Живопись как поэзия в красках. Поэзия как живопись в звуке
14 мая 2022 года. Москва. Вести Туризм. Константин Исааков.
В Галерее на Чистых прудах 14 мая прошёл вернисаж экспозиции двух российских художников – Анатолия Петушкова и Николая Лукашина. Названа выставка «Два живописца – два поэта» не только потому, что оба мастера, помимо десятков и десятков картин, выпустили ещё и сборники своей авторской, очень личной поэзии. Но и в самих живописных работах Петушкова и Лукашина – дух особой поэтичности, отмеченной индивидуальностью каждого из них: от нежной романтики, почти порой сентиментальности до страстной, подчас неуправляемой чувственности.
Яркая, сочная и, одновременно, нюансная чувственность, впрочем, отличает манеру и того, и другого. Но если Анатолий Петушков – это всегда порыв, движение, взлёт, то Николай Лукашин в своих работах, в неменьшей мере насыщенных цветом и светом, скорее, мелодичен, самоуглублён, погружён в рефлексию.
Открыл вернисаж Валерий Новиков, директор Галереи на Чистых прудах, известный московский меценат и коллекционер. Он представил экспонентов, дав слово Людмиле – супруге ушедшего от нас Николая Лукашина, бережно хранящей его наследие, а затем и приехавшему на вернисаж Анатолию Петушкову. Выступили и посетившие в этот день галерею искусствоведы и художники.
Первый этаж экспозиции представляет нам работы Петушкова. В них мне показались самыми важными, пожалуй, две темы: российская природа и Венеция. Совершенно очевидно, что это – две любви автора.
Главный герой его природных пейзажей – наверное, всё-таки ветер. Или какой-то иной, принимаемый нами за ветер эмоциональный порыв. Изображение неустанно движется, куда-то стремится. Оно живое и – да! – чем-то, похоже, взволновано.
Даже если это не дерево, а совсем статичная вроде твердь – дорога. Но и она куда-то рвётся, загогулисто заворачивает, убегает от зрителя в некое пространство, которое уже даже не здесь, а где-то за пределами багета.
Венецианская тема меня удивила другим. Я несколько раз бывал в Венеции, влюблён в неё страстно, и, более того, она для меня наполнена загадочной эротической образностью, бесстыдно выглядывающей из-за колонны в соборе, ухмыляющейся из темноты вод Канала. Но у Петушкова чуть иная, его Венеция. В ней что-то не по-моему, по-другому – и, в первую очередь, что-то с перспективой. Посмотрите на его «Площадь Сан-Марко»: знаменитый кафедральный собор Святого Марка как бы отодвинут в глубину, он какой-то маленький и незначительный – особенно в сравнении с выдвинутой взглядом живописца на передний план Кампанилы. Вот такое, неожиданное для меня соотношение фигуры и фона. Если честно, очень хочу (и очень надеюсь) поскорее ещё раз попасть в Венецию (не только поэтому, конечно), чтобы найти тот ракурс, в котором автор именно так всё это увидел.
Гранд Канал в моей памяти и на моих фотографиях (увы, не художник я – только снимаю) тоже немножко другой. В общем, пора в Венецию!
На втором этаже галереи стоит очень неспешно походить вдоль выставленных картин Лукашина. Я завис надолго перед двумя его работами: «Сон над городом» и «Деревня».
Каждая из них рассказывает некую историю. Первая – в целом, всё-таки пугающе мистическую. Но при этом, представьте себе, в снах Лукашина даже непогода – многокрасочна и, конечно, полна намеков подсознания.
Вторая – это тоже, пожалуй, сон. Только утренний, предрассветный, возможно, детский. Чуть-чуть лубочный, но полный любви и надежды.
И тут… пройдя ещё метров 20, я понял, в чьей традиции расцвело мастерство обоих художников! Конечно же, это традиция Марка Шагала – того, о ком написал когда-то Андрей Вознесенский: «Небом единым жив человек».
Убедитесь в этом, посмотрев на «Посвящение Шагалу» Николая Лукашина.
А лучше придите и посмотрите всю выставку. Она открыта до 7 июня.
-0-
КИ