
От IT к реальному сектору: кто сегодня формирует спрос на зарубежные отели
29 июля 2025 года. Москва. Вести Туризм.
Эксперты компании «Аэроклуб», лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для управления командировками, проанализировали динамику спроса на зарубежные отели со стороны представителей бизнеса в первой половине 2025 года и выяснили, какие страны стали центром притяжения российских бизнес-путешественников, какие индустрии направляли своих сотрудников в зарубежные командировки, и во сколько они обходились.
В первой половине 2025 года спрос на проживание в зарубежных отелях среди представителей российских компаний сохранился на уровне прошлого года, превысив допандемийные показатели на 22%. Средняя продолжительность зарубежных командировок выросла на 6% и составила 4 ночи. Средняя стоимость ночи в зарубежных отелях сократилась на 2% год к году и составила 17,3 тысячи рублей.
«Деловой туризм выступает индикатором экономических сдвигов: IT-сектор завершил волну релокаций и сократил число зарубежных командировок, тогда как нефтегазовая промышленность и машиностроение увеличили интенсивность деловой активности за рубежом, реагируя на растущие экспортные возможности и новые контракты в Азии, – поделилась управляющий директор компании «Аэроклуб» Юлия Липатова. – Китай, Казахстан и Узбекистан становятся ключевыми точками деловых встреч, а Центральная Азия превращается в новый центр делового туризма».
Главным драйвером зарубежных командировок стала нефтегазовая промышленность: количество ночей, проведенных сотрудниками компаний этой индустрии в отелях за рубежом, выросло на 21%, а доля сегмента достигла 32% (26% в 2024 году). Командировки представителей нефтегазовой промышленности были самыми продолжительными и в среднем составляли 5 дней (+12% к 2024 году). IT- и телеком-сектор сократил активность на 23%, снизив долю с 30% до 23%, что во многом связано с завершением волны релокаций 2022-2023 годов: основная часть компаний уже выстроила инфраструктуру в ключевых странах, и поток командировок в 2025 году снизился. Авто- и машиностроительные компании, напротив, нарастили объем зарубежных командировок на 86%, доведя свою долю до 8% (4% годом ранее), это может говорить о росте экспортных контрактов и сотрудничестве с производственными площадками в странах-партнерах.
Китай уверенно лидирует в рейтинге направлений – 39% всех ночей бизнес-туристов в зарубежных отелях (+24% к 2024 году, доля в 2024 году – 31%). Наибольший вклад в растущий спрос на это направление обеспечили нефтегазовые компании, которые увеличили число ночей в отелях Китая на 48% и довели свою долю до 62% (52% в 2024 году). Это объясняется переговорами по новым энергетическим контрактам, технологическим коллаборациям и проектам в области СПГ. IT- и телеком-сектор занял второе место по объему командировок в Китай с долей 8% (9% в 2024 году), показав рост на 16% год к году.
Казахстан за счет роста спроса на 19% к прошлому году удерживает вторую строчку с долей 13% от общего числа ночей (11% в 2024 году). На этом направлении доминировали авто- и машиностроительные компании, на которые приходится 28% командировок, что может быть связано с развитием сборочных производств и инфраструктурными проектами. Несмотря на сокращение числа командировок на треть, IT- и телеком-компании удержали долю в 25% (42% в 2024 году).
Третье место в первом полугодии 2025 занял Узбекистан с долей 9% (6% в 2024 году) – число ночей, которое представители бизнеса из России провели в этой стране, выросло на 53% к 2024. Основной рост обеспечили IT- и телеком-компании, увеличившие число командировок на 68%, и их доля достигла 36% (33% в 2024 году). Нефтегазовый сектор, напротив, снизил активность на 13%, и его доля упала с 28% до 16%. Узбекистан становится новой точкой экспансии технологического бизнеса: здесь создаются технологические хабы и региональные дата-центры, а компании активно формируют партнерства с местными интеграторами.
Также в топ-10 самых популярных для зарубежных командировок направлений вошли Беларусь (5% всех бронирований, -4% к 2024 году), Турция (доля 4%, -37%), ОАЭ (4%, -27%), Южная Корея (4%, -22%), Сербия (3%, -52%), Армения (2%, -39%) и Франция (1%, +32%). При этом самой дорогой страной остаются ОАЭ – 45 тысячи рублей за ночь (+52%), а самой доступной – Беларусь с 11 тысяч рублей (+10%).
Наибольшим спросом пользовались четырехзвездочные отели, так же, как и годом ранее на них пришлось 45% всех ночей, пятизвездочные сохранили долю в 37%, а доля трехзвездочных отелей сократилась до 11% (12% в 2024 году). Сегмент объектов размещения без категории, к которым, в том числе, относятся квартиры и апартаменты, продемонстрировал наибольший рост – число бронирований выросло на 36%, и таким образом его доля достигла 7% (5% в 2024 году).
-0-