Куда в 2022 году россияне ездили на автобусах и сколько платили за билеты
22 декабря 2022 года. Москва. Вести Туризм.
Сервис путешествий Туту подводит предварительные итоги 2022 года и рассказывает о самых популярных автобусных направлениях по России и за рубеж. По данным аналитиков сервиса, на внутренние направления у самостоятельных путешественников пришлось около 92% спроса, год назад этот показатель был 96%. Средний чек за автобусный билет по России составил 1 026 рублей в одну сторону.
Доли пассажиров и средние чеки по гео-сегментам
Сегмент |
Доля пассажиров, 2021 |
Доля пассажиров, 2022 |
Средний чек в одну сторону, 2021 |
Средний чек в одну сторону, 2022 |
Динамика среднего чека |
Россия |
95,64% |
92,02% |
828 |
1 026 |
+24% |
Россия — За рубеж |
3,92% |
5,82% |
2 060 |
3 013 |
+46% |
Зарубежье — Зарубежье |
0,44% |
2,16% |
1 353 |
1 840 |
+36% |
Комментирует заместитель генерального директора сервиса Туту по развитию автобусного рынка Сергей Николаев: «Для всего автобусного рынка России 2022 год стал весьма удачным, особенно на фоне 2020 и 2021 годов. Загрузка рейсов вернулась на уровень допандемийного 2019 года, а на некоторых популярных направлениях пассажиропоток даже увеличился, рост был вплоть до 30%. Перевозчики открывали новые рейсы, увеличивали частоту поездок по уже существующим направлениям.
«Пандемийный эффект», а именно привычка покупать товары и услуги удалённо, позитивно сказывается на онлайн-продажах. Всё больше людей переориентируются на онлайн-билеты, видя растущее разнообразие и количество рейсов и понимая, что это быстрее и удобнее.
Мы видим, как растёт пассажиропоток и что на некоторых автовокзалах уже не хватает кресел в зоне ожидания. Мы предложили поставить мягкие кресла. Блоки кресел с нашим дизайном появились на автовокзалах в Екатеринбурге, Казани, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Краснодаре. Вокзалы и пассажиры очень довольны.
В 2023 году перед нашим сервисом стоит несколько важных задач. Прежде всего — довести покрытие онлайн-продажами до 99% автовокзалов и перевозчиков России. Это позволит пассажирам ещё более удобно покупать билеты в прямом и обратном направлении, а также составлять более сложные маршруты. Вторая задача — это дополнительные сервисы доступные к покупке онлайн и максимально подробное информирование об автовокзалах и перевозчиках.
Сейчас Туту предоставляет самое полное расписание междугородних автобусных маршрутов по России — их у нас более 150 000, над актуальностью мы работаем ежедневно. Причём на 50 000 маршрутов билеты можно купить онлайн. Чтобы облегчить человеку выбор, мы собираем отзывы и формируем рейтинги. Так сразу можно узнать, путешествие на каком автобусе пройдёт идеально, а где возможны какие-то проблемы и стоит к ним подготовиться. Кроме того, при выборе рейса пользователь сразу видит, какими удобствами оснащён автобус — wi-fi, кондиционер, туалет, розетки и так далее».
Куда чаще всего ездили на автобусах по России в 2022 году
Больше всего поездок на автобусе совершалось по направлению Москва — Ростов-на-Дону. В прошлом году этот маршрут был на втором месте по популярности, а теперь вышел в лидеры. За билет платили в среднем 2 002 рубля в одну сторону. Далее по востребованности идёт лидер прошлого года — маршрут Москва — Переславль-Залесский. Средний чек на этом направлении составил 542 рубля. А замыкает тройку направление Москва — Воронеж, за билет в этом году платили в среднем 1 142 рубля в одну сторону.
Также в топ-10 востребованных направлений вошли маршруты Москва — Киржач, Москва — Рязань, Москва — Санкт-Петербург, Томск — Новосибирск, Москва — Симферополь, Москва — Тула и Москва — Новомосковск.
В этом году заметно выросла популярность двух южных направлений. Маршрут Москва — Симферополь поднялся со 120 на восьмое место, а маршрут Москва — Краснодар взлетел с 293 на 13 место в рейтинге популярных. За поездку между Москвой и Симферополем платили в среднем 4 454 рубля в одну сторону, а между Москвой и Краснодаром — 2 992 рубля в одну сторону.
