Надежность обеспечена: выбор горнолыжных курортов – в защиту интересов туриста
Редакция Вести Туризм разбиралась, насколько надежно сегодня оснащены зоны катания и почему выбор курортов в условиях ухода европейских партнеров – российское, а не китайское оборудование.
Начинается горнолыжный сезон-2024, и наша редакция получает от читателей запросы, насколько российские курорты готовы сегодня к массовому потоку горнолыжников, справится ли инфраструктура? В частности, нашу аудиторию интересует состояние канатных дорог. На курортах пока стоят европейские подъемники, но эти бренды ушли из России два года назад. Безопасна ли сегодня работа этих механизмов для туристов? Мы решили разобраться, как сегодня горнолыжные курорты решают вопросы своего оснащения и подходят ли для этого предложения азиатских стран-партнеров России.
Почему надежды на Европу уже нет
Российские горнолыжные курорты оснащены оборудованием иностранного производства. Основными поставщиками были Франция и Швейцария. Ведущие мировые производители канатных дорог — Doppelmayr Seilbahnen GmbH, Poma, Bartholet — поставили на горных склонах России свои подъемники. Но с 2022 года они вынуждены были уйти из России. Их подъемники все еще работают на российских склонах. Но ведь в какой-то момент наступит время ремонта, замены расходников, да уже и сейчас необходимость в таких работах, причем срочных, возникает. А еще нужно оборудовать новые строящиеся трассы. Поэтому курорты вынуждены были срочно искать иные пути решений.
Да, еще есть связи с европейскими производителями, но уже очень опосредованно. Запчасти можно заказывать по схеме параллельного импорта, это трудно, долго и дорого. А сервисное обслуживание европейские партнеры уже тоже не способны обеспечить, из-за санкций и запретов западных властей, эти компании не могут на постоянной основе взаимодействовать с Россией.
Есть ли причины для опасений или переживаний российских туристов? Всё же нет. Туристическая отрасль эти сложности оперативно решает.
Переход на российскую продукцию уже начался
Минпромторг вместе с региональными властями и курортами решили, что нужно срочно обеспечить туристической отрасли российским оборудованием. Окончательно такое решение сформировалось к концу 2022 – началу 2023 года. Такую позицию федеральных властей заявил в конце 2023 года заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
Дмитрий Чернышенко. Источник фото.
А президент России Владимир Путин отметил важность развития российской туристической индустрии в рамках работы уже обновлённого национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Курорты и производители такую задачу поддержали. В частности, член рабочей группы по развитию горнолыжной индустрии при Министерстве экономического развития РФ, председатель совета директоров Всесезонного курорта Сбера «Манжерок» Иван Морозов: «Зависимость от импорта в некоторых моментах пока сохраняется. Но из этой зависимости можно выйти, поэтапно. Пока наши отечественные производители разрабатывают оборудование для горнолыжных курортов, надо наладить поставки необходимых комплектующих через дружественные страны, которые уже имеют ресурсную базу. Кроме того, ряд европейских компаний еще продолжают выполнять свои гарантийные и сервисные обязательства. Они понимают, что полный уход с российского рынка был бы ошибкой. А уже следующим этапом будет внедрение отечественного оборудования. Такая стратегия должна обеспечить бесшовное развитие российских горнолыжных курортов».
Манжерок идею импортозамещения в туристической отрасли поддерживает. Здесь, к примеру, только в 2019 году запустили новую канатную дорогу Doppelmayr, но в 2022 году всё изменилось. И пришлось искать варианты, чем поддержать, а потом и заменить нынешнее оборудование.
Вывод приходит исходя из политико-экономической ситуации на рынке, а также учитывая вопросы стабильности и надежности. Курорты склоняются к выбору российской продукции. И реальные решения уже есть.
Скажем, в России производство канатных дорог наращивает отечественная компания РУСЛЕТ. Курорты уже смогли решить одну из главных проблем – обеспечение запчастями и расходниками для подъемников, эти детали поставляет РУСЛЕТ. И, конечно, компания работает и в полном цикле производства канатных дорог. Скоро российские подъемники появятся на таких курортах как «Архыз», «Мамисон» в Северной Осетии, «Ведучи» в Чечне, «Турьев Хутор» в Сочи. Что немаловажно, дороги эти становятся всё более российскими, - и скоро на новых склонах страны будут устанавливаться полностью локализованные подъемники (в них не будет импортных деталей, только отечественные комплектующие).
