Флористический коллаж: живая природа в глазах и руках художника
29 марта 2021 года. Москва. Вести Туризм. Константин Исааков.
Должен признаться: до знакомства с Инной Макеевой я ни разу не стакивался с этим понятием – флористический коллаж. И вот, попав на выставку работ этого необычайного художественного жанра, которая завершилась в середине марта в «Президент-отеле», я оказался лицом к лицу с открытием. Как оказалось, флористический коллаж – это множество самых разнообразных техник, некоторые из которых, что называется, с детства знакомы, а об иных я (человек, считающий себя не профаном в изобразительном искусстве) даже не догадывался.
Хотите испытать нечто подобное? Подскажу, где и когда. Две необычные работы, выполненные членами Международной творческой ассоциации фитоколлажистов «Флориссима», возглавляемой Инной Макеевой, будут продаваться
2 апреля в зале 8.2 павильона №8 ЦВК «Экспоцентр»: в 14.00 на его главной сцене в рамках Дня Благотворительности на Международной туристической выставке «Интурмаркет 2021» пройдёт Благотворительный аукцион.
На него выставлены две работы от МТАФ «Флориссима»: картина Ольги Алексеевой «Король фруктов-гранат» (жатая бумага, акрил, декор, 56х46 см, 2020 год).
И вторая работа: Любовь Шульженко, «Магнолии» (смешанная техника: натуральный растительный и искусственный материал, 55х45 см, 2020 год).
Все вырученные средства, как обычно, будут направлены одному из более чем 700 подопечных Детского хосписа «Дом с маяком».
«С большим интересом мы узнали о существовании Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердцем» и, конечно же, с радостью поддержим её очередной аукцион», - сказала Инна Макеева, накануне закрытия экспозиции в «Президент-отеле». И провела по ней небольшую экскурсию, прокомментировав каждую из работ. Вот, в качестве примера, некоторые из них.
А то, что выставка эта вызвала огромный интерес любителей прекрасного, лучше всего иллюстрируют фрагменты фоторепортажа с её вернисажа.
Что же такое флористический коллаж?
Во флористическом коллаже существует 17 техник исполнения. Это, например, всем известные гербарии — засушенные растения, препарированные по определённым правилам. Первые гербарии появились в Италии в XVI веке. В России эта традиция была заложена Петром I. А мать Льва Николаевича Толстого, Мария Николаевна, изучавшая флору Ясной Поляны, подготовила рукописную книгу о растениях и цветах, произраставших в усадьбе. Дело продолжила жена Льва Николаевича, Софья Андреевна: в фондах музея хранятся три составленных ею альбома гербария.
А вот совсем другая техника – «клей – краски». Её разработал известный немецкий флорист-дизайнер Фритхельм Раффел. Краски, двигаясь по клеевой поверхности, создают неповторимые эффекты и открывают новые возможности для использования природного материала. Эта техника позволяет создавать ландшафтные изображения, россыпи цветов и просто красивые абстракции, причем без применения кисти.
Особенно удивила меня так называемая «случайная графика». Это поистине уникальная техника: коллаж невозможно повторить ни при каких условиях. Берем два листа бумаги. Отрезок нити 1,0–1,5 метра складываем вдвое и смачиваем в туши. Отжимаем, оставив кончики (около 20 сантиметров) сухими. Раскладываем на одном из листов акварельной бумаги, стараясь сконцентрировать в центре и выпустив непрокрашенные хвостики за границы листа. Накрываем другим листом и кладем сверху гнет. Стараясь не смещать, протягиваем нить наружу, снимаем гнет и раскрываем листочки. Просушиваем. Рассматриваем получившийся рисунок, стараясь увидеть образы, пейзажи, предметы и просто красивые формы. Дорисовки категорически исключены! Можно, правда, дополнить рисунок природным материалом – чтобы увиденный сюжет обрел некое завершение.
А есть ещё и техника ошибана – она появилась в Японии более 600 лет назад. Это своего рода флористическая живопись, где вместо привычных красок используются высушенные под прессом природные материалы растительного происхождения. Ошибана считалась искусством самураев, которые практиковали его для достижения уравновешенности, тренировки внимания и понимания природной гармонии.
Или флористический витраж. Он отличается от витража обычного использованием именно прессованного растительного материала.
Отдельно следует остановиться на технике терра (на латыни – «земля»). С ее помощью можно воспроизвести объем, глубину, цвет, игру светотени. Большое значение в коллажах «терра» отводится фактуре: характеру поверхности, способу ее обработки. На основу шпателем наносится рабочий раствор, природный материал фиксируется путем вдавливания в художественный грунт. На высохший раствор накладывается колористический тон, а в завершение — свет и тень.
Техника терра-бильдер — более усовершенствованная. Отличие – в том, что природный материал фиксируется на поверхность основы термоклеем и только затем накладывается декоративный тонированный грунт в небольшом количестве. Коллаж получается более легким. Это самая объемная из всех коллажных техник.
Коллажи «терра» могут выполняться в разных стилях:
- вегетативном — когда природный материал располагается таким же образом, как мы его наблюдаем в природе. Работы, увековечивающие красивые природные сюжеты, максимально реалистичны и правдоподобны;
- линейно-графическом — когда природный материал располагается по законам геометрии с учетом основных правил композиции. Здесь важно показать красоту фактур природного материала и интересные текстуры. Основная роль отводится линиям, их характеру, толщине, направлению. Линия является идеей композиции. Для этого стиля характерна асимметрия;
- пейзажном (ландшафтном) — когда выполняются реалистичные картины природы, имитирующие настоящие природные ландшафты.
А существуют ещё и монотипия, декалькомания, другие техники. И всё это – флористический коллаж!
Поистине, искусство неисчерпаемо. Кстати, на выставке в «Президент-отеле» мастерство фитоколлажистов очень тонким и необычным акцентом подчеркивалось представленной здесь же коллекцией классических изделий из фарфора. Ощущалось это сочетание примерно как изысканное вино, дополняющее высокую кухню.
Ежегодно, в ноябре, на выставке «Флористические этюды», вручается «Знак отличия» в номинации « За инновации». Им награждается тот участник выставки, который представил к участию в выставках текущего года коллаж в новой технике. На сегодня в МТАФ «Флориссима» в экспозициях выставок представлены 17 техник флористического коллажа. Во время действия выставок, мастера ассоциации проводят бесплатные мастер классы по различным техникам флористического коллажа. Каждый из посетителей может создать свой коллаж под руководством опытных и талантливых мастеров.
Для тех посетителей выставок и проектов организованных МТАФ «Флориссима», которые хотели бы изучить более расширенно и более углублённо любую понравившуюся технику, созданы курсы, на которых можно научиться профессионально работать в понравившихся направлениях, применять новые художественные и декоративные материалы.
Своих учеников и выпускников курсов МТАФ «Флориссима» приглашает к участию в выставках и проектах в России и за рубежом.
Большое внимание уделяется работе с детьми и подростками. Проводятся специальные выставки приуроченные к праздникам, на которых дети ярко раскрывают темы и производят неизгладимые впечатления на посетителей изобретательностью в применении природными и растительными предметами, соединяя его с художественно декоративными материалами. Как правило, на таких мероприятиях проводятся мастер классы для взрослых и детей, лучшие работы отмечаются призами.
В ассоциации «Флориссима» рады всем, кто неравнодушен к творчеству и красоте природы. Не зависимо от возраста этот вид творчество доступен всем желающим создавать коллажи своими руками.
Запись в группы на обучение по телефону +7 968 729 10 77; электронная почта innamak@list.ru.
Подробная информация – на сайте МТАФ «Флориссима».
Редакция «Вести Туризм» благодарит МТАФ «Флориссима» за поддержку Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердцем».
-0-
КИ