images/2020/Dec2020/23/69926585_2686879141364726_5964574873849167872_n.jpg

Константин Исааков («Турбизнес с открытым сердцем»): «Гюльчатай, открой личико!»

23 декабря 2020 19:28:16
Нужна ли благотворительности публичность?

Этот спор стар, но цикличен. 4 года занимаюсь Благотворительной акцией «Турбизнес с открытым сердцем» и примерно раз в месяц слышу вот это, на первый взгляд, высокодуховное: «Добрые дела должны делаться в тишине». И всякий раз злюсь. То есть в переводе на обычный, беспафосный язык оно означает: не хочу, чтобы знали о том, что я кому-то помог.

Вопрос в том, что за этим «не хочу».

И тут я вступаю на очень скользкую почву, употребив (в качестве возможного варианта) весьма некорректное слово: самоутверждение. Да, часто именно оно.

Полноте, возразят мне, ну помог человек – и на том спасибо. Внёс какие-то деньги – вполне возможно, из последних – на больного ребёнка или привёз подарки к празднику незнакомой одинокой старушке. Уже само по себе это прекрасно.

Да! Никто с этим не спорит. И всё же (сейчас в меня полетят гнилые помидоры) порой за этим поступком – стремление что-то доказать самому себе, «отработка» каких-то грехов. Не обязательно, но… порой.

И пусть! – скажете вы мне. Был бы результат. К теме «результата» мы ещё вернёмся.

Полтора года назад на одном праздничном массовом событии, фестивале ко мне подошёл незнакомый человек. И без лишних слов вручил мне конверт, в котором лежало (я это выяснил уже позже) почти полмиллиона рублей. Назваться отказался. Сказал, что навёл справки о нашей Благотворительной акции и о «Доме с маяком», для подопечных которого мы собираем деньги, и пусть эти деньги пойдут тому ребёнку, которому мы собираем сейчас. Потому что доверяет. И давно искал, кому передать эти деньги.

Те полмиллиона не только закрыли наш сбор на тогдашнего подопечного, но и частично перешли на следующего ребёнка. И я, конечно же, не стал наседать на парня, который тут же и исчез и больше никак и никогда не проявлялся. Хотя чисто по-журналистски зудело и продолжает зудеть: ведь такой классный очерк можно было написать! И кто знает, сколько новых жертвователей привлёк бы этот пример.

И тут я называю второе ключевое слово, в каком-то смысле антоним (в этом контексте) самоутверждению – пример.

Вот в амплитуде между этими двумя словами и располагается моё восприятие личности, а главное, позиции человека (или компании), решившегося на благотворительность.

Когда возникла идея «Турбизнеса с открытым сердцем», я, признаюсь, наивно считал: сейчас подтянутся крупные российские туроператоры (турбизнес же!). Что такое при их-то оборотах несколько тысяч рублей в месяц – мелочь! Сейчас вынужден признать: активными участниками акции стали лишь те представители отечественной туриндустрии, которых к этому подтолкнули профессиональные объединения, возглавляемые неравнодушными людьми: Российский союз туриндустрии, Ассоциация туроператоров России, Туристическая ассоциация «Мир без границ». Они сами подали пример. А от компаний-лидеров отрасли я слышал (или получал через посредников) совсем иную  реакцию. Ответы были от «Мы такими делами не занимаемся» или «Нам бы самим выжить» и до «Мы сами знаем, кому помогать» или пресловутого «Добрые дела должны делаться в тишине».  Последние два связаны с непременной публичностью и открытостью деятельности Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердцем»: концерты, аукционы, участие в выступавших и праздниках – словом, всё, всегда и все в нашей акции на виду.

В каждой из наших публикаций или в призывах помочь тому или иному нашему подопечному, неизлечимо больному ребёнку (а их на попечении «Дома с маяком» сейчас 730) мы подчеркиваем: информация о ваших взносах нам нужна исключительно для отчёта, и, если вы не желаете, никто не узнает, что именно вы, имярек или компания-имярек, внесли свои последние или непоследние 100 рублей или 10 тысяч. Выбор – за вами.

Но! Я несказанно радуюсь, когда в тех же соцсетях люди пишут мне не в личке, а в публичном пространстве – то есть в комментариях: я вот внёс столько-то! Или компания, профессиональное объединение, просто человек разрешают мне написать о своём вкладе в наш благотворительный сбор здесь, на сайте «Вести Туризм», основной площадке «Турбизнеса с открытым сердцем». И тем самым помогают нам, организаторам, привлечь новых и новых людей к благотворительности.

Каждый 1 такой жертвователь сегодня – это 2 потенциальных жертвователя завтра! Мой четырёхлетний опыт это, поверьте, подтверждает. Пример! Он очень важен. Он действительно работает. Вам, стесняющимся своих добрых дел, неужели это не понятно?

В благотворительности есть два пути. Путь «добрых дел в тишине» – это, по сути, даже не путь, а такая келейная игра с самим собой в то, «какой я добрый и хороший». Есть в этом что-то, мне кажется, от гордыни. Да, в этой игре, безусловно, выигрывает и адресат взноса – иначе это вовсе не было бы благотворительностью. Но ведь он, адресат (или другой, не менее нуждающийся в помощи адресат) мог бы выиграть дважды, трижды, многажды! Если бы люди узнали, что там – можно, так – нужно, так – смотрите, уже делается.

Путь открытости, путь осознанной «нескромности», которая поможет, поверьте, порой не меньше, чем ваши (тоже бесценные!) деньги, по мне, значимее и гораздо продуктивнее.

Российское общество сегодня только-только поворачивается лицом к благотворительности – и людям надо видеть это лицо, его искреннюю, открытую красоту. Авось, кто-то ещё захочет быть таким же красивым. Помогите ему в этом – подскажите своим примером. Хотя, казалось бы, парадоксально: самоутверждение - не в открытости, а, наоборот, в "тишине".  

Но если сердце открыто, то к чему прятать лицо?

– Кто вы? Хоть назовитесь… – бросил я тогда вслед удаляющему парню, растерянно держа в руках только вручённый мне конверт.

– Просто Михаил, – ответил он, повернувшись на мой голос.

До сих пор жалею, что не догнал.

-0-

КИ

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников