Метро – хорошо. А машина – лучше
10 июня 2020 года. Москва. Вести Туризм. Константин Исааков
После снятия ограничений из-за пандемии жители Москвы и Московской области планируют активно пользоваться личными транспортными средствами, а общественным транспортом – реже, чем в начале года. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ. Онлайн-опрос был проведен в мае-июне 2020 года среди трудоустроенных жителей Москвы и Московской области. Выборка – 620 человек.
В перспективе ближайших недель пассажиропоток на общественном транспорте полностью не восстановится. Если до пандемии для поездок на работу половина москвичей (50%) пользовались метро (37% – на ежедневной основе), а 17% – наземными видами общественного транспорта, то после снятия режима ограничений москвичи станут ездить на общественном транспорте реже: 46% будут добираться до работы на метро и 14% – на наземном транспорте. Жители Московской области также планируют пользоваться общественным транспортом реже (подробнее – в таблицах 1 и 2).
После снятия ограничений москвичи и жители Московской области будут чаще выбирать личные автомобили как для поездок на работу, так и в личных целях (подробнее – в таблицах 3 и 4). Вырастет и доля тех, кто планирует после окончания пандемии пользоваться такси.
Если бы стоимость проезда на всех видах транспорта была одинаковой, значительно больше людей для передвижения по городу выбрали бы такси – 22% (в реальности после снятия ограничений такси планируют использовать 4% москвичей). При этом в случае одинаковой стоимости проезда на личном автомобиле и общественном транспорте число поездок на автомобилях не вырастет по сравнению с реальными показателями: 26% выберут автомобиль, 33% – метро или электричку (по факту на работу на автомобиле планируют совершать поездки 25% опрошенных, на метро – 36%). Подробнее – в таблице 5.
Для поездок в аэропорты москвичи и жители Московской области планируют, как и прежде, пользоваться преимущественно такси или аэроэкспрессом (48% и 22% соответственно; подробнее – в таблице 6). Но и здесь выросла доля тех, кто выберет для этой поездки личный автомобиль или автомобиль знакомых (18%, до пандемии – 14%).
Ирина Иванкова, руководитель направления исследований «Туризм и транспорт», Аналитический центр НАФИ: «Страх перед коронавирусом в обществе придал новую роль автомобилю. С учетом того, что ряд АЗС предлагает бесконтактную заправку и оплату топлива онлайн из салона, автомобиль стал единственным видом транспорта, который позволяет добраться до места назначения «без контактов» с внешним миром.
Автомобиль стал не просто средством передвижения, но и неким барьером между человеком и миром, маленьким личным укрытием, которое позволяет одновременно находиться «внутри» и «снаружи».
Именно поэтому москвичи и жители других крупных городов планируют активнее пользоваться автомобилем. Это, в свою очередь, приведет к увеличению количества пробок и дефициту парковочных мест».
Таблица 1. «Каким видом транспорта Вы чаще всего пользовались / планируете пользоваться для поездок на работу?», в % от работающих москвичей
|
Пользовались до пандемии |
Планируют пользоваться после снятия ограничений |
Метро |
50 |
46 |
Личный автомобиль |
21 |
26 |
Автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай |
17 |
14 |
Электричка |
3 |
2 |
Велосипед, самокат и прочее |
2 |
3 |
Каршеринг |
1 |
1 |
Такси |
1 |
5 |
Никаким / Передвигаюсь пешком |
5 |
3 |
Таблица 2. «Каким видом транспорта Вы чаще всего пользовались / планируете пользоваться для поездок на работу?», в % от работающих жителей Московской области
|
Пользовались до пандемии |
Планируют пользоваться после снятия ограничений |
Автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай |
30 |
23 |
Электричка |
26 |
25 |
Личный автомобиль |
21 |
24 |
Метро |
20 |
18 |
Никаким / Передвигаюсь пешком |
2 |
4 |
Такси |
1 |
3 |
Велосипед, самокат и прочее |
<1 |
3 |
Таблица 3. «Каким видом транспорта Вы чаще всего пользовались / планируете пользоваться для поездок на работу?», в % от всех опрошенных жителей Москвы и Московской области
|
Пользовались до пандемии |
Планируют пользоваться после снятия ограничений |
Метро |
38 |
36 |
Автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай |
22 |
17 |
Личный автомобиль |
21 |
25 |
Электричка |
12 |
11 |
Никаким / Передвигаюсь пешком |
3 |
4 |
Велосипед, самокат и прочее |
1 |
3 |
Такси |
1 |
4 |
Каршеринг |
1 |
<1 |
Таблица 4. «Каким видом транспорта Вы чаще всего пользовались/планируете пользоваться для поездок в личных целях?», в % от всех опрошенных жителей Москвы и Московской области
|
Пользовались до пандемии |
Планируют пользоваться после снятия ограничений |
Метро |
34 |
29 |
Личный автомобиль |
29 |
33 |
Автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай |
21 |
19 |
Электричка |
8 |
7 |
Такси |
5 |
6 |
Велосипед, самокат и прочее |
2 |
4 |
Каршеринг |
1 |
2 |
Таблица 5. «Представьте, что стоимость проезда на следующих видах транспорта одинакова. Какой транспорт Вы предпочтете для поездок по Москве?», в % от всех опрошенных
|
% |
Метро/Электричка |
33 |
Личный автомобиль |
26 |
Такси |
22 |
Автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай |
12 |
Каршеринг |
3 |
Велосипед, самокат и прочее |
2 |
Другое |
2 |
Таблица 6. «Каким видом транспорта Вы чаще всего пользовались / планируете пользоваться для поездок в/из аэропортов Москвы?», в % от опрошенных, которые совершают поездки в аэропорты московского авиационного узла
|
Пользовались до пандемии |
Планируют пользоваться после снятия ограничений |
Такси |
50 |
48 |
Аэроэкспресс |
23 |
22 |
Личный автомобиль или автомобиль знакомых |
14 |
18 |
Автобус/маршрутное такси |
11 |
9 |
Каршеринг |
2 |
1 |
Другие актуальные данные и аналитические материалы по теме «Транспорт и туризм» - здесь.