
«Вестник АТОР» разобрался: проблемы с Интернетом у иностранных туристов в России действительно есть
7 октября 2025 года. Москва. Вести Туризм.
В первые сутки пребывания в РФ у иностранцев действительно блокируют роуминг, а оформить российскую SIM-карту для иностранных туристов стало настоящим квестом. Даже сами операторы связи уже обратились в Минцифры с предложением упростить процедуру их получения. Туроператоры подтверждают – проблема со связью у туристов есть, и она реальна. Таковы выводы «Вестника АТОР».
С 6 октября иностранные туристы в России столкнулись с невозможностью использования мобильного интернета в роуминге по меньшей мере в первые сутки нахождения в России. При этом оформить российскую SIM-карту для них тоже почти нереально.
В 2024 году после теракта в «Крокус Сити Холле» были приняты новые правила продажи SIM-карт для иностранцев, которые значительно ужесточили существовавшую процедуру. Теперь, чтобы получить SIM-карту иностранцам нужно идти в банк, сдать биометрию, зарегистрироваться на «Госуслугах» и получить СНИЛС. Эта процедура может занимать до нескольких дней.
По словам специалиста отдела иностранного приема и VIP-туризма туроператора «Невские сезоны»Тимура Григорьева, про SIM-карты в России у них спрашивает каждый турагент и иностранный турист. Однако отдельно таким вопросом туроператоры не занимаются.
«Мы всем им отказываем. А «Госуслуги для иностранцев» ни один иностранец не будет скачивать. Очень много сложностей с этим. Возврат к прежнему порядку работы SIM-карт для иностранных гостей является важным шагом для развития туристического потока. Доступ к мобильному интернету в реальном времени – это не просто удобство, а базовое ожидание современного путешественника, позволяющее ему свободно ориентироваться в городе, оперативно решать бытовые вопросы и делиться впечатлениями», – сказал Тимур Григорьев.
Он отметил, что наличие постоянной связи особенно актуально для туристов из Азии и Ближнего Востока. Для них мгновенный обмен контентом в социальных сетях является неотъемлемой частью туристического опыта.
«Удовлетворение этой потребности напрямую влияет на привлекательность России как направления и формирует положительный имидж страны на международной арене», – пояснил Тимур Григорьев.
Директор по развитию туроператора «Тари тур» Олег Левченко подтвердил, что иностранные туристы испытывают сложности с оформлением SIM-карт в России.
«Процесс максимально усложнен. Если раньше мы на гида могли купить какое-то количество SIM-карт и раздать туристам, то сейчас это уже невозможно. Да, Wi-Fi много, где есть, но все же туристам хочется всегда быть на связи с родными и по работе», – сказал он, рассказав, каким он видит решение ситуации по упрощению выдачи SIM-карт иностранным путешественникам.
«Как вариант, предоставить туроператорам лояльные условия, чтобы они могли сами заказывать SIM-карты туристам. Это мог бы быть даже отдельный реестр. Оформление SIM-карт самими туристам это трата их времени, которого бывает не так много. Еще один вариант – SIM-карты с ограниченным сроком действия», – считает Олег Левченко.
Проблему видят и сами операторы мобильной связи. 6 октября газета «Коммерсант» написала, что операторы связи попросили Минцифры упростить правила получения SIM-карт для иностранных туристов. Объясняется эта идея тем, что сейчас процесс их получения может занимать до нескольких дней, что делает его слишком неудобным для путешественников.
Предлагается исключить обязательную сдачу биометрии перед получением SIM-карты, так как иностранцы уже сдают отпечатки пальцев и фото лица при въезде в РФ, а также ограничить срок владения ею. По оценке источника газеты, около половины туристов стали бы получать SIM-карты по упрощенной процедуре, что дало бы дополнительные 1,5 миллиарда рублей рынку.
В свою очередь, «Вестнику АТОР» в пресс-службе оператора «Мегафон» подтвердили, что такая инициатива была действительно отправлена в адрес министерства одним из операторов.
«Мы поддерживаем упрощение клиентского пути в рамках получения SIM-карт иностранными туристами. Считаем, что это возможно сделать без снижения уровня безопасности, ради которой были разработаны требования», – рассказали в компании.
Поддержали идею и в Тele 2.
«Мы поддерживаем инициативу и надеемся, что рынок найдет решение, которое, с одной стороны, позволит пользоваться связью туристам, с другой – будет учитывать требования безопасности», – сообщили в пресс-службе оператора.
В Минцифры также подтвердили «Вестнику АТОР», что по данному вопросу ведомство находится в контакте с операторами связи.
«Рассматриваются разные инициативы, но конкретных решений еще нет», – подчеркнули в министерстве.
-0-