Пилот Airbus: реальна ли угроза подхватить вирус внутри самолета?
По просьбе Туту.ру опытный пилот рассказал, почему современный самолёт защищён от биологической угрозы (COVID-19) лучше, чем вы думаете. Михаил – пилот, много лет обслуживающий Airbus 319/320/321, наверное, один из самых распространенных узкофюзеляжных самолетов в мире. Он не понаслышке знаком с их спецификой.
Самолёт выглядит как закрытое пространство, где сидит много людей. Это вызывает опасения у пассажиров. Но насколько высока реальная опасность? По словам пилота, пассажирская кабина самолета «нарезана» системой кондиционирования салона на много-много слоёв, разделенных по рядам и состоящих из отдельных воздушных потоков. Визуально это одно пространство, но потоки начинаются от потолка, проходят ряд кресел до прохода и возвращаются под креслами в пол у обшивки (поэтому, кстати, ногам и бывает холодно в полёте). Благодаря такой системе — крайне маловероятно, что пассажир сможет заразиться, кроме как от ближайшего соседа.
Кроме того, в полете воздух в салоне полностью обновляется раз в три минуты и перед тем, как вернуться обратно, пропускается через салонные HEPA-фильтры.
«Забортный воздух попадает через двигатель в систему кондиционирования очень горячим - настолько, что там ничего не выживет. Охлаждается до 200 градусов Цельсия, смешивается с внутренним воздухом из салона. В смешивающем устройстве стоят эти самые фильтры, - объясняет пилот. - При этом в документах производителей фильтров фигурирует число 99,99%, обозначающее качество фильтрации вирусных частиц: то есть воздух, прошедший систему рециркуляции, подвергается принудительной фильтрации через HEPA-фильтры с доказанной эффективность.
Чтобы заразиться COVID-19, нужно получить достаточно большое количество вирионов (вирусных частиц), а быстрое обновление воздуха способствует быстрому же его очищению. Главное, чтобы не болел бортпроводник, потому что он контактирует со всем салоном.
Авиакомпания Emirates уже проводит экспресс-тесты пассажиров на вирус непосредственно перед полётом пассажирам. По мнению пилота, как минимум, авиакомпаниям стоит проверять каждый день бортперсонал - и это сильно снизит возможные риски. Сейчас уже используются маски и перчатки для кабинного экипажа по рекомендации регулятора, дезинфекция и уборка средствами по стандартам Роспотребнадзора, особая дезинфекция столиков, подлокотников кресел и багажных полок. Воздух на земле перед новым полётом заменяется полностью, то есть рецуиркулияционный из объёма самолёта выпускается наружу.
То есть риски «растащить» инфицированный воздух вдоль салона самолета минимальны, насколько это возможно в данном случае. При наличии высокой частоты оборота воздуха в пассажирском салоне и HEPA-фильтров это ощутимо снижает риски инфицирования находящихся в самолете пассажиров и кабинного экипажа.
При этом WHO (World Health Organization) считает , что в зоне потенциального риска – пассажиры, размещённые в двух рядах впереди инфицированного и в двух рядах после него (ну и, конечно, сам ряд, где размещен инфицированный). Но, несмотря на это, пассажиры, находящиеся в диапазоне двух рядов и далее от заболевшего, имеют довольно низкую вероятность инфицирования, особенно на коротких рейсах.
Но, в тоже время, если заболевшим является стюард или стюардесса, картина резко меняется: учитывая, что они довольно часто перемещаются по салону и общаются с пассажирами, вероятность инфицирования заметно повышается.
Вот что еще делают авиакомпании для минимизации рисков переноса инфекции и заражения сотрудников:
- Маски/перчатки для кабинного/летного экипажей.
- Моющие/дезинфицирующие средства с повышенной концентрацией в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора – сотрудники, осуществляющие обработку салона одеты полностью в одноразовые защитные костюмы с перчатками и масками.
- Обработка складных столиков, подлокотников кресел, ручек и багажных полок – мест, с которыми пассажиры контактируют чаще всего.
- Самолеты, используемые для возвращения наших соотечественников, проходят дополнительный этап полной дезинфекции пассажирского салона.
- Проветривание салона самолета, используя отбор воздуха от APU и штатную систему кондиционирования салона до и после уборки. На земле для этого надо буквально 5 минут, чтобы полностью заменить воздух в салоне.