images/2024/Feb2024/24/00Europe-Trains-mlgw-superJumbo.jpg

Рынок европейских пассажирских железнодорожных перевозок ожидает серьёзная встряска

24 февраля 2024 11:36:12
Монополист этого рынка Eurostar может столкнуться с конкуренцией, в первую очередь, в сегменте перевозок под проливом Ла-Манш.
Вести Туризм

24 февраля 2024 года. Брюссель. Вести Туризм.

В ближайшие несколько лет в Европе может появиться множество новых железнодорожных маршрутов, сообщает New York Times: из Парижа в Венецию, из Барселоны в Амстердам, из Брюсселя в Братиславу.

Для запуска некоторых из них потребуется год или больше, и время от времени будут возникать неудобства – такие, как шестимесячная приостановка беспосадочного сообщения из Амстердама в Лондон начиная с июня, поскольку Центральный вокзал Амстердама находится на реконструкции.

На маршруте, проходящем под Ла-Маншем, также предстоят хоть и постепенные, но изменения. Последние 30 лет Eurostar является монополистом на пассажирские железнодорожные перевозки под Ла-Маншем, но туннель под проливом открыт и для других перевозчиков, и конкуренты уже выстраиваются в очередь.

Все это – часть продолжающегося на континенте железнодорожного ренессанса, который в значительной степени обусловлен большим интересом к необходимым обновлениям со стороны пассажиров.

«Для поездок на дальние расстояния поезда переполнены: спрос превышает предложение. Это относится как к дневным, так и к ночным поездам», — сказал доктор Альберто Маццола, исполнительный директор Сообщества европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний, отраслевой группы со штаб-квартирой в Брюсселе.

Он объяснил рост спроса опасениями пассажиров по поводу изменений  климата, а также растущей ценовой конкуренцией. Например, на популярной в Европе платформе бронирования поездов Thetrainline.com поездка туда и обратно между Парижем и Женевой в конце января стоит от €63, или около $69, включая багаж. На Google Flights самый дешевый авиабилет туда и обратно стоит €148, не считая сборов за зарегистрированный багаж или трансфер из аэропорта.

«Большая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это отсутствие инфраструктуры», — подчеркнул Альберто Маццола, отметив, что железнодорожные станции являются самым узким местом, за которым следуют пропускная способность самих линий. Правительства, в том числе в Германии и Франции, вкладывают значительные средства в инфраструктуру, добавил он, хотя для того, чтобы эти проекты принесли плоды, может потребоваться несколько лет.

В Евросоюзе пассажирский железнодорожный транспорт вырос на 50% в период с 2021 по 2022 год, достигнув почти 245 миллиардов миль пробега, что всего на 5% ниже уровня 2019 года. И эта тенденция, судя по всему, сохранится, когда будут опубликованы данные за 2023 год.

Гвендолин Казенаве, исполнительный директор Eurostar, сказала, что рост также наблюдается на маршруте через Ла-Манш, где количество пассажиров в 2023 году было близко к допандейному максимуму в более чем 11 миллионов.

«Спрос на экологичные железнодорожные перевозки действительно стремительно растет», — сообщила она, добавив, что к 2030 году Eurostar планирует перевозить 30 миллионов пассажиров ежегодно по своей сети, которая включает остановки в Нидерландах, Бельгии и Германии, а также в Великобритании и Франции.

Конкуренты берут это на заметку, особенно на маршруте через Ла-Манш.

«Люди поняли, что это прибыльный рынок, и Eurostar «помогает» им в этом понимании, устанавливая высокие цены», — считает Марк Смит, основатель веб-сайта о железнодорожных путешествиях The Man in Seat 61 и бывший менеджер лондонской станции Чаринг-Кросс. Марк Смит отметил, что он «никогда прежде не видел такого большого интереса» со стороны потенциальных конкурентов, и что их успехи могут стать хорошей новостью для пассажиров.

«Нет никаких сомнений в том, что конкуренция между железнодорожными транспортами удерживает тарифы на относительно низком уровне», — сказал Марк Смит. (Недавний поиск показал, что поездка Eurostar туда и обратно между Парижем и Лондоном в конце января начиналась от €141, или около $154, по сравнению с €64 за авиарейсы туда и обратно, не включая плату за багаж).

Вот один из перспективных конкурентов монополиста. В октябре 2023 года  Evolyn — новый железнодорожный оператор, возглавляемый испанской семьей Космен, тяжеловесами туристической индустрии — объявил о достижении соглашения с французским производителем поездов Alstom о поставке от 12 до 16 высокоскоростных поездов для маршрута через Ла-Манш.

«Там есть место для бизнеса», — убеждена Эстефания Кампос, пресс-секретарь Evolyn. Она добавила, что кросс-канальный сервис компании начнется в 2025 году, а полноценные операции будут запущены в 2026 году.

