images/2020/Julay2020/26/345.jpg

Железный путь, Пиренеи. Страна Басков - Франция - Андорра - Каталония

26 июля 2020 17:34:22
Карина Бадалян продолжает свои пока еще виртуальные путешествия по историко-познавательным европейским маршрутам
Карина Бадалян, Вести Туризм

26 июля 2020 г. Москва. Вести Туризм. Карина Бадалян. 

Что ни век - то век железный... 

Пиренеи в Андорре летом.

Мы путешествуем в этот раз по Пиренеям - горной цепи, разграничивающей Францию и Испанию. Удивительные места! Они не очень то и Испания и Франция, потому что попробуйте сказать в Стране Басков, что это - Испания, или даже в Каталонии, и те и другие давно хотят независимости от Мадрида... Ну а Андорра и так является вполне себе независимым государством, очень маленьким - и очень независимым! Но и юг Франции тоже стал Францией относительно недавно - каких-то там 7 веков. А раньше это был Лангедок. Ланге Д'Ок  - земля, где говорят на языке "Ок". А еще эти места называли Окситанией. 

Правда, если вы думаете, что мы будем рассказывать о вине, то ошибаетесь, оно, конечно, здесь тоже есть, но сегодня наш рассказ почти-что о промышленном туризме.

Точнее, о железе. 

Долгий путь чугунной сковородки. 

Кажется, что железо всегда было с нами, но расцвет черной металлургии начинается с VII века до н.э.  Именно тогда люди научились добывать железную руду, а из нее выплавлять чугун и сталь, из которых делали разные полезные в хозяйстве предметы, в первую очередь, конечно, оружие, мечи, наконечники для стрел, кольчуги, но и бытовые мелочи, впрочем тоже - все помним о чугунках, ухватах, серпах и вилах - совершенно незаменимых в крестьянских хозяйствах во все времена.   

 

Вот что можно сделать из железа! А это - из бронзы. 

Железный век! Так называли период, когда в мире начала распространяться черная металлургия. Его прошли все страны, однако именно к железному веку, как правило, относят только те культуры первобытных племён, которые обитали вне владений древних государств, образовавшихся во времена неолита и бронзового века — Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Индии, Китая. 

Впервые железо научились обрабатывать в северных районах Анатолии, нынешней Турции. По устоявшемуся мнению, первыми освоили технологию получения железа в племенах, подчинённых хеттам. 

Железо (в первую очередь метеоритное) было известно уже в IV тысячелетии до н. э. Метеоритное железо, благодаря содержанию никеля, при холодной ковке обладало высокой твёрдостью, однако встречалось оно очень редко. Первоначально железо было очень дорого и использовалось в основном для изготовления ритуальных предметов.

Если первоначально железо было очень дорогим материалом (в документах, датированных XIX—XVIII веками до н. э., обнаруженных в руинах ассирийского поселения Кюльтепе в Центральной Анатолии, упоминается, что стоимость железа в 8 раз дороже золота), то с открытием способа получения железа из руды его стоимость падает. 

Пиренеи долго оставались вне влияния финикийской, греческой и римской цивилизаций. Где-то рядом греки основывали свои колонии, совсем недалеко на побережье Карфаген обустраивал свои владения, ставшие впоследствии римскими провинциями, а здесь - здесь веками сохранялся родовой строй, и - уж так получилось, местные племена (иберы) прежде всего, научились добывать железную руду и делать из нее массу полезного. 

Самородное железо в природе встречается редко (точнее говоря, не сохраняется в большинстве климатических условий из-за склонности к коррозии). Его выплавка из руды — достаточно трудоёмкое занятие, поскольку железо имеет более высокую температуру плавления, чем, например, у бронзы, хуже и его литьевые качества (фактически литьё из железа — в отличие от чугуна — было освоено только в позднее средневековье, с появлением домны — до этого его получали сыродутным способом, при котором полного плавления содержащегося в руде железа не происходило, а рафинирование — окончательная очистка железа от примесей — осуществлялось проковкой заготовки (помните, как в кино кузнецы бьют молотом по раскаленному докрасна мечу).

Железные руды встречаются в природе гораздо чаще медных и оловянных. Чаще всего это так называемые бурые железняки (в том числе — так называемая болотная руда, видимо, первый из источников железа, освоенных человеком), хотя они и считаются в наши дни относительно низкосортной рудой. В результате добыча железной руды в древности оказалась достаточно выгодным занятием, железо оказалось доступнее меди и сопоставимо по стоимости производства со сплавами на медной основе. Навыки и технологии литья бронзы создали предпосылки и для развития черной металлургии.

