Турбулентность... Насколько это опасно?
Британская газета The Sun отвечает на этот вопрос:
Как оказалось, турбулентность довольно распространенное явление, и в большинстве случаев ее не следует опасаться.
Что вызывает турбулентность во время полетов?
Турбулентность по своей сути - вполне естественное явление в авиации, точно такое же, как качка в море, или тряска автомобиля на неровной или ухабистой дороге. Если в море вы можете видеть волны, на дорогах — заплатки или ямы, то в небе часто этого ничего не видно, но на самом деле оно тоже совсем не однородно. Турбулентность — это такие изменения в воздушных потоков, которым под силу раскачать самолет. Существует много видов турбулентности, которые могут возникнуть во время полета. В первую очередь влияют погодные условия, например такие, как грозы. Грозы очень часто являются причиной небольших сбоев во время полетов. Другими причинами могут быть реактивные потоки, вызванные большим самолетом, которые также могут повлиять на полет. К слову, реактивные следы от самолетов могут растягиваться на тысячи миль в длину и на несколько миль в глубину.
Когда самолет переходит из области быстрого реактивного потока в область замедленного движения или наоборот, как раз и возникает турбулентность – в этом случае ее обозначают, как «турбулентность чистого воздуха» (CAT) и является наиболее распространенным типом.
Часто пилоты стараются либо избегать этих зон (если они летят в встречном ветре или против движения), либо использовать их (если они летят в том же направлении), чтобы уменьшить расход топлива.
Опасна ли турбулентность?
Турбулентность обычно безвредна, но все-таки считается малоприятным временем полета.
Автор книги "Cockpit Confidential» пилот Патрик Смит отмечает: "самолет невозможно перевернуть вверх дном, бросить в штопор или каким-либо иным образом сбросить с неба даже самым сильным порывом ветра или воздушным карманом. Пилоты не беспокоятся о том, что у них отвалятся крылья; они стараются обеспечить комфортный перелет для пассажиров.
Сами самолеты спроектированы так, чтобы выдерживать значительные нагрузки. Уровень турбулентности, необходимый для того, чтобы вывести двигатель из строя или согнуть крылья должен быть чрезвычайно сильным – это то, что даже самый опытный летчик – или пилот, если на то пошло - не испытывает за всю свою жизнь.”
Однако турбулентность может быть и травмоопасной. Например, в июне 2019 года бортпроводники из-за турбулентности во время одного из полетов получили серьезные травмы.
Где чаще всего случается турбулентность?
Над экватором или большим горным хребтом явления турбулентность случается достаточно часто.
Летчик Стюарт Кларк заявил Sun Online Travel: «Когда вы пересекаете экватор, то там есть пояс погоды, называемый зоной межтропической конвергенции. Он движется на север и на юг в зависимости от времени года.
Я много летал из Хитроу в Южную Африку и, когда я добирался до экватора, то всегда сталкивался с грозами. Эта линия штормов распространяется по всему миру вдоль экватора. Погода и возникающая в результате этого турбулентность являются результатом жаркой погоды и сближения ветров Северного и Южного полушарий.”
Часто турбулентность бывает над горными хребтами, такими, как Альпы и Пиренеи. Это происходит из-за «горных волн», когда потоки ветра ударяют в горы и нарушают воздушный поток вокруг них.
Как пилоты справляются с турбулентностью?
Практически всегда пилоты стараются вообще избегать зоны турбулентности, например, если она возникает вблизи грозы. Турбулентность невозможно увидеть и обнаружить на радарах, поэтому пилоты полагаются на сообщения с других самолетов.
Несмотря на то, что большую часть времени самолет способен безопасно противостоять любой турбулентности, пилот включит знак «пристегнуть ремни». Капитан воздушного судна также может попытаться набрать высоту (если самолет позволяет это) или наоборот снизить (что может сжечь больше топлива), попытаться снизить скорость ради того, чтобы не попасть в «ямы».
Где лучше всего сидеть в самолете, чтобы избежать худших последствий турбулентности?
Патрик Смит считает, что место в самолете не очень влияет на ощущения во время турбулентности. Однако он добавил: «Самое лучшее место около крыльев. Самое худшее место обычно находятся в задних рядах, которые находятся ближе всего к хвосту.”