае принятия закона в нынешней редакции, возникает огромная коррупционная составляющая. Представьте – мы едем с туристами на автобусе, автобус тормозят на посту ДПС на границе регионов. У меня есть аккредитация одного региона – а другой аккредитации нет. По тому проекту закона, который находится сегодня в Госдуме, меня могут просто-напросто высадить из автобуса, сам автобус отогнать на штрафстоянку – а туристы могут пешком возвращаться в отель. Это не фантасмагория – а вполне реальная возможная практика.
Вот как все это выглядит в проекте нового закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» от 17.12.2019 г. №11612п-П44., о котором вы говорили с г-ном Осиповым.
«…. Статья 43. Условия оказания услуг экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком на туристских маршрутах
Услуги экскурсовода (гида) и гида-переводчика на туристских маршрутах оказываются гражданами Российской Федерации и прошедшими аттестацию в соответствии с настоящей статьей. Указанные граждане должны состоять в трудовых отношениях (на основании трудового либо гражданско-правового договора, предусматривающего оказание ими таких услуг) с организацией или индивидуальным предпринимателем, индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги».
Одна статья – а сколько вопросов. Первое – мы, по данному проекту, выбрасываем из профессии всех самозанятых. Второе – мы дискриминируем иностранцев, работающих в России и являющихся налоговыми резидентами нашей страны.
Давайте посмотрим другое положение проекта:
«Для прохождения аттестации в качестве экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающего услуги на туристских маршрутах, соискатель должен иметь: среднее профессиональное или высшее образование; дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающего услуги на туристских маршрутах, за исключением соискателей, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по программам подготовки специалистов в сфере туризма, включающим дисциплину (модуль) по предоставлению услуг экскурсоводов (гидов) или гидов-переводчиков, либо стаж работы в качестве экскурсовода (гида) или гида-переводчика не менее пяти лет.
Вопросы: Как и кем определяется «область, соответствующая профилю работы экскурсовода»? Почему профильным считается только «высшее образование по программам подготовки специалистов в сфере туризма, включающим дисциплину (модуль) по предоставлению услуг экскурсоводов (гидов)»? Каким образом будет подтверждаться пятилетний стаж работы?
А вот здесь – про аттестаты, значки, права и обязанности:
«Соискателю, прошедшему аттестацию, органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма выдаются аттестат экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающего услуги на туристских маршрутах, подтверждающий уровень его квалификации, и нагрудная идентификационная карточка экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающего услуги на туристских маршрутах, установленной формы. Наличие аттестата позволяет оказывать услуги экскурсовода (гида) или гида-переводчика на туристских маршрутах, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого выдан аттестат»
Как на практике будет применяться данная норма? На межрегиональных маршрутах в автобусе должны находиться два и более экскурсоводов с разными аттестатами? В какой форме может быть осуществлен контроль за наличием региональной аттестации? Как получить ее в тех регионах, где таких аттестационных центров нет? Означает ли это, что экскурсоводы и гиды-переводчики, помимо дополнительного платного обучения в музеях, монастырях, на кладбищах (я не говорилась, некоторые кладбища тоже вводят свои правила «аккредитации») своего региона должны также ездить в соседние для платной учебы и аттестации?
И наконец:
«Экскурсоводы (гиды) и гиды-переводчики обязаны проходить аттестацию один раз в пять лет в том субъекте Российской Федерации, на туристских маршрутах которого они оказывают услуги экскурсовода (гида) или гида-переводчика».
В чем цель этой переаттестации? Может быть все просто - мы должны обеспечивать зарплатой будущие учебные центры, которые будут рассматривать нас, как обреченный на платную переподготовку контингент? Почему в европейских развитых в туристическом отношении странах аккредитация выдаётся единожды, а советы по туризму или торгово-промышленные палаты регулярно собирают гидов и информируют их о новинках экскурсионного сезона? А у нас люди с несколькими высшими образованиями должны будут регулярно переобучаться? И кто будет заниматься их переподготовкой?
Вести Туризм: А как вы относитесь к тому, что экскурсии могут проводить только граждане РФ? Собственно, с точки зрения нашего уважаемого омбудсмена по правам предпринимателей г-на Б.Титова, именно это является одной из главных проблем российской индустрии гостеприимства?
И.В.Чичкина: В этом есть момент дискриминации. За рубежом наши сограждане, имеющие вид на жительство и являющиеся налоговыми резидентами той страны, в которой они работают, после того, как они прошли аккредитацию, - и такая аккредитация действует на всей территории страны, могут работать наравне с гражданами этих стран. Я считаю, что подобная норма должна быть и в новом законе, который в нынешнем виде серьезно ограничивает права иностранных граждан на территории РФ.
Вести Туризм: Да, все серьезно. А могли бы вы кратко сформулировать ваши предложения к проекту Закона?
И.В.Чичкина: Все очень серьезно. Стоимость обучения в «специализированном учебном центре» доходит до 70 тыс рублей. (По экскурсоводам до 40, а гидам с музеями до 90). Некоторые российские сенаторы предлагают уже сейчас вводить штрафы, наказывающие гидов и экскурсоводов, работающих без аккредитации на суммы от 20 до 100 тыс рублей.
Наши предложения следующие:
Первое - Отнести самозанятых к субъектам экскурсионной деятельности.
Второе - Предложить в качестве основания аттестации предоставить мотивационное письмо с изложением образования, опыта работы, публикаций, а также с предоставлением методических разработок нескольких экскурсий
Третье - ввести национальную либо зональную аттестацию (области центральной России, Северо-запада, Поволжья, Черноземья; Сибирь; Урал; Дальний Восток).
Четвертое - выдавать аттестацию бессрочно.
Мы изложили нашу позицию в письме, направленному в Государственную думу РФ.
Ваши читатели могут ознакомиться с ним здесь.
Вести Туризм: Большое спасибо!