
Война на Ближнем Востоке стала «ударом под дых» для российского турбизнеса
1 июня 2025 года. Москва. Вести Туризм.
Основной причиной недавнего кризиса для представителей туристической индустрии стало изменение воздушного коридора в связи с «закрытием неба» над Ираном. Соответственно, увеличилась протяженность маршрутов полетов в аэропорты ОАЭ и другие популярные у россиян хабы на Ближнем Востоке. Некоторым перевозчикам потребовалась дозаправка, рейсы оказались нерентабельными или невыполнимыми по техническим причинам, что и привело к их массовой отмене.
При этом ОАЭ входят в число востребованных направлений круглогодично. И даже летом – в ТОП-5. Каждый год количество туристов растёт, несмотря на жару.
«Мы говорим о полумиллионе туристов за сезон и почти о таком же потоке транзитных пассажиров», – отметила на пресс-конференции в ТАСС исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, сообщает «Вестник АТОР».
В общей сложности в период с 13 по 22 июня было отменено 70–80 рейсов между Россией и ОАЭ (самое популярное из затронутых кризисом направлений). Точное количество назвать проблематично, потому что некоторые из вылетов отменялись, но выполнялись под другими номерами, а некоторые авиакомпании организовывали вывозные рейсы.
По подсчетам Аналитической службы АТОР, это затронуло как минимум 14 тысяч пассажиров. Из них 50%, то есть около 7 тысяч человек – организованные туристы, клиенты туроператоров. В том числе и те, кто направлялся транзитом через ОАЭ в другие страны.
Туроператоры перешли на круглосуточный режим работы, чтобы оперативно обеспечить размещение тысячам туристов не только в Эмиратах и других странах Персидского залива, но также в Юго-Восточной Азии (на Мальдивах, Шри-Ланке и так далее), куда путешественники зачастую добираются со стыковками в ОАЭ.
Оперативно решались также проблемы с обменом и покупкой новых авиабилетов.
Не говоря уже о том, что у некоторых туроператоров были группы непосредственно на территории конфликтующих государств. Например, в Иране, откуда туристов вывозили сложным путем через наземные границы. Также за счет туроператора.
По оценке аналитиков, общий объем потерь пятнадцати крупных федеральных туроператоров за неделю острой фазы кризиса составил до 300 миллионов рублей из-за необходимости повторной оплаты билетов, обеспечения размещения в отелях за счет туроператоров, дополнительных трансферов, возвратов стоимости аннулированных туров.
Безусловно, были затронуты и региональные компании, но их ущерб на данный момент еще не подсчитан, поэтому речь идет о 15 крупных федеральных компаниях и только в разрезе указанных проблем – без учета влияния спада продаж и недополученной прибыли.
Всего с 13 по 22 июня было отменено около 10–15% туров по ближневосточным направлениям на ближайшие даты. Многие туристы переносили вылеты на середину – конец июля.
Продажи также существенно замедлились – спад составил от 10% до 40% по сравнению с началом июня. Снижение затронуло не только ОАЭ, но также Катар, Бахрейн и другие страны Ближнего Востока, но из-за емкости рынка оно не так драматично для отрасли.
При этом спрос снизился не только на регионы, которые были так или иначе затронуты военным конфликтом, но и, например, на туры в Египет.
Очень медленное восстановление продаж началось только сейчас, буквально в первых числах июля.
«Мы всегда видим снижение продаж после кризисных ситуаций, но потом спрос восстанавливается», – отметила Майя Ломидзе.
Ущерб, который понесли туроператоры, исполнительный директор АТОР назвала «невосполнимым». И напомнила, что 6–8 мая из-за закрытия аэропортов в Москве многие иностранные перевозчики также объявили об отмене рейсов.
Исполнительный директор АТОР назвала это достаточным основанием, чтобы вернуться к вопросу о мерах государственной поддержки для обеспечения дальнейшей стабильности отрасли.
