
Железнодорожный транспорт удерживает объем 45% деловых поездок
11 июня 2025 года. Москва. Вести Туризм.
Спрос на железнодорожные поездки среди корпоративных клиентов в январе-мае 2025 года сохранился на уровне прошлого года, следует из данных компании «Аэроклуб», лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика ИТ-решений для отрасли. При этом второй год подряд спрос на поезда устойчиво превышает допандемийный уровень: по сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество командировок на железнодорожном транспорте выросло на 11%. В целом на поезда в текущем году пришлось 45% всех командировок, совершенных сотрудниками российских компаний.
Одной из ключевых тенденций остается рост интереса к регулярным поездам. Если в 2024 году 55% корпоративных поездок приходилось на регулярные поезда, то в 2025 – уже 57%. По оценке экспертов, это связано не только с ростом цен, но и с тем, что регулярные поезда позволяют бизнесу поддерживать логистику в южных регионах на фоне сохраняющегося закрытия ряда аэропортов.
Как отмечает управляющий директор компании «Аэроклуб» Юлия Липатова, бизнес продолжает активно использовать железную дорогу: «В условиях ограниченного авиасообщения, переоценки командировочных бюджетов и растущей внутренней мобильности железная дорога остается одним из ключевых элементов корпоративной логистики. Дополнительным фактором роста интереса к регулярным составам стало повышение уровня сервиса в этом сегменте – РЖД активно обновляет парк пассажирских вагонов, внедряя современные технологии и повышая привлекательность поездов для целей бизнеса».
Москва остается основным направлением для командировок: на нее пришлось 28% всех билетов, при этом спрос снизился на 5%, а средняя стоимость выросла на 15% до 5 200 рублей. Второе место удерживает Санкт-Петербург с долей 13% и умеренным ростом средней цены до 5 800 рублей (+3%). На третью строчку впервые вышел Краснодар, обойдя Нижний Новгород: спрос на поездки в город вырос на 4%, а средняя стоимость увеличилась на 26% до 4 100 рублей. При этом доля Краснодара осталась на уровне 5%. Нижний Новгород, который традиционно занимал третье место за счет высокого спроса на скоростные поезда, в 2025 году опустился на четвертую позицию: его доля снизилась с 5% до 4%, спрос упал на 5%. В десятку самых востребованных направлений также вошли Адлер, где спрос вырос на 23%, Тюмень с приростом на 27%, Воронеж (-12 %), Ростов-на-Дону (-31%), Ярославль (-5 %) и Тобольск, куда число командировок на поезде увеличилось на 31% год к прошлому году.
Сегмент сидячих мест остается крупнейшим по объему – 46% всех поездок, несмотря на снижение спроса на 3%. Средняя стоимость билета выросла на 11% до 3 900 рублей. Купейные вагоны удерживают 45% рынка и показывают рост средней цены на 15% до 5 200 рублей. Вырос интерес к плацкартным вагонам: на них пришлось 6% всех поездок, что на 1% больше, чем годом ранее. Спрос на сегмент увеличился на 7%, а средняя стоимость билета составила 2 400 рублей. Вагоны СВ показали рост цены до 13 700 рублей (+22%), их доля остается на уровне 4%. Самый стремительный рост наблюдается в сегменте вагонов люкс: спрос увеличился на 39%, средняя стоимость достигла 46 000 рублей (+29% к 2024 году), но доля осталась менее 1%.
В отраслевом разрезе наибольшее количество поездок по-прежнему совершают компании из сферы розничной торговли, однако их доля снизилась с 27% до 23%, а объем командировок сократился на 13%. На этом фоне растет активность со стороны нефтегазового сектора и энергетики: число поездок увеличилось на 25%, доля достигла 13%. Также выросло число командировок сотрудников фармацевтических компаний – на 4% по сравнению с прошлым годом, их доля возросла до 10%.
-0-