images/2020/August2020/11/279311_original.jpg

Маршрут «Государева дорога» готовится к выходу в свет

11 августа 2020 14:33:59
Мы провели «круглый стол», в ходе которого участники проекта подробно рассказали о том, что уже сделано и каковы планы.
Алина Хорошева

11 августа 2020 года. Вести Туризм. Юрий Щегольков, Алина Хорошева, Константин Исааков, Андрей Щегольков.

Более 780 километров. Десятки самобытных городов и сотни удивительных достопримечательностей. Четыре российских области – Московская, Тверская, Новгородская и Ленинградская. Что это, спросите вы? Глобальный маршрут «Государева дорога», который примет первых организованных туристов уже в этом году.    

Разработчики проекта рассчитывают, что «Государева дорога» завоюет признание и станет одним из главных туристических проектов в стране. По предварительным оценкам, к 2025 году турпоток на маршруте увеличится более чем на 1 млн человек.

Связавший Санкт-Петербург и Москву по указу Петра I тракт считают величайшим путём в истории нашего государства. Вдоль него располагались роскошные путевые дворцы, ресторации, трактиры и гостиницы, - другими словами всё, что позволяло знатным особам того времени в долгом путешествии (от 3 до 10 дней в конном экипаже) чувствовать себя комфортно.

Наши современники, (большой пул из представителей власти различного уровня, бизнеса, научных кругов, СМИ), решив воссоздать знаменитый маршрут, намерены сделать его одним из самых популярных на рынке внутреннего и въездного туризма.

Уже в этом году по маршруту поедут первые организованные туристические группы, а накануне, 10 августа стартовал автопробег «Государева дорога», участникам которого за пять дней предстоит оценить, насколько готовы объекты придорожной инфраструктуры, сервиса для индивидуальных автотуристов и автодомов на федеральных трассах М10 «Россия» и М11 «Нева» к организации массового автомототуризма.

За несколько дней до автопробега редакция ИА «Вести Туризм» инициировала и провела в онлайн формате большой «круглый стол», в ходе которого участники проекта «Государева дорога» подробно рассказали о том, что на данном этапе уже сделано и каковы ближайшие планы.

Как сообщил президент Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев, в автопробеге по маршруту Москва – Санкт-Петербург примут участие десять экипажей.

В ходе автопробега его участники проведут проверку состояния придорожной инфраструктуры вдоль трасс М10 «Россия» и М11 «Нева», качество сервиса для автотуристов и проанализируют ценовую политику объектов туристических комплексов.  

«Также нам предстоит оценить актуальную ситуацию с парковками по маршруту, инфраструктуру для граждан с ограниченными возможностями здоровья, наличие указателей. Мы обязательно встретимся с представителями малого и среднего бизнеса, участвующими в развитии объектов придорожной инфраструктуры, выслушаем их и поймем готовность этого сектора к принятию массового и индивидуального туриста. На повестке дня также решение вопросов, касающихся транспортной безопасности на маршруте с учетом статистики ГИБДД», - сообщил Сергей Лобарев и подчеркнул, что, по данным инспекции, на трассе М-10 число ДДП практически не снизилось, несмотря на ограничения во время карантина.

«В наших совместных интересах – выявление ошибок, допущенных на трассе, и скорейшее их исправление», - заявил г-н Лобарев.

Спикер уточнил, что пандемия повлияла на темпы реализации проекта, но упущенное время удастся быстро наверстать, в том числе за счет роста внутреннего туризма на фоне закрытых границ. 

«По итогам нашей работы будут выработаны рекомендации и методики по нескольким направлениям. В том числе по вопросам строительства автокемпингов, условиям размещения караванеров. Кроме того, мы подготовим рекомендации по созданию турпродукта для авто-путешественников и отдельных продуктов для гастрономического, сельского, экологического, событийного и иных видов туризма. Также мы выработаем предложения по увеличению доходной части региональных бюджетов за счёт туризма, созданию всесезонного интереса к маршруту», - уточнил глава Ассоциации.

