«Между мирами: резонансная экология» - такова тема 13-й скандинавской биеннале MOMENTUM летом будущего года
18 декабря 2024 года. Мосс. Вести Туризм.
Одно из самых ожидаемых событий следующего года на скандинавской арт-сцене, биеннале MOMENTUM откроется в Моссе (Норвегия) 14 июня 2025 года в 13-й раз под девизом «Между мирами: резонансная экология». Посетители смогут отправиться в необыкновенное звуковое путешествие по местным ландшафтам и историям, стирающим границы реального и фантазийного миров.
Под кураторством Мортена Сёндергаарда MOMENTUM 13 позиционирует себя как платформу для «ультралокальных» впечатлений и преобразующих взаимодействий с резонансными связями между искусством, звуком и экологией, позиционируя звук как ключевое средство для исследования проницаемых границ миров — человеческого, нечеловеческого и сверхчеловеческого.
Используя концепцию «ультралокального» для открытия новых способов прослушивания, восприятия и воображения лиминальных пространств (мест, где человек находится в переходном периоде: дверной проём, развод, закулисье), которые связывают различные экологические среды посредством примерно 40 проектов, посвященных конкретным местам, «Между мирами: резонансная экология» (Between/Worlds: Resonant Ecologies) исследует резонансы между ультралокальными территориями в Моссе — его городскими пейзажами, лесами, фьордами и островом Йелой — и их пересечения с глобальными экологическими и технологическими явлениями.
Мортен Сёндергаард объясняет: «Between/Worlds: Resonant Ecologies стремится раскрыть резонансные контакты, которые связывают человеческую и нечеловеческую экологию. Звук как средство восприятия меняет нашу чувствительность: он настраивает нас на миры, которые иначе были бы скрыты, приглашая испытать невидимое, и выводит нас за пределы человекоцентричных повествований. Эта биеннале поставит во главу угла опыт, воображение и глубокий импульс искусства, который вибрирует между мирами». Биеннале будет разворачиваться на «созвездии» площадок и природных ландшафтов, каждый из которых выбран по принципу его резонирования с темой. От иммерсивных звуковых инсталляций до совместных прослушиваний, каждый художник будет побуждать посетителей переосмыслить свои отношения с миром через звук и сенсорное взаимодействие.
Выставка черпает вдохновение у таких теоретиков, как Донна Харауэй, которая подчеркивает частичную, ситуативную природу знания и напряженность между локальными и глобальными системами: «… локальные знания должны… находиться в сопряжении с продуктивными структурами, которые навязывают неравные переводы и обмены — материальные и семиотические — в сетях знаний и власти. Сети могут обладать свойством быть систематическими, даже быть централизованно структурированными глобальными системами с глубокими нитями и цепкими усиками во времени, пространстве и сознании, которые являются измерениями мировой истории» (Донна Харауэй, «Расположенные знания», 1988).
Лиз Пеннингтон, директор Galleri F 15 и MOMENTUM, добавляет: «MOMENTUM всегда занимал передовые позиции в современном художественном дискурсе. С Between/Worlds: Resonant Ecologies мы рады предложить зрителям захватывающее путешествие, в котором звук становится воротами к пониманию сложности наших взаимосвязанных реальностей. Обстановка Мосса, Йелёя и Galleri F 15 обогащает это повествование, где захватывающие качества звуковых произведений искусства можно ощутить в бывших промышленных зонах и фьордовых ландшафтах, окружающих особняк художественного музея».
Призыв слушать
MOMENTUM 13 бросает вызов зрителям, предлагая им войти в пространство «неподготовленного слушания» — настроиться на резонансную экологию вокруг них, часто упускаемую из виду или не слышимую. Будь то гул леса, грохот волн или механические ритмы города, биеннале предлагает глубокое напоминание о способности искусства связывать нас со сложными, взаимозависимыми сетями существования.
Почему звук?
