Туроператоры отмечают резкое снижение глубины продаж на туры с ближайшими датами
20 апреля 2021 года. Москва. Вести Туризм.
Ассоциация туроператоров России (АТОР) совместно с Action Travel, суббрендом агентства Action Global Communications, провели первое масштабное аналитическое исследование изменений, произошедших в потребительском поведении туристов в период пандемии коронавируса.
Среди основных целей исследования: определение качественных характеристик потребительского поведения и спроса в сегменте выездного туризма в 2021 году, влияние на спрос различных ограничений, связанных с COVID-19, а также прогноз сроков восстановления интереса к традиционным и популярным в 2021 году зарубежным туристическим направлениям.
Были проанализированы продажи в сегменте выездного туризма в I квартале 2021 года, в том числе на весенне-летний сезон по акциям раннего бронирования. Проведенное исследование базируется как на статистических данных, так и на ряде экспертных интервью с руководителями туроператоров, обеспечивающих в совокупности более 80% организованного туристического потока из России. Кроме того, был проведен опрос сетевых агентств, сотрудничающих со 115 туроператорами.
Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров, сказала: «Изучение потребительских предпочтений российских туристов является одной из ключевых основ при составлении бизнес-прогнозов как для туристических компаний, так и для целых направлений. Без тщательного изучения качественных характеристик спроса невозможно планировать постпандемийный рост. Представленное исследование – первый «кирпичик» большой и длительной работы. Аналитическая служба АТОР совместно с Action Travel продолжит деятельность в данном направлении и в дальнейшем».
Ввиду ограничения туристических поездок в связи с пандемией COVID-19, изменения потребительского поведения оценивались на основании результатов продаж в период с 15 января по 31 марта 2021 на следующих направлениях: Турция, ОАЭ, Танзания, Мальдивские острова, Куба, Сербия.
«Работу нашего агентства невозможно представить без грамотной аналитики изменений потребительского поведения, поскольку именно она позволяет разрабатывать и адаптировать стратегию под того или иного клиента для достижения наиболее качественного результата. Это первое совместное исследование Action Travel и АТОР, которое безусловно будет полезно всем тем, кто имеет отношение к туриндустрии или интересуется данной сферой», – отметила Лина Шуркевич, руководитель направления Action Travel агентства Action Global Communications.
По данным исследования глубина продаж на ближайшие даты в 2021 году сократилась и составляет в среднем не более трех недель, а по акциям раннего бронирования – в среднем 60 дней. Возврат к показателям продаж по программам раннего бронирования 2018-2020 гг. может произойти не ранее, чем к 2023 году.
Средняя продолжительность тура осталась прежней и составляет 9-12 ночей. При этом в премиальном сегменте около 15% постоянных клиентов стали выбирать туры большей продолжительности – на 15-20 ночей. В то же время значительно изменились предпочтения путешественников при выборе средств размещения. Все туроператоры отметили увеличение доли 4* и 5* отелей в среднем на 35-40% по сравнению с бронированиями первого квартала 2020 и 2019 годов.
Изменения также отмечены и в возрастной категории путешественников. По данным всех опрошенных туроператоров произошло существенное снижение (-60%) количества туристов категории 55+. Средний возраст потребителей выездного туристического продукта в 2021 году составляет 30-50 лет.
Исследование также подтвердило тенденцию, которая, по мнению представителей бизнеса, начала формироваться в конце 2020 – начале 2021 гг. – переход самостоятельных путешественников к туроператорам/турагентам. По оценке экспертов, это, как правило, туристы, много лет бронировавшие привычные, например, европейские направления, недоступные в настоящий момент. Закрепление этого тренда зависит от открытия прямого туристического авиасообщения с европейскими и/или азиатскими направлениями.
По данным исследования также зафиксировано повышение стоимости туров от 10 до 90%. на большинстве выездных направлений. В основном изменение цен связано со стоимостью авиаперелета, объемом авиаперевозки, а также возможностью постановки чартерных программ.
В ходе исследования также была проведена оценка влияния специальных условий въезда на предпочтения туристов, которые постепенно привыкают жить по правилам новой реальности. Основными сдерживающими факторами при планировании путешествия являются обязательное прохождение карантина в стране временного пребывания и существенное подорожание тура из-за карантина. Вторая значимая причина, которая влияет на принятие решения о покупке тура, в том числе по программам раннего бронирования, – опасения начала очередной волны заражений как в России, так и в стране выезда. Эксперты также отметили, что туристы стали более внимательно относиться к своей безопасности, в связи с чем количество приобретенных страховок от невыезда увеличилось с 10% до 40%. Однако, стоит отметить, что обязательный масочный режим, закрытый шведский стол или новые правила приема пищи в ресторанах отелей не оказывают существенного воздействия на решение отправиться в путешествие.
В ходе опроса туроператоры также обратили внимание на отсутствие «горящих» туров и путевок – в настоящее время они практически исчезли с рынка.
Полный текст исследования доступен на сайте АТОР в разделе «Аналитика».
-0-
КИ