
РСТ: стоит ли разрешать возвращение на российский рынок зарубежных сервисов онлайн-бронирования
20 июня 2025 года. Санкт-Петербург. Вести Туризм.
По итогам парламентских слушаний на тему «Цифровизация туризма: в поисках правового баланса» опубликованы рекомендации. Комитету Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры совместно с правительством РФ предстоит определить понятия, регулирующие деятельность цифровых туристических платформ, а также основные направления государственного регулирования по созданию единой цифровой платформы в сфере туризма.
В том числе рекомендуется определить виды и условия гражданско-правовых договоров, заключаемых между участниками правоотношений в рамках цифровых туристических платформ. Подчеркивается также, что при разработке проекта отраслевого федерального закона необходимо учесть вероятность возвращения на российский рынок зарубежных цифровых туристических платформ – соответственно обеспечить антимонопольные механизмы защиты отечественных, а также установить приоритет российской юрисдикции при разрешении споров между отечественными и иностранными цифровыми туристическими платформами, поставщиками услуг, потребителями.
Этим рекомендациям предшествовало довольно бурное обсуждение темы в ходе парламентских слушаний, организованных отраслевым комитетом Госдумы в рамках форума «Путешествуй!». В нем приняли участие депутаты Госдумы, представители Минэкономразвития, руководители региональных министерств, отраслевых общественных организаций и ведущих туристических агрегаторов.
Одна из проблем в том, что после ухода в 2022 году крупнейших международных сервисов Booking и Airnbnb с нашего рынка, отечественные туристические платформы начали активное развитие, сделали существенные инвестиции в рабочие места, качество продукта, в целом добились серьезных успехов - но конкурировать с гигантами, если те вернутся, им будет непросто.
Всем очевидна важность развития отечественных платформ и создания для этого необходимых условий. Однако сами они ждут не просто поддержки, а полноценных протекционистских мер со стороны государства в случае, если крупные иностранные компании вернутся в Россию. Ассоциация туристических агрегаторов, в частности, выступила с инициативой предусмотреть нормативные ограничения для полноценного возвращения на российский рынок иностранных сервисов бронирования жилья, включая Booking.com и Airbnb.
Депутаты также считают, что отечественным туристическим платформам надо обеспечить приоритет перед западными агрегаторами, не блокируя, однако, зарубежные аналоги. «Мы не можем взять и выключить Booking.com. Он необходим российским туристам в случае организации зарубежных поездок, более того, он требуется и иностранным гражданам для посещения нашей страны. Но мы хотим создать условия, чтобы гражданин России, путешествуя по стране, использовал отечественные сервисы», - сказал глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.
Мировой опыт регулирования цифровых платформ показывает разные подходы и требования. В Европе это комплексный закон, главная цель которого - противостоять экспансии американских ресурсов. В Южной Корее и Китае в онлайн-торговле законодательно ограничивают монополии. Актуальность регулирования во всех странах объясняется быстрым ростом таких платформ, захватом ими рынков, диктатом своих условий.
По данным АНО «Цифровые платформы», в России также есть и уход в серую зону из-за сложностей налогообложения, и примеры несправедливых условий сотрудничества между туристическими платформами и поставщиками услуг - гостиницами, гидами и др. Немало случаев, когда крупные доминирующие приложения в тех или иных регионах России оказывались не заинтересованы в развитии определенных сфер туризма, которым очень сложно выйти на потребителя. И игроки небольшого масштаба вынуждены были самостоятельно разрабатывать сайты, системы бронирования. То есть российские агрегаторы, как и Booking, не прочь воспользоваться положением монополистов.
Учитывая актуальность темы, Телеграм-канал «Юридические новости-Туризм» провел опрос представителей турбизнеса об их отношении к предложениям запретить возврат международных сервисов бронирования на российский рынок туризма. 59% из 400 опрошенных – против запрета, так как международные сервисы, по их словам, нужны для удобства туристов и развития конкуренции. 29%, напротив, поддерживают запрет – в России, по их мнению, должны работать и развиваться только отечественные сервисы бронирования. 12% сказали, что им это не важно.
Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгий Мохов считает, что запрещать возвращение зарубежных сервисов не надо: «Придерживаюсь позиции, что для бронирования внутри России должны преимущественно использоваться отечественные онлайн-сервисы, а для бронирования зарубежных отелей могут вполне применяться международные. Тем более что для въездного туризма устанавливать монопольный доступ только через отечественные сервисы вообще не представляется возможным».
По его словам, чрезвычайно важен вопрос финансовых отношений агрегаторов с отелями, ведь речь идет не только об удобстве туристов, но и о рекламных возможностях и выгодах сотрудничества между гостиницами и агрегатором. Если агрегаторы выставляют огромные проценты, устанавливают паритет цен, жесткие условия и не дают притока клиентов, то ограничивать конкуренцию будет недопустимо. Она, безусловно, должна быть на нашем рынке.
«Но при этом российские отели и прочие средства размещения должны иметь выгодные условия сотрудничества с онлайн-агрегаторами, здесь должен соблюдаться баланс интереса, а при любой монополизации этого не будет. Мы видим, что у наших агрегаторов условия жестче, чем у Booking, и проценты выше. И сейчас они выступают за то, чтобы им дали абсолютную монополию без конкуренции с международными сервисами. На мой взгляд, решение, с каким агрегатором работать, должны принимать отели. Именно они являются поставщиками услуг и выбирают рекламную площадку для информирования потребителей. Соответственно если наши онлайн-сервисы хотят иметь преимущество перед международными, они должны предоставлять нашим российским отелям льготные условия», - полагает эксперт.
-0-