На основе рекомендаций будут готовиться предложения в комитет Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи относительно внесения изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также в комитет по транспорту и строительству – для внесения изменений в ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». В ноябре эти поправки будут рассмотрены на заседаниях обоих комитетов.  

«В любом случае, хочется поблагодарить всех участников процесса.  Однако, вызывает беспокойство безразличие со стороны московских властей и Ростуризма», - добавил, завершая выступление, Сергей Лобарев. 

В свою очередь, заместитель министра туризма Тверской области Надежда Выскубова не согласилась с предшествующим оратором, уточнив, что «никто и никогда не уделял столько внимания проекту, как это делает куратор маршрута от Ростуризма Наталья Осипова».

«Я считаю, что благодаря вниманию Ростуризма мы начали двигаться вперед быстрыми шагами. Кстати, продажи турпродукта, как мы полагаем, стартуют уже с конца этого года. «Государева дорога» – большой труд четырёх регионов, и я очень благодарна коллегам из Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей за то, что они поддержали нашу историю, которая началась с подписания соглашения на выставке «Интурмаркет» почти год назад. Безусловно, идея создания этого проекта возникла раньше», - заявила Надежда Выскубова.

По её словам, проект «Государева дорога» – это конструктор, который позволяет составлять множество различных вариантов туристического продукта.

«Продолжительность маршрута, который предстоит запустить и брендировать в этом году, составит 6 дней, но в дальнейшем мы будем трансформировать его в 2-3-дневный. Этим займутся региональные туроператоры. Хочется верить, что продажи также начнутся в этом году. Безусловно, какие-то моменты придётся корректировать, и именно поэтому очень важно провести первый после пандемии инспекторский проезд», - добавила Надежда Выскубова.

Отвечая на вопрос ИА «Вести Туризм» о том, как будут организованы поездки индивидуальных туристов, замглавы минтуризма региона уточнила, что планируется создание «сквозной» лендинговой страницы для сайтов каждого из четырех региональных министерств по туризму. На ней туристы смогут найти всю исчерпывающую информацию.

Начальник управления развития Туризма Тверской области Виктория Исаева добавила, что совместная активная работа между регионами началась с осени 2019 года.

«На конкурсной основе были выбраны туроператоры, которые будут работать над реализацией проекта, а далее с представителями министерств и бизнеса мы проехали по маршруту. После осмотра объектов, дорожного полотна, изучения составляющих гостеприимства, мы составили рекомендации и отправили их в муниципалитеты и непосредственно бизнесу. Наши замечания были учтены практически в полном объёме, проблемы исправлены, и сейчас остаются вопросы по дорожной инфраструктуре, знакам туристской навигации. Надеемся, после автопробега и они исчезнут. Важнейшим элементом нашей работы стало и налаживание связей между туристическими объектами и туроператорами. Нам хочется привести проект к такому состоянию, чтобы от чувства сопричастности с ним представители бизнеса испытывали гордость», - сказала Виктория Исаева.

По её словам, на данный момент уже составлен график туров на 2021 год. Скоро он будет опубликован на сайтах туроператоров, стартует рекламная кампания, а сами организованные поездки, как предполагается, начнутся в январские праздники.

С 11 августа, добавила спикер, в рамках проекта стартует программа обучения сопровождающих гидов, которые станут сертифицированными проводниками по маршруту.

Вступая в разговор, заместитель председателя комитета Ленинградской области по туризму Римма Сачунова подчеркнула, что четыре региона впервые так слаженно работают по реализации большого проекта.

«В частности на сегодняшний день создан единый видеофильм, презентующий проект и рассказывающий о главных точках притяжения по маршруту во всех регионах-участниках. В ближайшее время информационные материалы начнут распространять на местах. Если же говорить в целом о механизмах реализации проекта, тот алгоритм взаимодействия, который предложил Ростуризм, - хороший пример командной работы по созданию нового туристического продукта, как для групповых туристов, так и для индивидуальных. Я думаю, что в России пока подобных аналогов не было», - добавила Римма Сачунова. 

По её словам, турпродукт сформирован столь насыщенным, что что у гостя после первого посещения объектов показа в любом случаем останутся достопримечательности и причины для следующей поездки, а это означает повторность, и, соответственно, хорошую загрузку объектов и стабильные турпотоки.  

«Безусловно, есть ещё серьёзные вопросы, касающиеся индивидуальных и организованных туристов. Например, нужно создать кэмпинги, соответствующие европейским стандартам. Искренне верим, что маршрут будет рассчитан не только на россиян, и после открытия границ мы сможем его представить на зарубежном рынке. Хотя в общем турпотоке на долю наших туристов придётся около 90%. Сейчас, в период пандемии, мы видим, насколько многие граждане России стали активно путешествовать внутри страны», - заметила спикер.

Обращаясь к Римме Сачуновой, главный редактор ИА «Вести Туризм», модератор «круглого стола» Юрий Щегольков уточнил, предполагается ли совместный бюджет на разработки, и продвижение с точки зрения работы с туроператорами, например, в формате государственно-частного партнёрства.  

Зампред комитета области по туризму сказала в ответ, что у каждого региона сейчас свой бюджет и свои задачи по реализации проекта, поскольку законодательством не предусмотрено создание единого «котла» под те или иные цели.

О том, как проект развивается по линии Московской области, в ходе «круглого стола» кратко сообщила заместитель руководителя комитета по туризму Московской области Ирина Шилкина. 

Она заметила, что этот проект «может положить начало новому подходу к разработке межрегиональных маршрутов в России».

Новые маршруты – это всегда развитие городов, которые он затрагивает, благоустройство и подготовка к приёму гостей. А дальше на «ниточку» нанизывается событийный ряд и формируется стратегия по продвижению направления, уточнила спикер.

Ирина Шилкина напомнила, что первая территория, на которую попадают туристы по маршруту, это два города Московской области – Солнечногорск и Клин, где, кроме прочих интересных достопримечательностей, расположены уникальные музеи-усадьбы – А.А. Блока – в Шахматово и Музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского. Кстати, Солнечногорский путевой дворец недавно был благоустроен.

Подключившаяся к беседе, представитель Великого Новгорода Ирина Петрова подчеркнула, что этот глобальный маршрут позволяет привлечь внимание к тем туристским объектам, которые пока не раскручены на туристическом рынке, но расположены возле федеральных трасс.

«Уникальность продукта в том, что межрегиональный маршрут привязан к конкретной транспортной артерии. Есть трассы М10 и М11, и большой транспортный поток сейчас перестраивается на новую дорогу. Проект даст возможность вдохнуть в М10 новую жизнь, придать ей особую окраску, тематику. И ещё важный момент: логистика межрегиональных маршрутов пока идеально не отработана, а мы выступаем в качестве пионеров. Спасибо огромное Тверской области, – без них, действительно, ничего бы не состоялось. Создание коммерческого продукта, который может продаваться, это огромная работа» - сказала Ирина Петрова.

Направляя разговор в плоскость конкретики, модератор Юрий Щегольков поинтересовался, планируется ли в рамках проекта создание современной программы лояльности.

«Например, группа автолюбителей едет по маршруту, а потом туристы узнают, что QR-код или штрих-код позволил бы им получить определённые скидки в местных музеях, отелях или ресторанах, которые входят в пул участников проекта…», - уточнил Юрий Щегольков.

Отвечая, Ирина Петрова подчеркнула, что участники проекта обсуждали эти механизмы: «Необходимо введение единого стандарта на данном маршруте. Давно занимаясь этой деятельностью, мы понимаем, как это сложно: много технической работы, десятки договоров. Возможно, будет создана Единая карта «Государевой дороги», либо по аналогу с проектом «Серебряное ожерелье» - запустим паспорт участника, наличие которого подразумевает льготы: человек путешествует и ставит печати в местах пребывания. Нам с коллегами ещё только предстоит работа по этому направлению».

Следующий вопрос касался организации заправок на федеральных автотрассах, а также перспектив возможного изменения облика дороги с точки зрения повышения уровня «дружелюбия» по отношению к туристу. 

«Турпродукт для авто-путешественников – это не только создание и формирование облика объектов по пути, но и придорожной инфраструктуры. Поэтому мы выступаем как «слуга двух господ», отвечая за безопасность, и инфраструктуру – с одной стороны и за объекты показа – с другой.  Пока проблема решается не так быстро, как хотелось бы, из-за отсутствия взаимодействия между Ростуризмом и Минтрансом. Мы направляли письма в оба ведомства с просьбой включить нас в рабочую группу, чтобы быть в курсе ситуации. Считаем, что как эксперты в состоянии дать более компетентную оценку необходимости создания тех или иных площадок придорожной инфраструктуры. Здесь хорошо бы предусмотреть государственно-частное партнёрство. Обязательно проинформируем Госдуму о том, что необходимо коренным образом менять ситуацию», - особо отметил Сергей Лобарев.

В свою очередь, Юрий Щегольков заявил, что ИА «Вести Туризм» готово опубликовать официальное письмо участников проекта и ответ, который на него последует.

Поднимая тему формата взаимодействия с муниципалитетами малых городов в рамках масштабного проекта, модератор обратился ко всем участникам разговора с просьбой оценить, какие сложности им видятся в этом направлении.

«Должна честно сказать, что люди включаются, когда уже что-то появилось. На нулевом этапе предпочитают выжидать. Поэтому мы работаем напрямую с объектами, но и среди них не все готовы сразу включиться в работу. Будем активнее подключать местные власти. «Сейчас, когда проект выходит на новый уровень, мы можем четко ставить те или иные задачи в каждом конкретном случае», - сказала Ирина Петрова из Великого Новгорода. - Есть ещё не менее сложная проблема взаимодействия с объектами федерального подчинения – со стороны культуры».

Римма Сачунова, представитель Ленинградской области в качестве примера представила кейс с Тосненским районом региона, который до недавнего времени не обладал туристической привлекательностью.

«Но мы обратились к главе муниципального района, и местные власти активно включились в процесс, в том числе по линии взаимодействия с объектами размещения и показа. Работать с ними очень приятно: есть понимание, взаимодействие, обратная связь, активность», - уточнила она.

Подключаясь к обсуждению темы, заместитель министра туризма Тверской области Надежда Выскубова рассказала об опыте своего региона: «Формируя программы, мы закладываем на каждый объект определённое время пребывания туристов. Для индивидуальных путешественников должно быть разнообразное предложение, расширенный набор объектов показа. Но мы включаем в продукт только те объекты, которые расположены недалеко от трассы, иначе можно уйти от создания единого турпродукта».

На фоне этой реплики участники «круглого стола» перешли к обсуждению темы возможного расширения маршрута вглубь регионов.  

«У меня есть знакомый, который придумал Осудареву дорогу – без буквы «Г» - из Архангельска, через Карелию. Нельзя же заставить человека ехать чётко по трассе… Я, например, знаю музей Достоевского – в Старой Руссе. Почему бы мне не заехать туда, если он интересен?..», - спрашивает коллег Юрий Щегольков.

«Тот маршрут, с которым мы сейчас работаем, – брендовый, один из тысячи вариантов. Но вполне можно создать еще 1000 «Государевых дорог». Например, «Государева дорога» в стиле кантри» или «Детский туризм на «Государевой дороге». Этих вариантов может быть множество. Но пока мы взяли один, чтобы отработать его до совершенства и показать хороший пример взаимодействия власти и бизнеса», - аргументирует Надежда Выскубова.

В настоящее время идет процесс патентования товарного знака «Государева дорога». Ожидается, что через полгода права на него будут принадлежать министерству туризма Тверской области, после чего все участники проекта тоже смогут полноправно использовать бренд.

Кстати, им ещё предстоит пройти экспертизу в Ассоциации туроператоров России.

Следите за нашими новостями, - мы будем держать вас в курсе реализации этого уникального проекта!

-0-   

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников