
Выставка «Зачем смотреть на животных? Дело о правах нечеловеческих жизней» открылась в Афинах
4 июня 2025 года. Афины. Вести Туризм.
Только что открывшаяся в ΕΜΣΤ, Национальном музее современного искусства в Афинах, выставка «Зачем смотреть на животных? Дело о правах нечеловеческих жизней» — одна из самых амбициозных и странных выставок, когда-либо организованных государственным учреждением на тему этики в отношении животных.
Куратором выставки является художественный руководитель ΕΜΣΤ Катерина Грегос. На выставке представлено более 200 работ 60 современных художников с четырех континентов. Экспозиция продлится до 7 января 2026 года.
Это не просто выставка о животных в искусстве. Она разворачивается как философское и политическое исследование человечества, противостоящего системам господства — колониализму, экстрактивизму, индустриализации, которые стали причиной как человеческих, так и нечеловеческих страданий.

Симона Дениколаи и Иво Провост. «Привет, мы на шоу?», 2020. Предоставлено художниками SOIL - LMNO, Брюссель
Самые необычные экспонаты:
- Хави Боу (Испания): «Орнитография» фиксирует мимолетную красоту различных видов птиц в полете и превращает ее в серию захватывающих визуальных повествований.
- Марк Дион (США): «Мужчины и игра» - это картина-исследование исторической роли животных в формировании мужской силы.
- Янис Рафа (Греция): «Пространство между языком и зубами» - захватывающий фильм об отношениях между людьми и лошадьми, исследующий пересечение желания и контроля, заботы и эксплуатации, а также того, «кто сверху».
- Art Orienté Objet (Франция): L'Alalie - глобальная карта, на которой отмечено исчезновение видов животных, названия которых написаны на языках, которые сами по себе также вымирают, одновременно с тем, как система сканирования постепенно стирает данные с той же скоростью, с которой исчезают эти виды.
- Сэмми Балоджи (Демократическая Республика Конго): «Охота и коллекционирование» - критика колониального насилия, в которой с помощью изображений из фотоальбома, собранного Анри Пауэлсом, бельгийским колониальным офицером, проводившим время на охоте в Восточном Конго, исследуется хищническая экономика капитализма, колониализма и империализма;
- Усама Табти (Алжир): Homo-Carduelis - элегическая стена из красивых пустых птичьих клеток, в каждой из которых установлен динамик, воспроизводящий пение птиц, созданное человеческими голосами, мастерски имитирующими птиц.
- Анг Сью Чинг (Сингапур): High-Rise Pigs документирует крупнейшую в мире свиноферму — 26-этажное вертикальное сооружение в Китае, где поколения животных выращиваются, не видя дневного света.
- Набиль Бутрос (Египет): «Знаменитости» - радостная и трогательная серия студийных портретов овец, ягнят и баранов, которые подчеркивают индивидуальность и личность каждого, как и принято в традиции портретной живописи.

Маартен Ванден Эйнде, Homo глупый-глупый, 2008. Фото: Парис Тавитян
Используя разнообразные медиа — от активистской графики Сью Коу (США) и Эммы Тэлбот (Великобритания) до поэтических скульптурных работ Лин Мэй Саид (Германия), Мартена Ванден Эйнде (Бельгия), Маркуса Коутса (США) и видео Анники Карс (Германия) и Provoost&Denicolai — выставка движется от конфронтации и тихого траура, интимности и празднования, в конечном итоге предлагая радикальную переоценку нашего места в планетарном сообществе.
Как пишет Катерина Грегос в своем кураторском эссе, выставка — это призыв «расширить наше этическое воображение» и задуматься о том, как искусство может бросить вызов глубоко укоренившимся представлениям о человеческом превосходстве, помогая создать более справедливые формы сосуществования.

Анника Карс, «Игры для птиц», 2013. Предоставлено художником и Produzentengalerie Hambur
Важно отметить, что ΕΜΣΤ выделяется среди почти всех других крупных учреждений мира, приглашая посетителей-животных в свои выставочные пространства. Это не просто жест символического включения, это радикальное приглашение рассматривать искусство рядом с нашими «нечеловеческими» спутниками, в том числе рассматривать музей как пространство для размышлений и любопытства, которое выходит за рамки только человеческого.


Куратором выставки является художественный руководитель ΕΜΣΤ Катерина Грегос, а экспозиция занимает четыре этажа музея. Она черпает вдохновение в одноименном эссе Джона Бергера 1980 года, в котором он размышляет о том, как животные были маргинализированы в человеческом обществе, а также о моральном императиве переосмысления наших отношений с ними. Работы более 60 художников сосредоточат внимание на жизни, правах, благополучии и способности чувствовать животных, одновременно обращаясь к насущным экологическим и этическим вопросам, связанным с отношениями человека и животного, и исследуя такие темы, как интеллект животных, спесишизм, экологическая взаимосвязь, эксплуатация животных и разрыв между человеком и животным в контексте современности.
Участвующие художники:
Ang Siew Ching (Сингапур), Art Orienté Objet (Марион Лаваль-Жанте и Бенуа Манжен, Франция), Сэмми Балоджи (Демократическая Республика Конго), Элизабетта Бенасси (Италия), Джон Бергер (Великобритания), Росселла Бискотти (Италия), Каспер Босманс (Бельгия), Хави Боу (Испания), Набиль Бутрос (Египет), Дэвид Брукс (США), Чэн Синьхао (Китай), Дэвид Клербоут (Бельгия), Маркус Коутс (Великобритания), Сью Коу (Великобритания/США), Дениколаи и Провост (Италия/Бельгия), Майк Дибб и Крис Роуленс (с Джоном Бергером) (Великобритания), Марк Дион (США), Радха Д'Соуза (Индия), Якуп Ферри (Черногория), Александрос Георгиу (Греция), Игорь Грубич (Хорватия), Лаура Густавссон и Терике Хаапоя (Финляндия), Джозеф Гавел (США), Линн Хершман Лисон (США), Анника Карс (Германия), Менелаос Карамагиолис (Греция), Анн Мари Маес (Бельгия), Бритта Маракатт-Лабба (Швеция), Никос Марку (Греция), Ангелос Мергес (Греция), Уэсли Меурис (Бельгия), Тициана Перс (Италия), Пэрис Петридес (Греция), Янис Рафа (Греция), Минна Райнио и Марк Робертс (Финляндия), Марта Роберти (Италия), Мостафа Саифи Рахмуни (Марокко), Лин Мэй Саид (Ирак/Германия), Панос Склавенитис (Греция), Йонас Стаал (Нидерланды), Даниэль Стегманн Мангране (Испания), Усама Табти (Алжир), Эмма Талбот (Великобритания), Никос Транос (Греция), Мария Цагкари (Греция), Димитрис Цумплекас (Греция), Маартен Ванден Эйнде (Бельгия), Еврипид Вавурис (Греция), Костис Велонис (Греция) и Дриант Зенели (Албания).
Обзор программы:
Звуковая комната
Проект, курируемый приглашенным куратором Джоанной Зелинской, главным куратором M HKA в Антверпене, погружает посетителей в замечательные языки и звуки животных — пение птиц, крики китов, звуки приматов и даже гудение смеющихся крыс, наряду с танцами пчел и неслышимыми частотами через работу звуковых художников, ученых и исследователей — в специально разработанной среде внутри выставки. Среди художников: Димитрис Батсис, Кэти Хай, Йонас Грушка, Панайотис Кокорас, Лиза Шонберг, доктор Роджер Пейн, Эндрю Спиру, Димитрис Цоумплекас и Жорж Саламех, Яна Виндерен и Питер Зиновьев.
Octopus, журнал EMΣΤ, выпуск II
Второй выпуск Octopus – тематического, двуязычного, художественного критико-теоретического журнала, издаваемого EMΣT, также будет посвящен «нечеловеческой» жизни. Приглашенным редактором является писатель и куратор Филипа Рамос, одна из ключевых фигур в изучении пересечения между искусством и экологией. Octopus дополнит Why Look at Animals? A Case for the Rights of Non-Human Lives антропологической, повествовательной, поэтической ориентацией с оригинальными текстами выдающихся греческих и международных писателей. Кроме того, Octopus Garden, экспериментальный, архивный раздел журнала, разместит автономные звуковые, визуальные и текстовые работы, связанные с нечеловеческой жизнью. Выпуск будет опубликован в конце июня.
Сроки отдельных частей экспозиции
Сэмми Балоджи: Отголоски истории, Тени прогресса | До 2 ноября 2025 года.
Мощная выставка инсталляций, видеоработ и фотографий, исследующих колониальное наследие и продолжающуюся эксплуатацию в Демократической Республике Конго.
Каспер Босманс: Нечеткий взгляд | До 15 февраля 2026 года.
Яркая 30-метровая инсталляция, исследующая меняющиеся отношения между животными и людьми, сочетающая региональный фольклор и геральдические отсылки с игривыми художественными повествованиями.
Янис Рафа: Мы предали лошадей | До 5 октября 2025 года.
Инсталляция и новые киноработы исследуют темы предательства, контроля и близости между людьми и лошадьми, размышляя об эксплуатации и недобровольных отношениях.
Эмма Талбот: Человек/Природа | До 15 февраля 2026 года.
Монументальная инсталляция из расписного шелка и анимационный фильм исследуют взаимосвязь человека и природы, предлагая творческие альтернативы, увиденные глазами нечеловеческих существ.
Выставка «Зачем смотреть на животных? Дело о правах нечеловеческих жизней» сопровождается иллюстрированным и двуязычным (английский/греческий) каталогом, разработанным Schema. Выставка работает с 15 мая 2025 года и продлится до 7 января 2026 года, а отдельные её части и до 15 февраля 2026 года.
-0-