Куда в 2023 году ездили на автобусах и сколько платили за билеты
19 декабря 2023 года. Москва. Вести Туризм.
Сервис путешествий tutu подводит предварительные итоги 2023 года и рассказывает о самых популярных автобусных направлениях по России и за рубеж. По данным аналитиков сервиса, на внутренние направления у самостоятельных путешественников пришлось около 93,7% спроса, год назад этот показатель был 92%. Средний чек за автобусный билет по России составил 1 122 рубля в одну сторону — на 9% больше, чем в прошлом году.
Доли пассажиров и средние чеки по гео-сегментам
Сегмент |
Доля пассажиров, 2022 |
Доля пассажиров, 2023 |
Средний чек в одну сторону, 2022 |
Средний чек в одну сторону, 2023 |
Динамика среднего чека |
Россия |
91,99% |
93,65% |
1 026 |
1 122 |
+9% |
Россия — за рубеж |
5,83% |
5,22% |
3 014 |
3 315 |
+10% |
Зарубежье — зарубежье |
2,18% |
1,13% |
1 830 |
2 290 |
+25% |
Куда чаще всего ездили на автобусах по России в 2023 году
Больше всего поездок на автобусе в 2023 году совершалось по направлению Москва — Ростов-на-Дону. В прошлом году этот маршрут был также на первом месте по популярности, но за год доля этого направления выросла с 1,8% до 2,2% (спрос вырос почти на 70%). За билет по этому маршруту в 2023 году платили в среднем 2 134 рубля в одну сторону — на 6% больше, чем годом ранее.
Далее по востребованности идёт направление Москва — Воронеж, которое поднялось в рейтинге с третьего на второе место. За билет в этом году платили в среднем 1 369 рублей в одну сторону, средний чек вырос на 20%. Замыкает тройку направление Москва — Переславль-Залесский. За билет по этому маршруту платят в среднем 556 рублей — примерно столько же, сколько и год назад.
Также в топ-10 востребованных направлений вошли маршруты Москва — Рязань, Москва — Краснодар, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Киржач, Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре, Томск — Новосибирск, Москва — Тула, Краснодар — Анапа.
Лидерами по росту спроса среди направлений из топ-20 стали маршруты Москва — Краснодар (+157%), Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре (+144%) и Москва — Астрахань (+84%).
Топ-20 автобусных направлений внутри страны
Направление |
Позиция в рейтинге, 2022 |
Позиция в рейтинге, 2023 |
Доля пассажиров, 2022* |
Доля пассажиров, 2023* |
Средний чек в одну сторону, 2022 |
Средний чек в одну сторону, 2023 |
Динамика среднего чека |
Москва — Ростов-на-Дону |
1 |
1 |
1,8% |
2,2% |
2 004 |
2 134 |
+6% |
Москва — Воронеж |
3 |
2 |
1,4% |
1,4% |
1 141 |
1 369 |
+20% |
Москва — Переславль-Залесский |
2 |
3 |
1,4% |
1,4% |
542 |
556 |
+3% |
Москва — Рязань |
5 |
4 |
1,0% |
1,1% |
619 |
692 |
+12% |
Москва — Краснодар |
13 |
5 |
0,6% |
1,1% |
2 992 |
3 549 |
+19% |
Москва — Санкт-Петербург |
6 |
6 |
0,9% |
1,1% |
1 646 |
1 658 |
+1% |
Москва — Киржач |
4 |
7 |
1,0% |
0,8% |
414 |
430 |
+4% |
Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре |
23 |
8 |
0,4% |
0,8% |
1 386 |
1 631 |
+18% |
Томск — Новосибирск |
7 |
9 |
0,7% |
0,7% |
910 |
992 |
+9% |
Москва — Тула |
9 |
10 |
0,7% |
0,7% |
751 |
873 |
+16% |
Краснодар — Анапа |
15 |
11 |
0,5% |
0,7% |
612 |
708 |
+16% |
Москва — Иваново |
16 |
12 |
0,5% |
0,6% |
979 |
1 240 |
+27% |
Москва — Елец |
14 |
13 |
0,6% |
0,6% |
944 |
1 107 |
+17% |
Новосибирск — Барнаул |
19 |
14 |
0,5% |
0,5% |
800 |
929 |
+16% |
Санкт-Петербург — Тихвин |
12 |
15 |
0,6% |
0,5% |
489 |
747 |
+53% |
Москва — Новомосковск |
10 |
16 |
0,6% |
0,5% |
801 |
853 |
+6% |
Москва — Астрахань |
28 |
17 |
0,3% |
0,5% |
2 744 |
3 163 |
+15% |
Москва — Тамбов |
21 |
18 |
0,5% |
0,5% |
1 307 |
1 430 |
+9% |
Москва — Чебоксары |
22 |
19 |
0,4% |
0,4% |
1 361 |
1 419 |
+4% |
Краснодар — Геленджик |
25 |
20 |
0,4% |
0,4% |
679 |
810 |
+19% |
*Доля пассажиров указана среди внутренних направлений
Куда чаще всего ездили за рубеж
Средний чек за автобусный билет за границу составил 3 315 рублей в одну сторону — на 10% больше, чем в 2022 году. Аналитики сервиса tutu отмечают, что около 5,2% поездок совершалось за рубеж или из-за рубежа в Россию, и ещё 1,1% спроса пришлось на поездки между зарубежными городами. К примеру, были востребованы такие направления, как Минск — Вильнюс, Тбилиси — Ереван, Минск — Варшава, Тбилиси — Батуми и Варшава — Брест.
Топ-10 направлений между зарубежными городами
Направление |
Позиция в рейтинге, 2022 |
Позиция в рейтинге, 2023 |
Доля пассажиров, 2022* |
Доля пассажиров, 2023* |
Средний чек в одну сторону, 2022 |
Средний чек в одну сторону, 2023 |
Динамика среднего чека |
Минск — Вильнюс |
1 |
1 |
14,3% |
4,8% |
1 728 |
2 461 |
+42% |
Тбилиси — Ереван |
4 |
2 |
1,4% |
3,4% |
1 883 |
1 397 |
-26% |
Минск — Варшава |
2 |
3 |
2,1% |
1,6% |
2 430 |
3 409 |
+40% |
Тбилиси — Батуми |
9 |
4 |
0,4% |
0,9% |
928 |
1 299 |
+40% |
Варшава — Брест |
5 |
5 |
1,0% |
0,8% |
2 043 |
2 817 |
+38% |
Стамбул — Бургас |
7 |
6 |
0,5% |
0,6% |
1 917 |
3 141 |
+64% |
Минск — Гродно |
11 |
7 |
0,4% |
0,4% |
616 |
842 |
+37% |
Стамбул — Солнечный берег |
59 |
8 |
0,0% |
0,4% |
2 097 |
3 449 |
+64% |
Таллин — Нарва |
6 |
9 |
0,7% |
0,4% |
663 |
854 |
+29% |
Рига — Минск |
3 |
10 |
1,5% |
0,2% |
2 946 |
3 949 |
+34% |
*Доля пассажиров указана среди маршрутов между зарубежными городами
Самым популярным зарубежным направлением в 2023 году стал маршрут Санкт-Петербург — Хельсинки. На него пришлось 18,9% спроса среди заграничных маршрутов. Средний чек составил 5 485 рублей — на 20% больше, чем годом ранее. На втором месте направление Москва — Минск с долей 11,1% и средним чеком 1 930 рублей. Замыкает топ-3 направление Санкт-Петербург — Таллин с долей 8,2% и средним чеком 3 184 рубля.
Аналитики tutu отмечают, что в топ-10 по итогам 2023 года входят два направления, которые год назад были далеко не самыми популярными. Направление Калининград — Гданьск поднялось со 162 на шестое место в рейтинге, а направление Самара — Уральск — с 93 на восьмое место.
Топ-10 направлений за границу
Направление |
Позиция в рейтинге, 2022 |
Позиция в рейтинге, 2023 |
Доля пассажиров, 2022* |
Доля пассажиров, 2023* |
Средний чек в одну сторону, 2022 |
Средний чек в одну сторону, 2023 |
Динамика среднего чека |
Санкт-Петербург — Хельсинки |
1 |
1 |
16,2% |
18,9% |
4 530 |
5 458 |
+20% |
Москва — Минск |
3 |
2 |
8,4% |
11,1% |
1 635 |
1 930 |
+18% |
Санкт-Петербург — Таллин |
2 |
3 |
13,4% |
8,2% |
2 821 |
3 184 |
+13% |
Санкт-Петербург — Минск |
4 |
4 |
3,5% |
4,2% |
1 849 |
2 137 |
+16% |
Владикавказ — Тбилиси |
5 |
5 |
3,3% |
4,2% |
3 794 |
3 433 |
-10% |
Калининград — Гданьск |
162 |
6 |
0,0% |
2,1% |
2 096 |
3 521 |
+68% |
Москва — Витебск |
7 |
7 |
1,5% |
2,1% |
1 679 |
1 771 |
+5% |
Самара — Уральск |
93 |
8 |
0,0% |
1,9% |
959 |
1 143 |
+19% |
Санкт-Петербург — Рига |
6 |
9 |
1,6% |
1,6% |
4 189 |
4 686 |
+12% |
Москва — Гомель |
12 |
10 |
0,8% |
1,2% |
2 578 |
2 755 |
+7% |
*Доля пассажиров указана среди зарубежных направлений
-0-