
Рекорды внутреннего туризма
15 мая 2025 года. Москва. Вести Туризм.
Консалтинговая компания Neo провела исследование рынка внутреннего туризма в России. Сегмент демонстрирует рекордные показатели благодаря развитию инфраструктуры, господдержке и росту интереса путешественников. С 2020 по 2024 год количество туристов удвоилось и достигло 92 миллиона человек, превысив допандемийный уровень на 41,5%. При сохранении текущих темпов роста Россия имеет все шансы войти в топ-10 стран по объему внутреннего туристического потока.
На протяжении последних 6 лет рынок внутреннего туризма претерпел колоссальные изменения. На сегодняшний день в отрасли наметилось пять ключевых трендов.
Поляризация рынка
К 2024 году объем выручки в сфере туризма достиг 6,15 триллиона рублей, увеличившись в 2,2 раза с 2019 года. Основную часть выручки — 70% — обеспечивает ЦФО. На его долю приходится и большая часть в структуре прибыли — 80%, а также почти половина всех инвестиций (43,8%), что усиливает региональный дисбаланс. На 2-м месте по выручке — ЮФО — 494 миллиарда рублей, на 3-м — СЗФО с 439,3 миллиарда рублей.

Вместе с тем не все регионы при росте оборота показывают прибыльность. Туристический сектор СЗФО второй год несет убытки: в 2024 году они составили почти 12 миллиардов рублей. Причины — в резком сокращении въездного туризма из других стран и ярко выраженной сезонности интереса путешественников.
Увеличение эффективности отрасли
В 2024 году рентабельность туризма в России достигла 9,3%, вдвое превысив допандемийный уровень. Сектор демонстрирует не только восстановление объемов, но и повышение эффективности.

Лидером по рентабельности с показателем 20,5% является СКФО. Это говорит об эффективности нишевых проектов — в регионе активно развиваются горнолыжные и термальные курорты.
Рост инвестиционной привлекательности
Объем инвестиций в основной капитал туристического сектора увеличился в 2,3 раза за 7 лет — в 2024 году он достиг 564,5 миллиарда рублей.

Львиную долю инвестиций составляют бюджетные средства (федеральные и региональные). В то же время доля собственных средств в структуре инвестиций постепенно растет. Таким образом, снижается зависимость сектора от внешних источников финансирования. Государство стимулирует бизнес вкладываться в инфраструктуру через субсидии и налоговые льготы. Увеличение потока внутренних туристов повышает рентабельность, позволяя реинвестировать прибыль. Динамика привлеченных средств положительная, но на фоне высокой ключевой ставки ее темпы замедляются.
Наибольший приток инвестиций из года в год приходится на ЦФО — в 2024 году этот показатель достиг 247,3 миллиарда рублей.
Развитие гостиничной инфраструктуры
В 2024 году более 83% новых мест в средствах размещения — порядка 26 тысяч единиц — пришлось на гостиницы. Лидером по этому показателю стал ЮФО — в регионе появилось свыше 11 тысяч новых мест. Это в 2,2 раза больше, чем у ближайшего конкурента — ЦФО.

Господдержка — ключевой драйвер развития внутреннего туризма
Эффективность туризма растет за счет реализации государственных программ. Широкий спектр мер поддержки включает налоговые льготы, субсидии, льготные кредиты и другие инструменты. В частности, Постановление Правительства РФ №141 от 09.02.2021 года создает механизм государственной поддержки со стороны банков и инвесторов, снижая финансовые риски при реализации проектов в сфере туризма. Параллельно государство стимулирует спрос с помощью программы туристического кешбэка, предлагая частичный возврат средств гражданам при покупке туров по России.
Государственное финансирование обеспечивает стабильность, но зависимость от него может ограничивать диверсификацию отрасли.
Прогноз Neo
При сохранении текущих темпов роста объем внутреннего туризма может достигнуть 120–140 млн человек к 2033 году, что на 30–50% больше, чем в 2024 году.
«Благодаря растущему спросу и господдержке внутренний туризм может стать одной из ключевых отраслей экономики, обеспечивая до 5–7% ВВП к 2033 году. Мощным импульсом для развития индустрии стало Постановление №141, которое увеличило инвестиционную привлекательность туристического бизнеса. Только за 2024 год мы сформировали для заказчиков комплекты документов на привлечение кредитного финансирования на общую сумму более 8 миллиардов рублей. Часть клиентов нацелена на получение льготных кредитов в рамках ПП-141. География туристических проектов включает Сахалин, Томск, Екатеринбург, Башкортостан, Пятигорск, Москву, Калугу и Воронеж. Это аквапарки, горнолыжные трассы, гостиницы и термы», — рассказывает Альбина Корягина, партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании Neo.
*Исследование проведено на основе данных из открытых источников и сведений из единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) и включает прогнозный анализ Neo.
-0-