Пандемия 2020: первые уроки и взгляд в ближайшее будущее из Азербайджана
Российские тревел-журналисты приняли участие в онлайн пресс-конференции главного исполнительного директора Бюро по туризму Азербайджана Флориана Зенгстшмида на платформе Zoom.
Флориан Зенгстшмид хорошо известен в России. Много лет возглавлял московское представительство Австрийского турофиса. А в последние годы работает в Азербайджане. И в российскую столицу приезжает уже в качестве главного исполнительного директора Азербайджанского Бюро по туризму (ATB).
В дни карантина (а в Азербайджане в связи с пандемией коронавируса правительство объявило полноценные карантин с государственной поддержкой граждан и бизнеса) от Бюро по туризму Азербайджана почти ежедневно приходят интересные новости, связанные с туризмом. То есть жизнь, работа по продвижению этого популярного у россиян направления вовсе не замерла – как, например, замерла она на время почти во всей Европе.
Чем же необычен и почему столь позитивен азербайджанский опыт? Об этом Флориан рассказал российским СМИ в ходе состоявшейся 09.04.20 пресс-конференции на онлайн-платформе ZOOM.
Кто оказался наиболее уязвим?
С первых же дней распространение вируса в Азербайджане поняли: особенно уязвим в условиях стремительного распространение заразы малый и средний бизнес. Как, впрочем, и рядовые граждане. Их и решено было в самую первую очередь поддержать. Был создан фонд поддержки борьбы с коронавирусом, в котором сейчас собрано примерно 111 миллионов манатов. Ещё миллиард манатов правительство выделило целевым назначением на меры по смягчению последствий кризиса для экономики. Наконец, были сформированы 4 рабочие группы, которым поставили задачу: оперативно разработать инициативы поддержки предпринимателей и социальной защиты работников, а также валютной и макроэкономической стабильности в стране.
Как это проявляется в туризме?
Решено было выделить несколько фаз ситуации. Первая - та, что всё ещё происходит сейчас. Передвижения внутри страны ограничены, границы закрыты – а значит, следует сосредоточиться на текущих проблемах. Поддержать партнеров по туристической отрасли – нельзя, чтобы они впали в отчаяние или депрессию. И дистанционно взаимодействовать – например, проводя онлайн мастер-классы с туроператорами.
Следующая фаза начнётся с момента открытия передвижения внутри страны. И на этом этапе следует, в первую очередь, сфокусироваться на работе с внутренним рынком.
И, наконец, фаза третья: границы откроются. Вот тут-то и нужен будет динамичный переход к увеличению турпотока, в состояние «новой нормы».
Как изменятся функции ATB по промотированию направления?
Главная идея –переориентировать туризм с больших городов – к природе. Это и хайкинг-маршруты, и уникальные, неизведанные места, и даже, например, орнитологические путешествия. И в этой непростой области наши гости должны убедиться в наличии высоких стандартов сервиса и безопасности.
Скоро ли восстановится активность ATB в России?
Мы готовы готовы её возобновить в любую минуту – как только позволят обстоятельства. Россия остаётся для Азербайджана ключевым для нас рынком. В ближайшие месяц-другой планируем провести исследование, чтобы понять, изменились ли в новых условиях предпочтения и туристов.
Туризм завтрашнего дня – он будет совсем другим?
Требования к качеству сервиса в туризме и индустрии гостеприимства станут гораздо выше. И, в первую очередь, в плане безопасности. Чтобы человеку было комфортно, он, для начала, должен быть уверен в безопасности своего путешествия. Это проявляться даже в таких вроде бы мелочах, как расстояние между столиками в ресторане. И главное – в доступности и надёжности медицинской помощи.
Чем в эти дни занимается ATB на российском рынке?
Семинары и вебинары – это, как показал самый первый опыт, очень эффективная форма. На ней мы сейчас и сосредоточились. Но, в отличие от прошлого года, когда мы работали, главным образом, с самыми крупными городами России, теперь мы намерены фокусироваться на небольших городах в северных и южных российских регионах. В ходе таких встреч по-прежнему знакомим партнеров с нашими предложениями и продуктами.
Скоро будет запущена онлайн-платформа «Азербайджан 101», задача которой – предоставлять исчерпывающую информацию об Азербайджане для профессионалов туриндустрии в режиме 24/7. На ней и будем проводить свои обучающие вебинары.
Чему научила ситуация с коронавирусом?
Ситуация оказалась абсолютно непредвиденной и научила, в первую очередь, гибкости. Многие планы пришлось оперативно изменить. За два предыдущих года мы достигли великолепных результатов по увеличению турпотока, и в первую очередь, из России. И это прекрасная мотивация не снижать активности.
Очень серьёзно готовились к MITT 202. Было назначено огромное количество встреч с нашими российскими партнерами из числа туроператоров. И, хоть выставка не состоялась, 90% всех этих запланированных встреч мы провели – просто в онлайн режиме. Отличный урок, не правда ли?