Полностью вытеснить бронзу  смогла лишь сталь, точнее "стали" - потому что сталь бывает разная - например - в древности особо славилась Дамасская сталь, которую делали по особой технологии. 

Обширные пространства лесной зоны в эпоху бронзы отставали в социально-экономическом развитии от южных регионов, и Пиренеи - классический тому пример.

Но после начала выплавки там железа из местных руд стала совершенствоваться земледельческая техника, появился железный лемех, пригодный для распашки тяжёлых лесных почв, и обитатели лесной зоны перешли к земледелию. В результате в эпоху железа исчезли многие леса Западной Европы.

Но и в регионах, где земледелие возникло раньше, внедрение железа способствовало улучшению ирригационных систем: происходило совершенствование оросительных сооружений, улучшались водоподъёмные сооружения (в частности, в середине I тысячелетия до н. э. стало использоваться водоподъёмное колесо). Это привело к повышению продуктивности полей.

Значительно ускорилось и развитие различных ремёсел, в первую очередь кузнечного, оружейного, создания транспорта (кораблей, колесниц), рудничного дела, обработки камней и дерева. В результате начало интенсивно развиваться мореплавание, строительство зданий и создание дорог, а также улучшалась военная техника. Развивалась и торговля, а в середине I тысячелетия до н. э. в ходу появились металлические монеты.

Дорога Железа

Маршрут, о котором мы расскажем сегодня, является одним из реализованных проектов Европейского института культурных маршрутов. Ранее мы уже писали о Дороге Финикийцев и Новом Ганзейском союзе.  

Пиренейский регион богат железной рудой и имеет традицию обработки железа и стали, которая насчитывает много веков. 

Лесные, горнодобывающие и производственные предприятия в значительной степени сформировали городскую и сельскую структуру региона, как со стороны Испании, так и со стороны Франции. Хозяйственная деятельность человека способствовала видоизменению природного ландшафта... а в конечном итоге, когда производство закончилось, сюда стали приезжать туристы - посмотреть "как это было". В итоге возникает культурно – познавательный и исторический маршрут, и надо сказать, ничего похожего в Европе больше нет.

Маршрут разработан и поддерживается несколькими европейскими университетами: Барселоны, Тулузы, Перпиньяна, Сен-Дени (Франция), Вальядолид (Испания). Цели маршрута понятны и логичны - через сохранение наследия и туризм знакомить всех желающих с удивительной историей этих мест.  

Когда-то здесь были кузницы, кузнецы обрабатывали железную руду, так называемым "прямым способом", постепенно характер производства менялся - но всегда оставалась тесная связь между нарождающимся промышленным производством и местной экосистемой, потому что печи разжигались древесным углем, добытым в местных месторождениях вблизи заводов и рек. 

Интерес к сохранению наследия и развития туризма, привел к тому, что различные муниципальные организации в Андорре, в Испании и во Франции создали международную ассоциация "Пиренейский железный путь". Ассоциация объединяет музеи, выставочные залы, туристические компании и открыта для всех профессиональных участников.

Европейский институт культурных маршрутов сертифицировал проект в 2003 году.

 

 

 

Маршрут интересен прежде всего индустриальным наследием. Путешествуя можно посмотреть старые, но не заброшенные, а приведенные в порядок и пригодные к осмотру шахты, бвышие угольные печи, крохотные заводики-мастерские а также целые деревни, где жили шахтеры, кузнецы и металлурги. Все эти места отражают не только историческое многообразие, но целый этап индустриального прогресса на пути к нынешнему обществу.

Согласитесь, это встречается в мире не часто. Тем не менее - это очень интересно!

Точки показа на маршруте разделены на музеи, старинные шахты, кузницы и другие объекты.

Кратко познакомимся с некоторыми из них. 

И первый из них - Музей баскской железной дороги в городке Аспейтия

Первая железная дорога в Стране Басков появилась в 1855 году, она во многом способствовало тому, что этот регион стал одним из самых промышленно развитых в Испании. И если в Бильбао сегодня трудно представить - как оно все было в середине 19 века, в городке Аспейтия это получается очень хорошо. Кажется, что время здесь замерло как раз на отметке "Конец 19 века". 