Британский бизнесмен Ричард Брэнсон также, похоже, готов вступить в борьбу за место на рынке. В ноябре прошлого года газета The Telegraph со ссылкой на неназванные источники сообщила, что Ричард Брэнсон, владелец Virgin Group, транснациональной корпорации венчурного капитала, «замышляет конкурирующую операцию» на флагманском маршруте Eurostar. Отвечая на запрос, компания, однако, заявила, что «не комментирует слухи или спекуляции».

Компания Heuro в Нидерландах вслед за этим объявила о планах по созданию своего маршрута через Ла-Манш. Прямое сообщение между Амстердамом и Лондоном, до 16 поездов в день в каждом направлении, намечено начать в 2028 году.

Ремер ван ден Биггелаар, соучредитель Heuro, отметил, что в настоящее время между Амстердамом и Лондоном совершается более 50 авиарейсов в день, по сравнению с четырьмя или пятью отправлениями поездов. «Нам нужно встряхнуть этот рынок, — уверен он.  - Нужен кто-то с видением, который придет и скажет: «Хорошо, ребята, давайте работать вместе, чтобы вытащить всех этих людей из самолетов».

Но любой претендент столкнется с логистическими проблемами. Новый европейский пограничный контроль, ввод которого запланирован на конец 2024 – середину 2025 года, будет означать, что неевропейские пассажиры, отправляющиеся из Лондона, должны будут пройти биометрическую проверку безопасности, включая распознавание лиц и отпечатки пальцев, прежде чем они сядут на поезд через Ла-Манш.

Вокзал Сент-Панкрас в Лондоне и Северный вокзал в Париже должны быть отремонтированы, чтобы освободить место для дополнительных поездов и пассажиров. Госпожа Кампос из Evolyn и господин ван ден Биггелаар из Heuro заявили, что их компании работают с соответствующими органами для поиска решений.

Впрочем, места для конкурентов предостаточно. «Это туннель с открытым доступом, поэтому в этом нет никакого фаворитизма, — уверен Джон Киф, представитель GetLink Group, компании, которая управляет железнодорожной инфраструктурой под Ла-Маншем. - Есть место для гораздо большего количества высокоскоростных поездов, которые будут проходить через туннель».

Конкуренты, похоже, уже выстраиваются в очередь за маршрутом Лондон-Париж, но в других местах стартапы входят в число тех, кто стремится построить прямые связи там, где их сейчас нет.

В мае голландско-бельгийская компания European Sleeper открыла ночное сообщение между Брюсселем и Берлином. Планируется, что весной оно будет продлено до Дрездена и Праги. European Sleeper также хочет ввести прямое сообщение между Амстердамом и Барселоной в 2025 году.

Между тем, парижский стартап Midnight Trains работает над созданием ночных маршрутов в Париж и из него, в том числе в Милан, Венецию, Флоренцию, Рим, Барселону и Мадрид. Первый рейс Париж-Милан-Венеция планируют запустить в 2025 году.

А в Центральной Европе компания Leo Express, базирующаяся в Праге, уже управляет сетью, которая соединяет чешскую столицу с Краковом и Братиславой, а также с другими городами. Компания подала заявку на получение разрешения на запуск ежедневного 19-часового рейса между Братиславой и Брюсселем, который может быть введён уже в конце 2024 года.

Задействованы и национальные железные дороги. В сентябре министр транспорта Германии доктор Фолькер Виссинг пообещал высвободить €40 миллиардов (около $43,6 миллиарда) для оживления железнодорожной сети страны. «Железнодорожная инфраструктура десятилетиями была заброшена и доведена до абсолютных пределов, — сказал он.  - Это больше неприемлемо и недостойно прогрессивной экономической нации. Железные дороги нужны нам как экологически чистый вид транспорта».

В Испании правительство с большим успехом открыло свою сеть высокоскоростных железных дорог для частных конкурентов. А национальный железнодорожный оператор Renfe недавно запустил прямые рейсы между Мадридом и Марселем, а также между Барселоной и Лионом.

А во Франции президент Эммануэль Макрон обещал ещё в 2020 году оживить железнодорожную сеть, чтобы способствовать «экологическому переходу» в транспорте страны. Недавно здесь возобновилось ночное сообщение между Парижем и Ниццей, Парижем и Веной, а также Парижем и Орийаком на юге.

Кроме того, в настоящее время Париж имеет прямое ночное сообщение с Берлином и обратно, что является результатом сотрудничества между национальными железнодорожными компаниями Франции, Германии, Бельгии и Австрии. Министр транспорта Франции Клеман Бон был среди тех, кто находился на борту первого поезда, который въехал на Восточный вокзал в Париже утром 12 декабря прошлого года. «Это было великолепно, — сказал Клеман Бон репортеру, ожидавшему его на платформе. - Это символ, который нам нужен в данный момент».

Фото: Гонсало Фуэнтес/Reuters

-0-

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников