Внутренний туризм в России превысил допандемийный уровень и может вырасти еще вдвое — эксперты MMCO
04 апреля 2024 года. Москва. Вести Туризм.
Туристическая отрасль — одна из самых динамично развивающихся в экономике России. На сегодняшний день в проекты, связанные с туризмом, вовлечены ключевые игроки на уровне государства, бизнеса и регионов. Растущие темпы реализации этих проектов создают спрос на рынке труда и, соответственно, в сфере образования: какие кадры уже есть для отрасли, а какие необходимо создать в соответствии с текущими и будущими потребностями, обсудили участники сессии «Стратегия развития туристической отрасли в перспективе 5-10 лет: ключевые проекты и кадровые потребности» выставки-форума ММСО–2024.
«События последних лет сыграли положительно на развитие внутреннего туризма. Произошло перераспределение туристического потока. И все регионы наблюдали последние два года — и в пик сезона и в межсезонье — рост внутреннего туризма. Некоторые регионы – от 20 до 40%, например, на Северном Кавказе и Юге России получили прирост. Это краткосрочные плюсы для развития туризма и гостеприимства», — сообщил 3 апреля советник министра экономического развития РФ Христофор Константиниди на выставке-форуме MMCO.EXPO-2024 в Москве.
По его словам, сейчас также важно развитие международного туризма и подготовка кадров для отрасли, поскольку «создает воронку для обмена лучшими практиками, поиска и привлечения лучших и доступных технологий».
«В развитии индустрии нужно ставить высокую международную планку. Развитие сфер туризма и гостеприимства сегодня являются неким стабилизирующим инструментом, обеспечивающим устойчивость для целого ряда других отраслей: транспортный комплекс, строительство и производство строительных материалов, общественная торговля, питание и многое другое. Это тот самый мультипликативный эффект, — добавил Христофор Константиниди.
Развитие туротрасли, по словам эксперта, «открывает возможности для кадрового потенциала», поскольку сейчас в России есть девелоперские проекты по перепрофилированию туризма в курорты.
Аналитику по изменениям в отрасли привел исполнительный директор Центра отраслевой экспертизы «Туризм» Сбера Константин Марков.
Внутренний туризм в России, по представленным данным, превысил допандемийный уровень — 83 против 77 млн туристов в год. «У нас есть еще двукратный потенциал роста. Мы видим, что примерно еще в два раза можем увеличить отрасль», — отметил Марков. Предполагается, что к 2030 году это будет 140 млн туристов. При этом большое значение имеет рост лояльных туристов, считает эксперт.
«У нас есть регионы-лидеры турпотока, которые удерживают высокую долю лояльных туристов», — отметил он. В топ-3 регионов входят: Иркутская область (прирост турпотока в 2023 году — 31%, доля лояльных туристов — 41%), Алтайский край (29% и 36% соответственно) и Краснодарский край (21% и 31% соответственно).
Положительно влияет на рост туротрасли и то, что «каждый второй регион РФ имеет в своем арсенале либо мастер-план, либо экспертизу по развитию туризма», — отметил Марков.
Участники MMCO.EXPO-2024 отмечают: рост туристического рынка в стране потребует новых специалистов. Но будет важно не количество, а качество подготовленных кадров, считает директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Ольга Захарова. Эксперт уверена: «количество обученных — не та цель, к которой нужно стремиться», а кадровый вопрос в отрасли может решаться за счет связки подготовки работников с практикой и бизнесом.
«Туристической отрасли нужны специалисты, которые обладают гораздо большим количеством информации, которая требуется на рынке. Это не узкие специалисты. Нужно разбираться и в маркетинге, в пространственном развитии, понимать, как устроена экономика, чтобы проверять эти бизнес-модели», — отметила Захарова.
-0-