«Второй раз подряд туроператоры за свой счет решали вопросы туристов и пассажиров, возникшие из-за транспортного коллапса. Мы не просим компенсации этого ущерба, мы просим помочь сохранить оборотные средства путем снижения взносов в Фонды персональной ответственности. Такой механизм был задействован в 2020–2021 годы, в период пандемии, и показал свою эффективность для туроператорского бизнеса», – подчеркнула Майя Ломидзе.
Потери серьёзно подкосили бы финансовое положение туроператоров, если бы не общие успешные продажи на зарубежных направлениях. Среднее увеличение темпов продаж (с учетом замедления роста спроса на туры в Турцию и Египет) составило порядка 10% в 2025 году в сравнении с 2024 годом. Однако текущая ситуация позволяет предположить, что до конца года туроператоры смогут компенсировать потери, не перекладывая возросшие издержки на плечи туристов.
Война на Ближнем Востоке, которая принесла туроператорам ущерб порядка 300 миллионов рублей, негативно повлияла на продажи туров по всем зарубежным направлениям.
«Замедление продаж затронуло все страны, даже частично Турцию. Оно связано было не только с локальной ситуацией, но и с опасением туристов в принципе куда-то лететь», – продолжила Майя Ломидзе. В частности она напомнила, что была свернута прекрасно продающаяся полетная программа на Кипр с пересадкой в Кувейте. «Пришлось полностью вернуть туристам деньги», – отметила она.
Однако ситуацию может спасти отношение российских туристов к кризисным ситуациям – по опыту туроператоров, продажи довольно быстро восстанавливаются – путешественники оперативно принимают решение об отпусках за границей после стабилизации обстановки.
А вот что совсем не мешает путешественникам, так это погода на курортах. Несмотря на летнюю жару в ОАЭ или периодические дожди в Таиланде, эти направления остаются в ТОП спроса даже в низкий сезон.
«Логистика и вообще всё, что касается транспорта, в «постпандемийный» период претерпело определенные изменения. И в связи с «закрытием неба», и из-за периодически возникающих региональных конфликтов. Я не знаю, почему, но после «пандемии» произошла и катастрофическая пессимизация всего, что касается сервиса со стороны перевозчиков. И неважно, это лоукостер или это авиакомпании премиального класса. Абсолютная растерянность, неспособность проинформировать пассажиров, неспособность организовать помощь или проинформировать напрямую об отказе от помощи, что противоречит всем международным нормам», – добавила Майя Ломидзе.
И это позволяет предположить, что повторение транспортных коллапсов возможно и в будущем.
Майя Ломидзе также оценила перспективу появления страховок от изменения полетных программ авиакомпаний. «От задержек, отмен рейсов, изменения полетных программ авиаперевозчиков турист не может застраховаться, по крайней мере, сейчас. Я уверена, что это было бы востребованным продуктом, но достаточно дорогим, который не каждый турист может себе позволить», – пояснила она.
Пока же страховые компании предлагают некоторые компенсации за сам факт задержек рейсов, но они не покрывают сопутствующие издержки или тем более риски отмены поездки из-за невозможности вылететь.
Как же изменилось отношение россиян к планированию отпуска? Вот что Майя Ломидзе ответила на этот вопрос: «Если говорить про акции раннего бронирования, то начиная с 2023 года они становятся все более успешными для туристического бизнеса. И, соответственно, все более выгодными и интересными для потребителей. Если в период 2020 по 2022 год мы видели явную неуверенность в завтрашнем и тем более в послезавтрашнем дне, неготовность расставаться с деньгами сейчас, потому что человек не знал, что будет через 3-6 месяцев, то начиная с 2023 года туристы четко поняли, что по акции раннего бронирования туры будут на 20-30% дешевле, чем если покупать тур перед вылетом».
При этом она отметила, что на зарубежных направлениях акции пользуются большей популярностью: по ним продается больше номеров и скидки более существенные.
«Наши российские объекты размещения зачастую просто не предлагают таких специальных цен», – добавила исполнительный директор АТОР. В этом году продажи по акциям раннего бронирования у туроператоров весной были на треть успешнее, чем годом ранее.
-0-