Тем самым, на возможные вопросы потенциальных туристов можно ответить однозначно: горнолыжные курорты в России при поддержке властей быстро смогли решить вопросы бесперебойности своей работы. Причем не только в масштабном объеме, но даже с точки зрения поставок запчастей. Здесь, как выяснилось, тоже успешно работают отечественные производители, и европейские подъёмники уже обеспечиваются российскими комплектующими, начиная от запасных деталей и узлов и заканчивая программным обеспечением.
Предложения из Азии не выдерживают конкуренции
После ухода из России европейских брендов экономику страны серьезно поддержал Китай, с которым у РФ давние торговые отношения. Однако к китайской продукции у россиян всегда было двойственное отношение. С одной стороны, есть фабричное хорошее качество, с другой – Китай всегда славился тем, что умело копировал те идеи и технологии, которые внедряет Европа. Что касается сферы производства канатных дорог, то тут китайские варианты тоже могли бы постепенно заменить европейские подъемники, стоящие пока на российских трассах. Но почему курорты всё же не выбирают китайские предложения?
Во-первых, вопросы появляются к качеству азиатских канатных дорог. Копии технологий – это не собственные разработки. Если российские компании вкладываются в научную работу, в инновации (и это во многом влияет на цену отечественных подъемников, они недёшевы), то Китай использует уже имеющиеся на рынке европейские достижения. Причем, как замечают эксперты рынка, КНР за мировыми тенденциями не успевает – отстает на пару десятилетий. Выгоды использовать такую продукцию нет: лучше уж выбрать современные российские канатные дороги, пусть это и будет дороже.
Во-вторых, , китайские производители, полагают управленцы российских курортов, не смогут обеспечить полный цикл обслуживания канатной дороги, начиная от производства и поставки и заканчивая сервисным обслуживанием. В России нет китайского сервиса, логистика поставок не продумана, и некому будет отвечать за дальнейшее использование установленной в России китайской канатной дороги. В этом смысле отечественные производители удобнее для курортов: они всегда рядом, и можно обеспечить работу под ключ — компания сама произведет подъемник, сама установит и сама же будет ее обслуживать.
А это, тем самым, гарантирует четкую надежную работу курорта – что главное для конечного потребителя, туриста.
Например, по мнению заместителя генерального директора по эксплуатации ГЛК горного курорта «Роза Хутор» Сергея Чернова, покупка китайского оборудования только отнимет время и ресурсы, под многие моменты придется подстраиваться, удобнее работать с соотечественниками: «Это оперативное решение, непрерывная помощь 24/7 (консультация, выезд специалистов, обмен информацией «на одном, родном языке», оперативная поставка запчастей, «перезаливка» ПО, в том числе удаленно».
А еще российское оборудование для горнолыжной инфраструктуры оказывается более безопасным и надежным. Потому что успешно проходит строгую российскую сертификацию, а вот в КНР сертификационные требования снижены. Но ставить в России подъемник, который делают там, где нет особых требований к его надежности, — необдуманный подход. Любая поломка, сбой могут привести не просто к авариям или простоям, но и к жертвам, а допустить этого просто нельзя.
Как замечал ранее Иван Морозов, в России свое горнолыжное оборудование, в том числе канатные дороги, с успехом приходит на замену ушедшим европейским брендам, и китайские варианты на фоне российских предложений уходят на второй план.
В общем, можем успокоить наших читателей: кататься на китайских «заменителях» российским туристам не придется, об их правах и интересах позаботились. «Импортозамещение — не дань моде, а условие для выживания и запуска курортов в срок, - замечает генеральный директор Кавказ.РФ Андрей Юмшанов. — Оценивая на несколько шагов вперед ситуацию с горнолыжной инфраструктурой, приходится оперативно закрывать вопросы потребности в новом оборудовании и эксплуатации существующего».
Источник фото обложки.
-0-