Во Фландрии продолжаются выставки в рамках Года Брейгеля
2019 год во Фландрии – это Год Брейгеля, год 450-летия Питера Брейгеля Старшего. Выставок и самых разных событий в связи с этим – не счесть. Но особое внимание следует обратить любителям брейгелевского, неординарного видения реальности на экспозицию «Мир Брейгеля в черно-белом цвете». Это, пожалуй, самое интересное собрание работ мастера в Год Брейгеля, сообщает VISITFLANDERS.
Выставка проходит во Дворце Карла Лотарингского (XVIII век) в центре Брюсселя с 15 октября 2019 года по 15 февраля 2020 года. Подробности и билеты – здесь.
Мало кому было до недавних пор известно, что бельгийская Королевская библиотека собрала у себя полное собрание гравюр Питера Брейгеля Старшего. Об этом знали разве что профессионалы-искусствоведы: ведь библиотека – научно-исследовательский центр, а не выставочная площадка. Но сейчас Королевская библиотека Бельгии обрела новую жизнь. И вот новая библиотечная программа KBR позволила широкому зрителю увидеть эти сокровища. И выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» – первый такой опыт. Здесь демонстрируются практически все работы Питера Брейгеля Старшего, которые были написаны им «на бумаге».
Брейгель известен в мире как гениальный живописец: «Падение Икара», «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» - всё это мировая классика. Но начинал-то он в своё время как график. Гравюры Брейгеля, главным образом, это «высеченные» изображения, однако уже с 1559 года он начинает выполнять офорты или работать в смешенной технике. И сразу же становится популярен – его работы нарасхват у современников. Многие из них сохранены по сей день.
Выставка через несколько месяцев закроется, и ее очень хрупкие экспонаты вновь будут спрятаны подальше от света – ведь он вреден для подобных артефактов.
Выставка во Дворце Карла Лотарингского – это ещё и важнейшее историческое свидетельство: до XVI столетия не существовало легких способов копировать изображение (это делалось с помощью «накалывания» оригинала). С появлением технологии производства эстампов и гравюр, собственно, и стало возможным тиражирование произведений искусства. И Питер Брейгель одним из первых освоил эту технологию, став, в результате, широко известен за пределами своей страны. Да и сама Фландрия в это столетие получила славу как центр печатания гравюр. В первую очередь, благодаря Питеру Брейгелю и его издателю Иерониму Коку.
Об их совместной деятельности тоже немало рассказано на выставке, где широко представлены и технологии печати той эпохи.
Но самое главное, что выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» раскрывает уникальный талант Брейгеля-рисовальщика. Это полная и весьма объёмная картина «зазеркалья воображения» мастера, в котором отражены темы, что станут для него любимыми и в дальнейшем: деревенские праздники, радости жизни, наслаждения и пороки. Где-то у зрителя возникнут ассоциации с Иеронимом Босхом и его монстрами, фантастическими существами, его пафосом обличения пороков. А где-то – с горными или морскими пейзажами итальянских живописцев, предшественников Брейгеля.
Ну, а практически рядом, в Королевских музеях изящных искусств можно увидеть и несколько оригиналов известнейших картин Питера Брейгеля Старшего. В частности, «Перепись в Вифлееме», «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», «Поклонение волхвов», «Падение Икара». Кстати, эта работа прежде считалась оригиналом, но сейчас квалифицируется лишь как копия; подлинник утерян.
О других экспозициях Года Брейгеля можно узнать по этим ссылкам:
«Брейгель. Путь в XVI век» (Брюссель, 18/10/2019 — 18/10/2020) ().
«Великий побег» (Брюссель, до 31/12/2019) ().
«Мир Брейгеля» (Бокрейк, до 20/10/2019) ()
Подробная информация – здесь ().