
Отменяются штрафы туристических автобусов за превышение габаритов и веса
10 июля 2025 года. Москва. Вести Туризм.
Госдума приняла закон о вводе моратория на весовой и габаритный контроль автобусов до 1 сентября 2030 года, сообщает сайт Российского союза туриндустрии (РСТ).
Теперь компаниям-владельцам туристических автобусов не придется платить многотысячные штрафы, которые делали автобусный туризм неконкурентоспособным из-за удорожания фрахта. Как поясняет глава Экспертного совета Российского союза туриндустрии (РСТ) Николай Литаренко, с 1 сентября 2025 года до 1 сентября 2030 года вводится мораторий на весовой и габаритный контроль автобусов, находящихся в официальном реестре лицензий в соответствии с Уставом автомобильного транспорта.
«А это означает, что на время введения моратория автобусы, в том числе и туристические, не будут штрафовать за нарушение «Правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства». Эти правила, в частности, предусматривают необходимость согласования маршрута в случае перевозки автобусом весом более 18 тонн, а также уплату сбора за вред дорогам. В случае нарушения правил предусмотрены штрафные санкции, согласно КОАП РФ - 375 тысяч рублей», - сказал он.
Как рассказала руководитель комитета РСТ по детскому, молодежному и семейному туризму Марина Лабутина, именно такие штрафы начали выписывать транспортным компаниям с апреля 2025 года.
«За превышение нормы чуть более чем на 12% штраф составляет огромную сумму – 375 тысяч рублей. Это ставит под угрозу само существование автобусного экскурсионного туризма, потому что классический автобус на 53-55 человек с багажом оказывается априори тяжелее 18 тонн. Штрафы в несколько раз выше стоимости фрахта этого автобуса. С учетом того, что перевозка составляет порядка 40-50% себестоимости экскурсионного турпродукта, это влечет за собой не менее чем двукратный рост цен для потребителей», – говорит эксперт.
Марина Лабутина напомнила, что в марте прошлого года вступило в силу постановление правительства «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства». Правила применяются ко всем транспортным средствам, включая и автобусы, осуществляющие туристско-экскурсионные перевозки, которые превышают определенные габариты либо вес. Максимальная масса двухосных транспортных средств должна составлять до 18 тонн. При этом, по словам эксперта, ни одна из представленных сейчас на нашем рынке моделей автобусов вместимостью до 53 пассажиров при полной загрузке не может соответствовать предельной массе.
РСТ неоднократно поднимал тему штрафов для туристических автобусов, обращался с официальными письмами в Минэкономразвития, Совет Федерации, Госдуму. В частности, в РСТ проанализировали самые популярные экскурсионные программы по Золотому кольцу России с выездом из Москвы продолжительностью от 1 до 7 дней и протяженностью от 420 до 1620 километров. Оказалось, что соблюдение новых норм по выплате компенсации за вред, причиняемый тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, кратно увеличивает стоимость фрахта.
В ходе диалога турбизнеса с представителями органов власти, который состоялся в рамках форума «Путешествуй!» в июне в Москве, Марина Лабутина еще раз подняла эту тему. Тогда министр экономического развития Максим Решетников сказал, что разберется в проблеме и попробует найти верное решение.
-0-