Студенты хотят учиться – студенты хотят в Россию!
17 октября 2020 года. Москва. Вести Туризм.
Программа вывозных рейсов, в рамках которой последние полгода я помогаю тем, кто пострадал от пандемии, и пишу об их проблемах, закончена. И казалось бы, моё волонтёрство в этой области можно также завершать. Но начался новый учебный год, а с ним обнаружились и новые проблемы.
Первыми ко мне обратились граждане Азербайджана, которые учатся в России. Вопрос был всё тот же: будут ли открыты границы для студентов? Официальная информация давала надежду на положительное решение.
Однако постепенно становилось ясно: большинство иностранных студентов, обучающихся в России, не может приступить к учебе. Такое происходит по сей день. Оценочно, это сегодня примерно 100 тысяч. Из одного Казахстана – около 75 тысяч. Актуальность проблемы подтвердило и то, что за несколько дней в группу в Telegram, созданную мною совсем недавно по просьбе студентов, сразу вступила почти тысяча человек. Всех их объединяет одно желание – донести до тех, от кого зависит открытие границ для студентов, как им важно очное образование.
Среди них – будущие компьютерщики, врачи, техники, нефтяники, механики, архитекторы. Всё это профессии, требующие не лекций в онлайне, а постоянной практики в лабораториях, участия в семинарах, конференциях, доступа к специальной литературе, которую порой можно найти только в обычной, университетской библиотеке, а не в электронном виде. Это и первокурсники, которым необходима интеграция в учебный процесс при поддержке преподавателей. Аспиранты, ординаторы, выпускники последних курсов – всем им крайне важен полноценный учебный процесс.
(Здесь и далее цитируем студентов из чата, в котором обсуждают проблему представители Франции, Сербии, Ирака, Ирана, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Армении, Украины).
LUAY, аспирант: «У нас есть работа, связанная с проведением экспериментов, а также мы должны получать практические результаты для их публикации в статьях. И мы обязаны участвовать в конференциях, проводимых в российских университетах».
Emilia: «Учусь в медицинском техникуме, на третьем курсе. Дистанционного обучения у нас нет. Мне необходима практика в больнице и полный материал лекций. Здесь это просто невозможно получить. Помимо учебы, я оплачиваю квартиру. Мои техника и теплые вещи тоже остались в РФ».
Yofo: «У технарей идут лабы, нужно снимать замеры, и у меня просто нет возможности изучать материал, который даётся остальным».
Мил: «Я уже пропустила несколько конференций и работ, для которых нужно проводить исследования, и, боюсь, что далеко не одна такая».
Алиса Минакова: «Я ординатор второго года ВГМУ имени Бурденко по специальности «Хирургическая стоматология», и этот год у меня должен быть практическим, то есть никакой дистанционки нет и в помине. И пока я нахожусь тут, мои одногруппники отрабатывают свои практические навыки. Я единственная с такой проблемой в деканате послевузовского образования, и там не знают, что со мной делать».
Словом, возможность изучать любимое дело, с которым связал своё будущее, участвовать в обычной студенческой жизни многим сейчас недоступна.
Да, существуют дистанционные занятия, онлайн. Но, во-первых, люди заплатили за очное обучение, а во-вторых, обучение онлайн, как оказалось, вовсе не панацея. Да, к тому же, в его организации множество проблем и накладок.
Диана: «Выпрашиваешь задания, и то не дают».
Даша: «Отвечают: не мои проблемы, что вы в Казахстане, я не буду отдельно ничего кидать».
Emilia: «Просто раз в неделю могут скинуть что-то по одному предмету – и всё».
Вероника Татарникова: «Мне преподаватели уже месяц не отвечают и не смотрят мои сообщения. Говорят, что им не давали никакой информации насчёт иностранных студентов. А некоторые даже говорят, что мы уже надоели».
Tea Qunn: «Крайне мало скидывают заданий, я уже неделю сижу без заданий».
Musharaf: «Я из Таджикистана. Мой сын поступил в медицинский. За неделю 2 или 3 задания присылают из университета».
Родители, оплачивающие обучение детей, зная, что сейчас закладываются основы их будущего, возмущены сложившейся ситуацией.
