images/2021/Oct2021/12/00.png

Марина Левченко: «Миф о неприбыльности китайского туризма создан людьми, плохо разбирающимися в экономике»

12 октября 2021 19:56:16
В список по безвизовому въезду должны войти только сильные китайские и российские операторы, которые не «играют в игры», не занимаются просто продажей списков для безвизового въезда.

Доходность китайского въездного туризма для России после окончания пандемии и восстановления международного туризма станет одной из главных тем для обсуждения на VIII Российско-китайском Форуме, запланированном на 19—20 октября 2021 года, который «Мир без границ» организует совместно с Китайской ассоциацией туристического сервиса (CATS).

Российская туриндустрия с нетерпением ждёт возвращения китайского въездного турпотока. Тем не менее, даже в кругу профессионалов не раз приходится слышать, что китайский туризм не приносит прибыли, поскольку приносит доход, в основном, китайской стороне. Так ли это?  Наш собеседник – Марина Левченко, генеральный директор туроператора «Тари Тур».

Вести Туризм. Почему, на ваш взгляд, возникло представление, что китайские туристы не приносят прибыли российскому рынку?

Марина Левченко. Миф этот, конечно создан людьми, которые слабо разбираются в экономике. И в экономике туризма в частности. О каком бы въездном турпотоке мы не вели речь: о китайском или о некитайском, о «белом» туризме или «сером» туризме, в любом случае турист поселится в гостинице, а гостиница получит за это деньги, получит прибыль, заплатит налоги.

Любой турист – китайский или некитайский – пойдет в музей, и билеты будут для него куплены. Музей тоже получит свою прибыль, заплатит налоги.

Любой турист – китайский или некитайский – скорее всего, будет ездить на экскурсии в российском автобусе. И транспортная компания, которая предоставит ему этот автобус, тоже получит свой доход, заплатит налоги и будет счастлива, что её автобусы пользуются спросом.

Любой турист – китайский или некитайский – поедет поездом Сапсан (или не Сапсан) либо полетит самолетом, и для него будет куплен билет, а железная дорога или авиакомпания получит свои денежки, свою прибыль, заплатит налоги.

Крупные китайские операторы в допандемийные годы заказывали для своих групп чартерные перелеты из Китая в Россию  у российских компаний.  Например, наши партнеры  фрахтовали чартеры «Уральских авиалиний», которые отправляли в Москву  или Петербург практически ежедневно самолеты с группами китайских туристов.

А сотни тысяч китайских туристов прилетали к нам рейсами Аэрофлота.

Это тоже доход, прибыль российских компаний, и, соответственно, налоги в  российскую казну!

То есть, въездной туризм – это не только туроператоры, это - отели, музеи, транспорт и так далее, огромный пласт сферы обслуживания, в котором заняты миллионы людей по всей стране.

Тур состоится только в том случае, если оплачены российские отели и транспорт, выкуплены билеты у российских музеев и перевозчиков.

И говорить о том, что эти деньги якобы не поступают к нам в казну, - это просто смешно.

ВТ. Но есть ли  в мифе хотя бы небольшая доля истины?

МЛ. Миф этот возник достаточно давно. Просто люди не хотели вникать, выступая с высоких трибунах и требуя «обеления» китайского туризма. Но ведь как раз в тот период активизации китайского турпотока, в Россию хлынуло очень много групп, в том числе и от «серых» китайских операторов, которые продавали у себя готовые пакеты по минимальным ценам, и в нашей стране пытались всё обслуживание проводить сами.

А китайские партнеры – очень предприимчивые люди.

Конечно, они в любом случае оплачивали основной  пакет услуг на территории России, но многие китайские предприниматели в сфере туризма (так же, как и иранские или вьетнамские) использовали  своих гидов-сопровождающих, открывали свои предприятия – ресторанчики, сувенирные магазинчики, которые работали на многочисленных китайских туристов.

Это и вызывало большое недовольство участников российского рынка.

Так родилось мнение, что китайский туризм – в целом неприбыльный и государству ничего не дает. На самом деле все это не так, государству он дает немало. Но мог давать и больше.

ВТ. В какой степени справедливо или несправедливо утверждение, что, де, китайцы в России имеют дело только с теми отелями и магазинами, которые контролирует китайский бизнес?

МЛ. Речь, конечно, идет о некоторых сервисах, ориентированных на китайцев. Это, прежде всего, продажа сувениров и китайские рестораны. Действительно, сувенирные магазины расцвели пышным цветом как раз в момент увеличения объемов китайского въездного туризма в Россию: прекрасные дворцы с огромны количеством всякого товара.

Я хочу честно сказать: российских туроператоров туда, как правило, не подпускали. Да мы и не пытались: исторически туроператор практически никогда не занимается работой, связанной с получением комиссии от сувенирного магазина.

Это всегда было прерогативой  сопровождающих групп со стороны отправляющих компаний,  гидов-переводчиков, водителей автобусов.

Сувенирные магазины работали и раньше для туристов из других стран.

