О проблемах внутреннего и въездного туризма шла речь на пресс-конференции АТОР по итогам года
23 декабря 2025 года. Москва. Вести Туризм.
23 декабря исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе подвела на пресс-конференции в НСН итоги года. Она подробно остановилась на статистике путешествий по нашей стране как иностранных гостей, так и россиян.
Так, в 2025 году Россию, судя по всему, посетят от 1,6 до 1,65 миллиона гостей из разных стран мира, причем примерно половина всех поездок приходится на туристов из Китая – ключевого рынка для въезда в РФ. Безвизовый режим, который был введён совсем недавно – в ноябре 2025 года, должен помочь в компенсации традиционного зимнего спад, обеспечив в этот период прирост турпотока из Китая примерно на 15%.
Другим трендом года стал рост количества туристов из арабских стран.
Вот как выглядит топ рынков въездного туризма на конец декабря 2025 года:
- Китай — ~878 тысяч (+3,5%)
- Турция — ~66,7 тысячи (+14%)
- Саудовская Аравия — ~66,2 тысячи (+20%)
- ОАЭ — ~59 тысяч (−10%)
- Индия — ~29 тысяч (+30%)
- Оман — ~17,8 тысячи (+100%, лидер роста)
Именно из этих стран – почти 75% всего въездного турпотока.
Это диктует российским туроператорам необходимость адаптировать свои турпродукты к потребностям гостей из названных стран.
«Если до 2021 года турпродукт был в основном ориентирован на знакомство со страной через классические достопримечательности, то сегодня иностранные гости ищут уникальные и эмоционально насыщенные впечатления. Именно этот сдвиг позволил расширить сезонность: турпоток в Россию теперь есть и зимой. В результате формируется совершенно новый ландшафт въездного туризма», – пояснила Майя Ломидзе.
Что же ждет рынок российского въездного туризма в наступающем 2026 году?
Вот какой прогноз обозначила эксперт:
- Меньше больших групп → больше малых и индивидуальных туров
- Рост среднего чека, спрос на luxury, MICE, adventure
- Повышенный интерес к регионам: Русский Север, Арктика, Байкал, Камчатка
- Глубина бронирования увеличится → поездки станут более планируемыми.
Что же касается путешествий россиян по своей стране, тут много зависит от финансовой стабильности рынка: если цены на отдых продолжат расти, то даже такой туризм многим станет не по карману. По словам Майи Ломидзе, «болевой порог» российских путешественников уже на пределе, и дальнейшее подорожание (пусть даже связанное с объективными факторами) может привести к заметному падению спроса: не все туристы смогут позволить себе отдых по тем ценам, которые сейчас формируются на ряде курортов с прицелом на 2026 год.
При этом доля организованного туризма во внутреннем сегменте остается стабильной. На массовых направлениях она держится на уровне 18–20%, а на классических индивидуальных маршрутах — в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге — выросла во многом за счет того, что туроператоры по ряду объектов предлагают более выгодные цены, чем при самостоятельном бронировании.
«Если вы планируете отдых в Москве, Санкт-Петербурге, Подмосковье или Калининграде в 2026 году, обязательно сравните цены у туроператоров — они могут оказаться ниже», — заметила Майя Ломидзе.
Фото: Константин Исааков
-0-