Инна Власова: «С самого первого дня некоторые преподаватели отказались подключать мою дочь к трансляциям лекций и практическим занятиям по иностранным языкам. Когда в нашей стране начались ограничения в работе интернета из-за известных событий, дочь с опозданием отправила домашние задания и несколько дней не могла присутствовать на занятиях. Мы предупредили факультет. После этого преподаватель перестала отвечать на письма с домашними заданиями. А потом сказала: ты все равно не приедешь на учебу из-за карантина и военных действий, такая учеба – это даже не формат дистанционного обучения, бери академотпуск. Подобного безразличия и равнодушия я не ожидала. Считаю, что право на обучение иностранного студента нарушено! Поэтому мы очень ждем разрешения на въезд иностранным студентам в Российскую Федерацию».
Евгения: «Ждали, что к 1 сентября начнут потихоньку впускать иностранных студентов через границу. В итоге ,нас перевели на дистанционку. Но для первого курса нет учебных материалов. Это не обучение! В ноябре начинаются первые зачеты. Как моя дочь их сдавать будет, не знаю. Онлайн-занятий нет, просто иногда выставляют на платформе задания, которые непонятно, как выполнять: это всё проходят со студентами очно, «на парах». Как можно так обучаться? Преподавателям дистанционка с иностранцами не оплачивается. Это же надо отдельно заниматься с ними. А кому это надо? Недавно открыли авиасообщение с Казахстаном, но нам лететь в Россию не по карману, да и билетов уже до декабря нет. Да и ни к чему это: мы живем в приграничной зоне, ехать от дома до университета – 7 часов. Но наземного транспорта нет – выехать не можем. Слезы каждый день».
Надо признать: большинство даже тех студентов, границы чьих стран уже открыты с Россией, до сих пор не может приступить к учебе – цены на авиаперелёты заоблачные, а билетов нет на несколько месяцев вперёд. Рейсов крайне мало, сухопутные же границы закрыты.
Сергей: «Нам разрешили пересекать границу по воздуху. Проблема в том, что один рейс в неделю – это очень мало. Чтобы купить билет по адекватной цене, должно очень повезти. А наземного транзита нет даже в пределах ЕАЭС».
Nastasiya Shlyat: «Правительство утверждает, что студенты могут прилететь на учебу самолётом. Конкретно мой вуз решил, что студентов из стран СНГ он будет принимать, когда взаимно откроют сухопутные границы. В противном случае, если я прилечу самолётом с миграционной картой, где будет проставлено «Учёба», меня не заселят в общежитие даже для карантина. И, естественно, не допустят к учёбе. Нам прислали приказ ректора, в котором сказано: россияне заезжают в течении октября в общежития и с 1 ноября выходят на учебу, а студенты из стран СНГ могут приехать только с открытием сухопутных границ. Я надеялась на чартер и специально узнавала, могу ли я воздушным путем добраться. Меня отпихнули этим приказом и сказали ждать».
Сотни сообщений из чатов подтверждают: те, кто не может попасть на учебу в Россию, считают своё положение безвыходным: ответы на их официальные запросы, в лучшем случае, содержат отсыл в другие ведомства… и так по кругу. Решать проблему никто не готов.
Вот почему 178 иностранных студентов, обучающихся в России, обратились с Открытым письмом на имя председателя штаба по противодействию коронавирусу в России Т. А. Голиковой и министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова с просьбой сделать учебу достаточным основанием для пересечения границы Российской Федерации, рассмотреть возможность открытия для студентов сухопутных границ, организации для них чартерных рейсов (в связи с новыми требованиями в условиях пандемии, письмо было отправлено в соответствующие адреса Почтой России 16.10.2020).
Председателю штаба
по противодействию
коронавирусу в России
Голиковой Т. А.
Копия: Министру иностранных дел
Российской Федерации
Лаврову С. В.
Открытое письмо
Уважаемая Татьяна Алексеевна!
