Пять трендов Business Travel 2022
17 января 2023 года. Москва. Вести Туризм.
Эксперты компании «Аэроклуб», лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, подвели итоги 2022 года и назвали топ-5 трендов отрасли на фоне трансформации политической и экономической ситуации в России.
Исследование показало, что к наиболее значительным колебаниям спроса на командировки привели уход с российского рынка зарубежных компаний и трансформация международных брендов.
Среди глобальных компаний-клиентов «Аэроклуба» порядка 38% изменили название, отделились от головного офиса и существенно обновили внутренние политики; около 22% изменили название, отделились от глобального офиса, но в тоже время сохранили прежние корпоративные процедуры; не более 15% не вводили вообще никаких изменений. При этом 25% компаний объявили об уходе с российского рынка, но вместе с тем некоторые из них фактически сохраняют офис и штат сотрудников и находятся в режиме ожидания более устойчивой ситуации на рынке.
При этом только порядка 9% глобальных брендов в 2022 году увеличили объем деловых поездок по сравнению с 2021 годом и 20% сохранили количество командировок на прежнем уровне. Преобладающее число зарубежных компаний, работающих на российском рынке (61%), снизили объем бизнес-поездок в среднем на 35% к 2021 году, а у 10% клиентов спрос упал до нуля — в том числе, по причине полного ухода с российского рынка.
Обратная тенденция наблюдается со стороны локального бизнеса: в 2022 году зафиксирован существенный рост объема заказанных российскими компаниями услуг — на 30% к 2021 году, что соответствует показателям «эталонного» 2019 года. Подобная динамика свидетельствует о необходимости в условиях санкций налаживать новые партнерства, выстраивать логистические цепочки и искать новые рынки сбыта.
Обеспечение максимального объема контента в условиях закрытия авиасообщения с Европой, выхода международных авиакомпаний из BSP Россия и блокировки российских карт стало главным требованием клиентов к агентствам делового туризма.
«Устойчивость к внешним изменениям, наличие договоров с зарубежными партнерами в иностранных BSP, возможность не просто предлагать альтернативные сценарии поездки, но оформлять билеты любых авиакомпаний на востребованные маршруты и проводить любые платежи стало основным преимуществом поставщика на фоне санкций и гарантией обеспечения бесперебойной командировочной активности клиента. Этот год стал действительно уникальным с точки зрения поиска новых решений и расширения границ возможностей», — поделилась Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб».
Новые стандарты коммуникации с клиентом — скорость, персонализация и омниканальность — требуют от агентств делового туризма новых подходов к сервису.
«Сегодня мы говорим о возможности оформить заявку на командировку не только в онлайн-системе, почте или по телефону, но и из любого мессенджера, будь то WhatsApp, Telegram или встроенный корпоративный чат, — рассказывает Юлия Липатова. — Сотрудники клиента не приемлют формальных ответов, поэтому эмпатия и человеческое общение стали неотъемлемой частью сервиса. При этом ответ на запрос должен быть не только максимально персонализированным, но и быстрым — пометка «срочно» (не более 15 минут на обработку запроса) в 2022 году стояла в 53% обращений».
Эксперты «Аэроклуба» отмечают, что 39% сообщений деловых путешественников по всем каналам коммуникации поступило в ночные часы и/или праздничные и выходные дни и было обработано службой 24/7 — доля таких сообщений выросла на 18% по сравнению с 2021 годом, при этом на них пришлось 21% от всех оформленных услуг.
Тренд на сокращение горизонта планирования командировок, появившийся в «пандемийном» 2020 году, сохранился и в 2022. Обеспечение потребностей бизнеса «здесь и сейчас», а также максимальная гибкость по отношению к внешним обстоятельствам стали важнее корпоративных процедур. Поэтому если в 2019 году 45% зарубежных и 31% внутренних командировок оформлялось более чем за 14 дней до планируемой даты поездки, то сейчас это требование исключено из политик многих компаний, в результате чего почти 60% деловых поездок оформляется менее чем за 7 дней до отправления.
Стремление бизнеса упростить процесс оформления командировок, исключить «ручные» операции, сократить время работы сотрудников и, как следствие, оптимизировать расходы на деловые поездки привело к самому большому за последние годы всплеску спроса на автоматизацию бизнес-процессов — он составил 46% к 2021 году. Наиболее востребованными стали проекты, обеспечивающие передачу информации по API, интеграцию с кадровыми и бухгалтерскими системами клиента и переход на полностью «бесшовный» процесс оформления деловых поездок на одной платформе.
Сохранился тренд на рост доли онлайн-заказов, которая в 2022 году составила 68% (+7% к 2021 году, +9% к 2020 году и +12% к 2019 году). При этом онлайн в прошлом году оформлялось 73% отелей, 71% железнодорожных и 59% авиабилетов.
Обеспечение кибербезопасности также вошло в число наиболее востребованных ИТ-проектов 2022 года. «На фоне сообщений из различных отраслей об участившихся случаях хакерских атак и сливов баз данных, клиент ожидает от агентства делового туризма не только гарантии сервиса, но и гарантии безопасности своих денег, данных и сотрудников», — рассказала Юлия Липатова.
«Можно с уверенностью прогнозировать, что тренд на технологичность командировок сохранится и в 2023 году. Автоматизация обеспечивает сразу несколько требований бизнеса: оптимизацию расходов, эффективность, гарантию безопасности. По-прежнему будут востребованы вариативность выбора и гибкие условия бронирования. Среди перспективных трендов мы прогнозируем рост запросов на новые финансовые инструменты, такие как виртуальные карты, повышение спроса на квартиры и апартаменты для длительного проживания вместо отелей, а также новый для России тренд на «экологичные командировки», который предполагает как внедрение соответствующих инструментов отчетности и контроля, так и расширение спектра «безбумажных» сервисов», — подвела итог эксперт.
-0-
КИ