Коллекция Баскского железнодорожного музея может похвастаться более большм количеством раритетных транспортных средств, от дымящихся паровозов до бесшумных электричек, а также пассажирских вагонов, грузовых вагонов, трамваев или троллейбусов. На электростанции сохранились оригинальные трансформаторы 1925 года, которые погрузят туристов в мир футуризма ... сто лет назад! 

Помимо прогулок по коллекциям, посетители Музея баскской железной дороги также имеют возможность насладиться путешествием во времени на его исторических паровозах. Музей имеет 5-километровую дорожку, которая проходит через долину реки Урола до соседней станции Ласао. Поезда музея, запряженные локомотивами, сохранившимися с конца 19-го века, которые, как и сейчас, сжигают уголь в своих котлах для производства необходимого пара, ходят каждые выходные и в праздничные дни (кроме зимы). 

Одной из интереснейших точек маршрута является посещение Горного заповедника Иругуруцета - Ирун Irugurutzeta

Участок Игугуруцета представляет собой крупнейшую батарею печей для прокаливания, здесь использовали карбонат железа, залежи которого  до сих пор есть в Стране Басков. Участок расположен в муниципалитете Аиако Харрия, здесь добывали уголь и занимались металлургией со времен железного века, а производство функционировало со времен римлян до 1940 года. 

Горнодобывающий заповедник Бидасоа снабжал Иругуруцета необходимой рудой для производства бессемерской стали. В окрестностях вы все еще можете разобрать остатки оборудования, используемого в горных работах, и место жительства управляющего шахты, известное как «Кастильо-дель-Инглес», а также шахтерский городок, карьеры, отвалы и даже работающие транспортные системы.

Маршрут начинается в музее, рассказывающем о металлургическом производстве в римскую эпоху, но основной интерес визита, несомненно, представляют печи, расположенные на втором из трех уровней, благодаря которым выплавлялась сталь. Они отделены от нижнего уровня стеной каменной кладки. Первый уровень содержал средства транспортировки руды, с наклонным грунтом и подвесными кабелями. На третьем и последнем собственно выплавлялись стальные заготовки, после чего их отправляли по железной дороге.  Хотя все они утратили некоторые из своих символических элементов, таких как железные конусы, они все еще сохраняют свои вентиляционные отверстия, огневые системы и разгрузочную внутреннюю площадь в форме пирамиды.

Горнодобывающий заповедник Иругуруцета начал демонстрироваться в качестве яркого примера баскского промышленного наследия в 1997 году. Сюда приезжают как туристические группы, так и отдельные туристы.

Мастерские

В деревушке Бурдетте у подножия Пиренеев, где по-прежнему местнеые жители занимаются скотоводством, расположена мастерская Дабана. Уже на протяжении 10 поколений здесь изготавливают традиционные колокольчики из жёсткой листовой стали.

Сюда можно добраться на машине или на велосипеде. Кроме мастерской здесь есть еще несколько достопримачетальностей, например - музей берета (помните, что у басков берет - это не просто голорвной убор!). 

Еще один из многочисленных музеев на маршруте - Музей оружейноиков в Эйбаре

Он посвящен сохранению и демонстрации промышленного наследия города, традиционно связанного с оружейной промышленностью. 

Музей открылся в 2007 году в Эйбаре, в маленьком городе с давними промышленными традициями. Кроме оружия здесь делали и вполне мирную продукцию, такую, как, например, велосипеды. 

Основная цель этого музея - сохранить и распространить индустриальное наследие Эйбара и его окрестностей. Коллекция содержит оружие, технику, станки, велосипеды и многие другие экспонаты - образцы промышленного производства 19 - начала 20 веков. Выставка организована в хронологическом порядке, поэтому посетителю легче понять индустриальную и технологическую эволюцию на протяжении веков, а также способность изобретать, вводить новшества и адаптироваться, в зависимости от обстоятельств каждого времени.

Северная Испания и Южная Франция - прекрасны. Здесь хорошо в любое время года. Достаточно долететь до Барселоны - и в путь. 

Более полную информацию о данном маршруте можно найти здесь:

http://ironrouteinthepyrenees.com/

Добавить комментарий


подписаться на новости

Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете свое согласие на обработку личной информации.
Вести туризм © 2011 - 2020
All rights reserved