Ваши проблемы – вы и решайте
8 июля 2020 года. Гоа. Вести Туризм. Ирина Соловьева.
Как мы уже рассказывали, группа россиян, задержавшихся в Гоа из-за пандемии и не имеющих возможности вернуться домой, обратилась с Открытым письмом к Генеральному консулу РФ в Мумбаи Алексею Суровцеву. В письме содержалась просьба внести его авторов в ходатайство перед авиаперевозчиком на рейс от 30.06.2020 для эвакуации на безвозмездной основе. Люди написали в российское консульство о своём бедственном положении: за время пандемии их финансовые средства истощены, родственники им помочь не могут. Российские туристы сейчас живут либо на улице, либо, из милости, у местных жителей. Нет денег даже на еду – наши соотечественники голодают.
На это письмо пришёл официальный отказ.
Собственно, он и побудил 4 из 5 из них (к тому времени один мужчина авторов обращения в консульство по личным причинам попросил больше не ходатайствовать о нём) собрать вещи и отправиться в аэропорт: вдруг всё-таки удастся попасть на вывозной рейс.
Здесь им и встретился представитель консульства РФ в Мумбаи Ильй Варисов. В первый момент Илья Ильдусович даже пообещал им помощь. Но вскоре начал всячески избегать общения с «назойливыми безбилетниками». Новые заявления в адрес консульства, которые эта четвёрка попросила принять здесь же, в аэропорту, Илья Варисов и его коллега Егор Жуков взять отказались.
Вот как это происходило.
Впрочем, обвинить мумбайское консульство в полном безразличии к судьбам соотечественников тоже нельзя: двоим из оставшихся на улице звонил от имени консульства волонтер, уполномоченный МИД, предложив им расселение… за деньги (которых у людей давно уже нет). И эти двое по-прежнему ночуют «на матрасах» у индусов, питаясь «благотворительным» супчиком и тем, чем порой делятся с ними другие россияне. Есть и такие, кто как-то смог временно пристроиться под крышу.
Дальнейшее общение пятёрки отказников с консульством шло по модели «пони бегает по кругу»: проверить, дошло ли отправленное по электронной почте заявление невозможно – у дежурного на экстренной связи нет компьютера; звонить в консульство можно, но при этом не только внятного ответа не получишь, но ещё непонятно, с кем общаешься: собеседники отказываются представиться. Официальные консульские аккаунты @ConsulGoa и @Cons_Goa2 в Telegramm поменяли имена, превратившись в личные.
Есть же аккаунт консульского отдела в Дели, при Посольстве России в Индии @RusEmbDelhi: ответы с него всегда оперативны и компетентны. Кстати, именно благодаря делийской консульской службе был чётко организован вывозной рейс из Дели 16.06.2020: им лично занимался Никита Щульга, атташе, заместитель заведующего консульским отделом. На том рейсе улетали три россиянки, которые находились в таком же бедственном положении, как и нынешние наши герои: две из них жили в разрушенном доме, а одна была совсем без средств к существованию. Консульский отдел в Дели нашёл возможность эвакуировать их на безвозмездной основе, хоть формально они и не входили в социальную группу.
Вот выдержки из официального ответа Генерального консульства РФ в Мумбаи на заявление от 31.06.2020 (ответ получила только одна из 5 заявителей – остальных почему-то проигнорировали):
«Относительно оказания материальной помощи на основании Положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2010 г. № 370 сообщаем следующее».
Обратившиеся с заявлением не просят материальной помощи, что подразумевает денежные средства, они просят принять необходимые меры по обеспечению их безопасности и возвращению их в Россию.
«Положения определяет оказание содействия в возвращении на Родину росгражданам, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, лишь в исключительных случаях, при наличии угрозы жизни, которая может быть устранена только путем возвращения в Россию. Предоставление же такой помощи нескольким тысячам россиян, оказавшимся одновременно в Мумбайском консульском округе (МКО) в приблизительно одинаковом положении, с оплатой Генконсульством их расходов не предусмотрено».
Только ведь пандемия как раз и является тем самым случаем, при котором существует угроза жизни, и в условиях карантина у россиян нет возможности подать заявление в консульство лично. Словом, консульство РФ в Мумбаи официально подтвердило, что родная страна в принципе не готова оказать помощь не только пятерым заявителям, но и «нескольким тысячам россиян», оставшимся в Мумбайском консульском округе (МКО) без денег, крова и возможности вернуться домой.
Об этом – недвусмысленно:
«Соответственно, в распоряжении ГК отсутствуют финансовые средства на оказание социальной помощи росгражданам».
«Настоятельно рекомендуем Вам поддерживать тесную связь с родными, близкими и друзьями в России, чтобы предусмотреть все возможности изыскать финансовую поддержку в сложившейся ситуации».
Это ваши проблемы - вы и решайте, дорогие соотечественники!
Только вот одно непонятно: если у Генерального консульства РФ в Мумбаи нет средств для помощи россиянам, оказавшимся в беде, почему оно официально не обратилось в МИД РФ, в Правительство России с просьбой выделить эти самые средства? Ведь решение об этом на государственном уровне было принято.