Выбор студента: либо академотпуск, либо отчисление
1 декабря 2020 года. Москва. Вести Туризм.
В начале октября по просьбе иностранных студентов более чем из 20 стран, обучающихся в РФ и не имеющих возможности попасть в Россию на учебу из-за пандемии, мной, волонтёром, была создана группа в Telegram, в которой ныне состоит более 2 тысяч человек. Из многочисленных сообщений в чате я узнала о трудностях этих студентов, оказавшихся за пределами России, далеко от их учебных аудиторий и рассказывала об их проблемах здесь, здесь и здесь в надежде на то, что ведомства, отвечающие за организацию обучения, обратят на них внимание. Обратили вскоре внимание на проблему и другие СМИ: с момента нашей первой публикации об этой теме они написали более 100 раз.
23 ноября 2020 года, по просьбе группы студентов из чата, я обратилась к правозащитнику, вице-президенту Международного комитета по защите прав человека Ивану Мельникову с просьбой проинформировать председателя Штаба по противодействию коронавирусу при Правительстве РФ Татьяну Голикову о сложившейся ситуации c обучением иностранных студентов. К нашей радости, правозащитник принял во внимание сложности обучающихся в РФ зарубежных студентов и обратился к Татьяне Голиковой с просьбой о содействии в решении их проблем, что также вызвало массовый интерес СМИ к этой теме. Это вселяет надежду на то, что проблема иностранных студентов наконец-то будет решена чиновниками.
Однако в сложившейся ситуации вызывает недоумение позиция российского Министерства образования и науки , выражаемая в обтекаемых, ни к чему не обязывающих формулировках, которые не дают конкретных ответов на острые вопросы.
«Бюджетные места в вузах будут сохранены за студентами, которые из-за карантинных мер не могут въехать в Россию и испытывают сложности из-за недостаточно хорошего качества связи» - например, эта.
Но придется ли доказывать студенту (и как), что связь была недостаточно хорошего качества?
Что будет со студентами, которые учатся на платной основе и не смогут сдать экзамены по причине плохой связи или низкого качества организуемого вузом дистанционного обучения?
Или эта: «Все учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга, а также ряд вузов в регионах, в которых наблюдается сложная эпидемиологическая обстановка, переведены на удаленное обучение».
Но существуют и вузы, которые предоставляют смешанный формат обучения либо только очный формат. Что делать иностранным студентам, обучающимся в таких вузах? Каким образом они могут обезопасить себя от угрозы отчисления за то, что не могут присутствовать на очных занятиях? Что делать тем студентам, у которых нет связи для получения дистанционного обучения? Каким образом возможно урегулировать их положение?
«В Минобрнауки России не поступало обращений от студентов в связи с неправомерными отчислениями из вузов по причине отсутствия на занятиях», - сообщают из министерства.
Может быть, это потому, что ещё не наступило время зимней сессии и нет официальной причины отчислять студентов за отсутствие на занятиях? Что делать студентам, вузы которых предоставляют очный и смешанный форматы обучения, когда наступит время сдавать экзамены и подводить итоги практики? Что делать тем, кто не сможет приехать и решить проблему с академическими задолженностями?
«Минобрнауки России находится в постоянном контакте с руководством вузов и заинтересованными федеральными органами, а также студенческими объединениями. Отчислений иностранных студентов в связи с переходом на удаленное обучение не производилось».
Да, сейчас нельзя говорить о массовом отчислении иностранных студентов, однако случаи принуждения ухода в академический отпуск под угрозой отчисления есть. Вчера, 30 ноября, в анонимном опросе в нашем чате за два часа более 50 студентов написали о таких предложениях от вузов, примерно 30 сообщений о подобных случаях были в чате и ранее.
«В Минобрнауки России не поступало обращений от студентов в связи с неправомерными отчислениями из вузов».
Нам известен факт отчисления иностранного студента, который не смог сдать задолженность по причине невозможности присутствовать на очной учебе. Сейчас этот студент восстановлен, однако есть риск, что в такой ситуации окажутся и другие студенты.
Приведу примеры сообщений, по анализу которых возникают вопросы к Министерству образования и науки. Чтобы не создавать возможности давления на студентов и их родителей, все цитаты и скрины сообщений будут анонимными.