А вот когда количество китайских туристов стало исчисляться уже миллионами, тут-то эти магазины стали особо лакомым куском. И, естественно, «под них» прямо создавались целые туры, которые приносили организаторам приличные деньги. Китайские операторы, особенно те, что привозили сюда туристов самостоятельно, получали  весомую комиссию в этих магазинах.

Китайские рестораны в России – тоже отдельная тема!

Ежедневное питание китайских туристов должно быть очень недорогим и качественным. А вот это не получалось.

Китайцы любят вкусно и много поесть, и предпочитают китайскую еду. Но отечественным рестораторам было непросто конкурировать по ценам с ресторанами, созданными китайцами на территории России, где  спокойно можно было накормить кормить за $5 с человека, и это будет хорошая разнообразная еда.

Поэтому могу сказать, что, формируя пакет «гостиница, перевозки, билеты в музей и т. д.», мы, как правило, гарантируем питание в ресторанах русской кухни, но соглашаемся с тем, что если гости хотят китайские ужины или обеды, это будет заказано непосредственно самим китайским партнером.

Конечно, эти сервисы  – сувениры и питание - не являются самой большой составляющей общего турпакета.

Но, тем не менее, баталии об этом были шумные.

Что касается отелей  -  поскольку спрос рождает предложение,  а китайских туристов так много,  - это действительно помогло возвести массу новых отелей и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других регионах.

И по-прежнему мест будет не хватать в пик сезона, если рынок восстановится, и жить китайцы будут в самых разных отелях, а не в каких то мифических «подконтрольных».

Нам повезло, мы работали с крупными китайскими фирмами, которые бронировали у нас прекрасные отели 4-5 звезд, предлагали разнообразную программу.

И это было, поверьте, нелегко, потому что тот демпинг, который последние годы существовал на рынке продажи туров в Россию, очень удручал!

Много раз мне китайские партнеры присылали  гуляющую по Китаю рекламу туров в Россию  за какие то смешные деньги – типа неделя в Москве и Петербурге за $200!

ВТ. Как такое возможно?

МЛ. Вполне понятно, что такие группы продавались просто в минус. Только для того, чтобы привезти туристов в несколько сувенирных магазинов и собрать там большую комиссию.

ВТ. На чем же всё-таки зарабатывают российские туроператоры?

МЛ. Ответ достаточно прост: как и на китайских туристах, так и на любых других туристах российский оператор зарабатывает, продавая пакет своих услуг. Что называется, от трапа до трапа.

Он загодя контрактирует музей, выкупает места в гостиницах на летний период, чтобы эти места были в наличии, естественно, получая свои особые групповые цены, , заказывает гида, транспорт, билеты на поезда, самолеты, полностью готовит пакет и далее визовую поддержку.

То есть, формирует пакет, его же потом координирует. Продает пакет со своей комиссию, при этом цена тура должна  быть конкурентоспособной.

Это касается опять-таки не только китайских туристов. Мы продаем пакеты услуг, мы получаем свою прибыль (кстати, не самую большую) - мы работаем на объемах. Вместе с нами получают прибыль гостиницы, автобусники, музеи, авиа и железнодорожные компании - миллионы людей, которые работают на въездной туризм.

Поэтому наше общее пожелание: пусть туристов будет как можно больше! То, как нам не хватает китайцев, да и других туристов, мы поняли за эти полтора года.

ВТ. Как, по-вашему, изменится доходность китайского въездного туризма после пандемии и как ваша компания к этому готовится?

МЛ. Что будет после пандемии, сложный вопрос. Мы видим, что подорожание уже идет. Мы видим, что и посещение музеев становится дороже -  за счет ограничений уменьшается количество  человек в группе и возникает оплата дополнительных гидов.

Мы сейчас готовимся к тому, что туристы поедут в нашу страну опять-таки тоже не сразу большими потоками, поэтому трудно будет заполнять и отели, и автобусы, и т. д. Мы надеемся на то, что неспешность восстановления потока поможет сделать этот поток более цивилизованным.

Очень большую надежду возлагаем и на Ассоциацию «Мир без границ», которая еще до пандемии активно обсуждала вопросы о том, как регулировать приезд в Россию именно легальных китайских фирм, как останавливать появление «серых» китайских операторов, которые только губят рынок, не дают ему работать в полную силу.

Мы рассчитываем, что многие шаги, которые собираются предпринять и «Мир без границ», и Российский союз туриндустрии, будут реализованы. В список по безвизовому въезду войдут только сильные российские и китайские операторы, которые действительно не, не занимаются продажей просто списков для безвизового въезда. А ведь и такие компании были: среди даже очень уважаемых компаний процветала продажа списков без всяких других услуг.

Турист – нужен, турист – востребован. И после пандемии он будет нужен особо!

Мы ждем, когда к нам поедут китайские туристы. И давайте отделять мух от котлет: надо предпринимать какие-то серьезные шаги против «серого» бизнеса, чтобы сделать китайский въездной туризм полностью цивилизованным.

Беседовал

Константин Исааков

-0-

КИ

подписаться на новости

Пожалуйста, включите javascript для отправки этой формы

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников