Марина Крессова: «С принятием закона появится система, защищающая нацинтересы РФ»
27 июля 2020 года. Вести Туризм. Алина Хорошева.
Масштабная дискуссия, развернувшаяся по поводу регулирования деятельности гидов (экскурсоводов) показала, что существует несколько точек зрения по поводу того, какими должны быть правила в этой сфере. ИА «Вести Туризм» снова предоставляет «открытую трибуну» участникам этой дискуссии, и на этот раз беседует с вице-президентом Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Мариной Крессовой. Наш разговор мы построили по принципу готовых кейсов и попросили Марину ответить на вопросы, – «что будет, если…»
- Марина, давайте познакомим наших читателей с позицией Ассоциации по обсуждаемым вопросам. Выделите, пожалуйста, основные положения принятого в первом чтении законопроекта, которые, как вы считаете, являются основополагающими.
- Расскажу сначала кратко о самой Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, созданной 30 лет назад. На сегодня она насчитывает более 2000 членов (уточню, что членство в организации добровольное), 1300 гидов и 700 экскурсоводов.
В январе 1991 года Ассоциация была принята в члены Всемирной Ассоциации гидов-переводчиков, в декабре 1992 г.- в члены Федерации Европейских ассоциаций гидов-переводчиков.
Главные цели Ассоциации – это объединение профессиональных аккредитованных гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, защита профессиональных и юридических прав, укрепление профессиональных связей, содействие развитию и укреплению делового сотрудничества гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Российской Федерации с коллегами зарубежных стран, а также с российскими и иностранными туристическими организациями и предприятиями.
Также почеркну, что наша организация некоммерческая и существует на взносы.
Что же касается законопроекта, мы не просто поддерживаем его принятие, а принимали активное участие в его создании – вносили свои предложения на заседаниях многочисленных рабочих групп.
Самые главные его положения касаются, в первую очередь, вопросов гражданства профессионалов. Это поправка, запрещающая нерезидентам работать в качестве гидов и экскурсоводов на территории Российской Федерации. А также введение обязательной аттестации для участников отрасли один раз в 5 лет.
Замечу, что ещё в 2015 году, когда мы вместе с коллегами работали над созданием профессиональных стандартов Минтруда РФ, эти два важнейших пункта были внесены, но потом пункт, касающийся гражданства, был исключен, поскольку для его введения необходимо внесение поправок в Федеральный закон.
Надеемся, что закон примут именно в том виде, в котором он сегодня предлагается ко второму чтению. Кстати, на каждой своей отчетно-выборной конференции мы подтверждаем эти непременные условия для дальнейшего развития отрасли.
- Давайте рассмотрим несколько кейсов которые могут возникнуть, после принятия закона.
Кейс 1. Законопроект принят. Подготовка экскурсоводов не осуществляется в системе высшего образования, в отличие от подготовки врачей, учителей, переводчиков, журналистов. Может ли эта квалификация уподобляться им по характеру аттестации и переаттестации?
Да, может. Наши оппоненты говорят, что «экскурсовод учится всю жизнь» и это верно. Но специалист, который от лица региона интерпретирует современную политику, в том числе в сфере международных отношений, а также историю, должен получать объективную информацию. Это очень публичная и ответственная деятельность. Поэтому подтверждение квалификации обязательно для профессионалов.
Подготовка гида – это дополнительное образование, и в проекте закона об этом сказано. В любом случае, специалист, занимающийся такой деятельностью, имеет высшее или среднее специальное профильное образование. Ты не можешь и не должен быть любителем, рассказывая людям об истории своей страны.
Для повышения квалификации профессионалов мы имеем договоры с рядом российских университетов. Среди них МТИИТ имени Ю.А. Сенкевича, РГУТИС, МГУ, МГЛУ, РГГУ и другие вузы.
Должна отметить, что по мере развития туризма многие университеты активизируются и вводят курсы дополнительного образования. Студенты, кстати, охотно идут за новыми знаниями.
Ещё раз уточню, что мы говорим об этом законопроекте как о внесении поправок в ФЗ о туризме. Другими словами, мы стараемся сделать более понятной, чёткой и правильной систему, и не трогаем больших, уникальных авторов, которых все на рынке знают и уважают. Но им, почему-то кажется, что их интересы будут затронуты.
- Регулярность переаттестации сотрудников бюджетной сферы обеспечивается повышением квалификации за средства госбюджета и бесплатным прохождением процедуры аттестации. Как это будет происходить у гидов и экскурсоводов?
- Сейчас точных цифр сказать не могу, но, скорее всего, это будет государственная услуга, которая будет оплачиваться физическими лицами в установленном порядке. Его ещё только предстоит определить. Предположу, что оплата подтверждения квалификации будет производиться в том числе через МФЦ. Сумма должна составить не более 3 тысяч рублей.
- Можно ли будет сдать экзамены экстерном?
- Нет, нельзя. Сейчас в Москве существует система прохождения аттестационного экзамена в Экспертном совете при Правительстве Москвы. Любой кандидат может представить на рассмотрение свои документы. В том числе диплом об окончании дополнительного курса из Центра подготовки или от вуза, письменный реферат на языке, по которому профессионал получает аттестацию. Также кандидат должен пройти компьютерное тестирование и написать эссе на свободную тему по своему направлению.
Аналогичные системы существуют в Казани, Санкт-Петербурге и других регионах. Согласно законопроекту, каждый регион прописывает эту систему самостоятельно. Но в целом они должны быть равнозначными по всей стране.
- Как будет обеспечиваться прозрачность и объективность аттестации?
- Допуски к профессии важны везде. Конечно, система нужна прозрачная и объективная, без лишнего формализма и сложностей.
В комиссии должны входить авторитетные эксперты: представители вузов, местных властей, музеев, языковых школ, лучшие представители от профессии, туроператорских компаний.
Например, в Италии профессия гида-переводчика и экскурсовода настолько востребована, что в состав аттестационной комиссии входят настоящие светила, и специалисты более года ждут, пока эта комиссия соберется, чтобы подтвердить их квалификацию.
Мы почему-то не можем найти компромисс с нашими оппонентами по этим моментам. Ещё раз – мы говорим о потоках и о массовом туризме, а они – о личностях. Они отрицают любую систему. Между тем, лидеры, которые находятся в оппозиции, сами аккредитованные гиды, настоящие профессионалы.
- Кейс 2. Законопроект принят. Комиссии сформированы. Как часто будет собираться такая комиссия? Еженедельно? Ежемесячно?
- Сейчас в Москве экспертный Совет собирается для первичной аттестации/ аккредитации по мере поступления заявок от выпускников курсов дополнительного образования (в том числе и вузов). По московскому опыту, достаточно собирать эти комиссии три раза в год. В октябре, феврале и апреле, например.
- Смогут ли работать гиды (экскурсоводы), например, в малых городах, далеко расположенных от региональных центров. Например – гид в городе Березов (ХМАО) – что делать ему? Березов находится на расстоянии примерно 700 км от столицы ХМАО города Ханты-Мансийска. Добраться можно или на самолёте или если летом – по реке. Стоит – дорого. Где он будет учиться? Как сдавать экзамены и кому? И зачем?
- Пример с Березовым интересен, но оторван от общего маршрута с посещением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Туда люди едут для того, чтобы получить информацию от местных подготовленных специалистов, а не от сопровождающего группы. Именно в этом субъекте РФ будет применяться закон. Говоря, что в Березове нет специалистов, мы лишаем возможности многие категории учиться, защищать свои знания, а главное представлять свой регион.
- Кейс 3. Мы понимаем, что с точки зрения региональных туристических администраций вполне возможно аттестовывать «своих» гидов (экскурсоводов) и защищать, таким образом «свой» рынок от работы гидов чужих. Но давайте представим себе ситуацию на Северном Кавказе. Здесь 7 регионов. Экскурсанты прилетают в аэропорт «Минеральные воды» (Краснодарский край» - и направляются на экскурсии в Чечню и Дагестан, с посещением Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечни и Дагестана. Правильно ли мы понимаем, что гиды (экскурсоводы), которые их сопровождают должны пройти аттестацию во всех 7 регионах? Или – более близкий пример – «Золотое кольцо». Тоже несколько регионов. Гиды должны проходить аттестацию 1 раз в пять лет в Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Ивановской и Тверской областях? Зачем?
- Здесь аналогично. Я, например, в качестве сопровождающего гида объездила Золотое Кольцо по всем существующим маршрутам, и всегда на всех объектах у меня были местные гиды, аккредитованные и обученные.
Наши туристы платят огромные деньги за эти туры, и не для того, чтобы сопровождающий экскурсовод, который выполняет роль представителя туркомпании, готовит группу к экскурсиям, давал и путевую информацию и сам же вел экскурсии в Ярославле, Костроме и так далее.
Кстати, туристы всегда вспоминали именно местных гидов, менялись контактами и отмечали, что знакомство с местными определяло успех поездки.
Кавказ тоже готов к приему гостей, причём, гораздо серьезнее, чем мы тут в Москве думаем.
На местах также ведется учеба и выдается право проведения экскурсий.
- Кейс 4. Зачем проходить переаттестацию раз в пять лет городскому экскурсоводу? Не кажется ли Вам, что целесообразнее было бы сдать единожды методику и наращивать квалификацию, проходя образовательные курсы в музеях, на национальных туристских маршрутах, в заповедниках, в зависимости от потребности конкретного гида и экскурсовода?
- Аттестация раз в пять лет – это подтверждение квалификации и подготовки экскурсовода для того, чтобы информация о туристском потенциале региона, изменениях во всех областях становились неотъемлемой частью контента экскурсий.
Даже в авторских экскурсиях о модерне или конструктивизме, должно быть место для современной и актуальной информации.
Иначе, это другой продукт, и реализует этот продукт лектор или преподаватель, чья деятельность не подпадает под регулирование закона о туризме.
Кейс 5. Иностранцы. Есть ли у вас статистика по городам России, которая показывает, что количество российских гидов, владеющих, например, китайским языком, вполне достаточно для того, чтобы покрывать потребности китайских отправляющих туроператоров?
- Сразу скажу, что гражданство в туристической отрасли – это важный элемент национальных интересов страны. Уточню, что эту поправку к закону дал поручение внести президент Владимир Путин ещё в 2015 году по итогам Госсовета по вопросам развития туризма в РФ. Не секрет, что наша страна находится в состоянии информационной войны, и именно поэтому так важно правильно и выверено подавать любую информацию о России нашим гостям.
Специалистов хватит. Например, в Санкт-Петербурге более 250 профессионалов с прекрасным знанием китайского языка и не менее 150 – Москве. Это число могло бы быть вдвое больше, если бы работу у гидов не отбирали китайские «нелегалы».
- Могут ли иностранные группы в принципе работать без гидов?
- Конечно, нет. Что касается китайских туристических групп, то их сопровождает представитель туркомпании КНР, который обязан, если не предоставлен гид с китайским языком из России, переводить с русского или другого доступного языка аттестованного специалиста. Я, путешествуя с российскими туристами, переводила местных экскурсоводов в 40 странах мира, и это никогда не влияло на качество продукта.
- Могли бы вы привести пример того, что иностранные компании берут на работу гидов-иностранцев и не берут россиян по национальному признаку?
- В Иране и Китае, например, россиянам самим никогда не дадут работать с туристами. Это разрешено только местным гидам.
В Турции это позволительно только тем россиянам, которые имеют вид на жительство или гражданство. В Италии аналогичная ситуация.
Россиянам и представителям других стран в большинстве туристических дестинаций разрешат работать только сопровождающими, а это совершенно другой уровень деятельности.
Кейс 6. Что вы будете делать, если закон не станет работать?
- Мы все-таки рассчитываем, что закон примут и он начнет работать, появится система, которая будет соответствовать национальным интересам РФ.
Уверена, что после принятия закона никто из экскурсоводов не уйдет в тень. Напротив, очень многие из нее выйдут и станут достойными участниками рынка туриндустрии.
Главное фото предоставлено Мариной Крессовой
-0-