Тема звука — это не просто художественный выбор, а философская линза. Вот как отмечает Мортен Сёндергаард: «Начиная с эпохи Возрождения искусство можно по праву воспринимать как гуманистическую деятельность. Это мир, увиденный с человеческой точки зрения. Звук меняет эту перспективу тремя важнейшими способами. Во-первых, происходит сдвиг в чувствительности, который в искусстве создает хорошие условия для повышенного внимания ко всему, что в противном случае могло бы быть скрыто или забыто. Во-вторых, искусство больше не обозначает гуманистический мир (в единственном числе), а скорее множество различных миров. Таким образом, происходит своего рода растворение перспективы самого искусства как первичной гуманистической деятельности в сторону скорее идентификации человеческой области как части внешнего мира (и наоборот). Искусство действительно движется и вибрирует между мирами, и это те резонансные экологии, которые будет исследовать 13-е биеннале MOMENTUM».
Места резонанса
Биеннале будет проходить на нескольких площадках и в разных природных ландшафтах, каждый из которых будет выбран в соответствии с темой:
- Galleri F 15: Историческое сердце MOMENTUM, расположенное на острове Йелой, разместит инсталляции, которые переосмысливают границы звука и повествования.
- Город Мха: городские пространства и архитектурные объекты будут преобразованы в звуковые ландшафты, раскрывающие скрытые звуковые слои идентичности города.
- Лес и фьорд Альби: резонанс природы будет усилен посредством искусства, связывающего посетителей с экологическим гулом лесов, фьордов и вулканического острова Йелой.
Звуковые и сенсорные особенности
Каждая из представленных работ приглашает посетителей переосмыслить свои отношения с миром посредством звука и сенсорного взаимодействия. От иммерсивных звуковых инсталляций до совместных прослушиваний, MOMENTUM 13 предложит разнообразную программу, которая включает:
- Неуслышанная экология: проекты, которые усиливают голоса нечеловеческих субъектов – таких, как леса, фьорды и «микроскопическая» жизнь.
- Городские резонансы: работы, исследующие пересечение городского дизайна и звука, привлекающие внимание к слуховым повествованиям города Мосс.
- Технологические вибрации: произведения искусства, взаимодействующие с передовыми медиа – от квантовой акустики до звуковых ландшафтов, созданных искусственным интеллектом.
Присоединяйтесь к нам в этом преобразующем исследовании звука, искусства и экологии. Для получения обновлений посетите сайт биеннале или подпишитесь на MOMENTUM в Instagram по адресу.
Between/Worlds: Resonant Ecologies пройдет с 14 июня по 12 октября 2025 года в Galleri F 15, в Моссе, Норвегия. Это первая биеннале под руководством недавно назначенного директора Galleri F 15 и MOMENTUM Лиз Пеннингтон.
О кураторе
Мортен Сёндергаард — всемирно известный куратор звукового искусства и профессор звукового и медиаискусства в Университете Ольборга, Дания, который работает со звуком в трансдисциплинарных, творческих, теоретических и кураторских условиях. Ранее он был куратором Музея современного искусства в Роскилле, Дания (1998 – 2008), а также курировал многочисленные выставки и архивы звукового искусства по всему миру, в том числе в ZKM в Карлсруэ, Германия; Kiasma в Хельсинки, Финляндия; Rupertinum в Зальцбурге и Ars Electronica в Линце, Австрия; FILE в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, Бразилия; Eyebeam в Нью-Йорке, США; Utzon Center в Ольборге, Aarhus Kunsthal и Struer City of Sound, Дания. Он является соучредителем серии конференций POM Politics of Machines (с 2018 года); ISACS–Sound Art Curating Series (2011–2017); и RE:SOUND (с 2019). Сёндергаард также опубликовал несколько книг, глав и журнальных статей, исследующих культуру, историю и кураторство художественных практик на стыке медиа, технологий и звука.
О MOMENTUM
Биеннале MOMENTUM было основано в 1998 году и организовано и проведено Galleri F 15 в Моссе, Норвегия. На протяжении более двух десятилетий MOMENTUM последовательно поддерживает убедительное кураторское видение и действовует как платформа для изучения выставочного формата – как в скандинавском контексте, так и с международной точки зрения.
-0-