«Указ официальный был. Моя дочь тоже на дистанционном сидит. У них в группе дистанционников осталось 9 человек, но обучение очень хорошо поставлено. Все лекции, семинары. Кроме практики. Из-за неё и грозит отчисление».
«В СПБГУ очень странная ситуация. В прошлый понедельник нам сказали, что все мы на ДО, а потом резко некоторые преподаватели сказали, что занятия очно. В то же время учебный отдел настаивает на том, чтоб мы ориентировались на расписание (в нем все предметы онлайн), хотя, по факту, все же остаётся комбинированный формат, и такие дисциплины как рисунок, живопись, скульптура и так далее, ведутся очно».
«У меня нет дистанционного обучения. Сегодня в отделе ординатуры поставили перед фактом: либо академ, либо отчисление за неуспеваемость».
«Одно дело, это когда тебя могут заставить взять академ. А другое дело - как у меня. Не заставляя, не обговорив со мной, просто втихую взяли и отправили в академ. Не посмотрев даже на то, что я выпускница. Просто взяли и всё решили за меня. Даже куратор не удосужился оповестить. Узнала о академе от малознакомых людей».
«Мой сын учится в Новосибирске. Куратор нам написал: вы собираетесь приехать или так и будете отсиживать? При этом было сказано напрямую, что из-за одного студента преподаватель не будет скидывать дистанционно задание. И, если не будет посещения, значит, будет пробел в знаниях. И, если не будут сделаны практички, то сына могут отправить в академ либо отчислить. При этом куратора не волнует, что мы не можем приехать. И это не наша прихоть – сидеть дома и ничего не получать из колледжа. Но учеба оплачивается».
«Нам говорили: не приедете – отчислим».
«Почему Фальков сейчас подводит итоги? Большинство будут отчислять после Нового года из-за незакрытой сессии или же из-за несданных экзаменов. Некоторые вузы всячески будут пытаться сделать так, чтобы иностранные студенты не сдали экзамен. А потом государство просто скажет, что это студенты глупые, раз не сдали экзамен, и вузы не виноваты».
«Списки на отчисление вывесили. Когда я связалась с вузом, сказали: сдавайте дистанционно. Но от некоторых преподавателей нет ответа. Сданные работы просмотрены и все. Нет оценки, нет ответа. Практики проводят только очно. Лабораторные сын сделал, отправил. Сказали: неправильно. Сказали: сам разбирайся. Это физика. Сложный предмет. Непонятно как дальше?»
Возникает вопрос, почему Минобрнауки РФ до сих не разработал общее Положение, регулирующее и четко определяющее действия вузов по отношению к иностранным студентам, учащихся в России и не имеющим легальной возможности попасть в нашу страну из-за пандемии? Почему многим вузам непонятен алгоритм их действий по отношению к каждому студенту в индивидуальном порядке при необходимости возврата студента на обучение в Россию?
С трудом верится, что Министерство образования и науки не знает об этом. А ведь это:
- Ординаторы, дипломники, аспиранты, студенты медицинских вузов, не имеющие возможности заниматься практикой у себя на родине, первокурсники, студенты творческих профессий.
- Студенты, лишенные возможности получать дистанционное образование в своей стране, например: в Ираке, Ливане, Марокко и Таджикистане – по причине отсутствия связи хорошего качества.
- Иностранные студенты из Казахстана и Кыргызстана, которые, по факту, не могут вылететь на учебу в Россию даже при открытой границе с РФ, так как необходимые чартерные рейсы для них не проходят согласования.
Почему от Министерства образования и науки до сих пор не было открытой информации о необходимости и готовности решить вопрос с этими группами иностранных студентов?
Уже сегодня, 1 декабря состоится совместное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуры с руководством Минобрнауки, Минздрава и Минкультуры.
«Мы не имеем права потерять иностранных студентов. Они выбрали образование в России, при этом часть из них учится за счёт собственных средств» - так председатель комитета Лилия Гумерова определила позицию сенаторов.
Хочется надеяться, что ведомствам и сенаторам удастся найти пути решения проблем иностранных студентов, что позволит снять остроту вопроса и сохранить престиж образования в России для граждан других государств.
Ирина Соловьева (@carapozhar).
-0-
КИ