«К Вам обращается группа иностранных студентов. Мы живем в разных странах - Азербайджане, Армении, Грузии, Ираке, Иране, Казахстане, Киргизии, Молдове, Таджикистане, Узбекистане, Украине, Франции. Всех нас объединяет одно: мы выбрали качественное образование в России, и мы лишены возможности продолжать свое очное обучение. К нашему огромному сожалению, вопрос об открытии границ для студентов не решен до сих пор.
Многие студенты тех нескольких стран, чьи воздушные границы открыты, по факту не могут приступить к учебе, так как билеты на рейсы раскуплены на несколько месяцев вперед, а сухопутные границы закрыты. Рейсов один-два раза в неделю недостаточно, а заявленные чартерные рейсы отменяются. Также цена билетов поднята в несколько раз и большинству из нас недоступна. Эту проблему поможет решить открытие сухопутных границ для студентов либо организация чартеров по разумным ценам для обучающихся в России.
Нам необходимо продолжать очное обучение. Среди нас есть студенты медицинских, технических и различных прикладных и практических специальностей, обучение которым исключает дистанционный формат. У нас нет доступа к лабораториям, библиотекам со специальной литературой, практическим занятиям, семинарам. Кто-то из нас по этой причине не сможет защитить диплом и диссертацию. Мы не можем конкурировать с однокурсниками, проходящими очное обучение, так как не участвуем в спортивных мероприятиях, научных конференциях, конкурсах, не посещаем кружки СНО. Это приводит к отсутствию дополнительных баллов для перевода на бюджет, получения скидок и грантов, повышения стипендий и получения именных стипендий. Среди нас есть первокурсники, которым очень трудно интегрироваться в процесс учебы дистанционно.
Многие из нас оплачивают квартиры и общежития, наши вещи в России.
Мы заплатили за очное обучение, по факту получаем дистанционное низкого качества. Занятия с нами проводят 1-2 раза в неделю, при плохом качестве связи, что не даёт возможности полностью усвоить материал. Зачастую преподаватели не хотят вести дистанционные занятия для одного иностранного студента из группы. Кроме того, существует разница в часовых поясах, что мешает организовать онлайн-уроки. Эффективность дистанционного формата составляет примерно 30% от очного обучения. Есть вузы, не желающие проводить дистанционное обучение для иностранцев, угрожая отчислением или же предлагая оформить академический отпуск.
Мы обращались в МИД, Минобрнауки, в свои университеты, ФСБ, в Совет Федерации, Аппарат Правительства РФ с просьбами о помощи в решении нашего вопроса. В ответах на наши обращения нас перенаправляли в другие ведомства. МИД РФ ответил, что вопрос о разрешении пересекать границу с целью учебы рассматривается, Однако по факту граница для студентов закрыта до сих пор.
Каждый из нас готов сдать тесты в своей стране и России на короновирус, а также пройти карантин, обеспечив обсервацию за свой счет, и выполнить все требования Роспотребнадзора РФ для иностранных граждан.
В сложившейся ситуации просим Вас принять решение по снятию ограничений пересечения государственной границы РФ для лиц, въезжающих в РФ в целях обучения. А также рассмотреть возможность пересечения студентами сухопутных границ и организации для нас чартерных рейсов.
Без решения этих вопросов мы не сможем качественно продолжить свое образование, а значит, под угрозой будущее нашего поколения».
В письме студенты говорят о готовности сдавать тесты на родине и в России, проходить карантин за свой счет, соблюдать все правила Роспотребнадзора, лишь бы их не лишали возможности продолжать очное обучение. Возможно, имеет смысл организовать контроль прохождения учащимися обсервации с помощью вузов, в которых проходят обучение студенты.
Официальные источники уверяют нас в том, что ситуация с короновирусом в РФ управляема, а положение с иностранными студентами улучшается. Однако въезд для многих из них в Россию по-прежнему неосуществим, при том, что почти все страны открыли границы для студентов.
В любом случае, вопрос требует решения, так как иностранные студенты, обучающиеся в России, можно сказать, трижды пострадали от пандемии: они потеряли деньги, полноценную учебу и под угрозой их профессиональное будущее.
Ирина Соловьева (@carapozhar)
P. S. К упомянутому Открытому письму продолжают присоединяться студенты из разных стран - поддержку его тексту выразило ещё 20 человек.
-0-
КИ