Топ-20 автобусных направлений внутри страны
Направление |
Позиция в рейтинге, 2021 |
Позиция в рейтинге, 2022 |
Доля пассажиров, 2021 |
Доля пассажиров, 2022 |
Средний чек в одну сторону, 2021 |
Средний чек в одну сторону, 2022 |
Динамика среднего чека |
Москва — Ростов-на-Дону |
2 |
1 |
1,6% |
1,8% |
1 193 |
2 002 |
+68,0% |
Москва — Переславль-Залесский |
1 |
2 |
1,7% |
1,4% |
529 |
542 |
+2,0% |
Москва — Воронеж |
4 |
3 |
1,2% |
1,4% |
901 |
1 142 |
+27,0% |
Москва — Киржач |
3 |
4 |
1,5% |
1,0% |
325 |
414 |
+27,0% |
Москва — Рязань |
5 |
5 |
0,9% |
1,0% |
525 |
619 |
+18,0% |
Москва — Санкт-Петербург |
7 |
6 |
0,9% |
0,9% |
1 267 |
1 644 |
+30,0% |
Томск — Новосибирск |
8 |
7 |
0,8% |
0,7% |
794 |
910 |
+15,0% |
Москва — Симферополь |
120 |
8 |
0,1% |
0,7% |
3 081 |
4 454 |
+45,0% |
Москва — Тула |
6 |
9 |
0,9% |
0,7% |
606 |
752 |
+24,0% |
Москва — Новомосковск |
9 |
10 |
0,8% |
0,6% |
727 |
802 |
+10,0% |
Москва — Белгород |
16 |
11 |
0,6% |
0,6% |
1 070 |
1 348 |
+26,0% |
Санкт-Петербург — Тихвин |
12 |
12 |
0,6% |
0,6% |
491 |
490 |
0,0% |
Москва — Краснодар |
293 |
13 |
0,1% |
0,6% |
2 354 |
2 992 |
+27,0% |
Москва — Елец |
11 |
14 |
0,7% |
0,6% |
737 |
945 |
+28,0% |
Краснодар — Анапа |
25 |
15 |
0,4% |
0,5% |
527 |
612 |
+16,0% |
Москва — Иваново |
18 |
16 |
0,5% |
0,5% |
840 |
980 |
+17,0% |
Челябинск — Екатеринбург |
13 |
17 |
0,6% |
0,5% |
615 |
681 |
+11,0% |
Санкт-Петербург — Смоленск |
10 |
18 |
0,7% |
0,5% |
1 192 |
1 327 |
+11,0% |
Новосибирск — Барнаул |
15 |
19 |
0,6% |
0,5% |
745 |
801 |
+8,0% |
Санкт-Петербург — Псков |
22 |
20 |
0,4% |
0,5% |
709 |
862 |
+22,0% |
Куда чаще всего ездили за рубеж
Средний чек за автобусный билет за границу составил 3 013 рублей в одну сторону. Аналитики сервиса Туту отмечают, что около 5,8% поездок совершалось за рубеж, и ещё 2,2% спроса пришлось на поездки между зарубежными городами. К примеру, были востребованы такие направления, как Минск — Вильнюс, Минск — Варшава, Рига — Минск, Тбилиси — Ереван и Варшава — Брест.
«Мы обращали внимание на спрос на билеты между зарубежными городами и раньше, так как с 2019 года у нас можно купить билеты практически по всей Европе, но в 2020 году ковидные ограничения изменили ситуацию. В этом году спрос на такие билеты начал восстанавливаться», — говорит Сергей Николаев.
Самым популярным зарубежным направлением в 2022 году стал маршрут Санкт-Петербург — Хельсинки. На него пришлось 16,2% спроса среди заграничных маршрутов. Средний чек составил 4 532 рубля. На втором месте направление Санкт-Петербург — Таллин с долей 13,4% и средним чеком 2 821 рубль. В топ-10 вошли ещё с направления с выездом из Санкт-Петербурга: Минск, Рига и Нарва.
С отправлением из Москвы в рейтинг вошли три направления: Минск, Витебск и Нарва. Также в топ-10 по итогам года оказались маршруты Владикавказ — Тбилиси и Челябинск — Костанай.
«Конечно, в связи с ограничениями, которые были введены осенью, в следующем году мы не ожидаем такого же интереса к Прибалтийским странам, но часть аудитории, которая имеет основания и необходимые документы на такую поездку, продолжит пользоваться автобусным сообщением. Такая же ситуация будет и с маршрутами в Хельсинки. А вот интерес к маршруту Владикавказ — Тбилиси может возрасти, так как это один из наиболее выгодных способов добраться до Грузии», — отмечает Сергей Николаев.
Топ-10 направлений за границу
Направление |
Доля пассажиров среди зарубежных направлений |
Средний чек в одну сторону |
Санкт-Петербург — Хельсинки |
16,2% |
4 532 |
Санкт-Петербург — Таллин |
13,4% |
2 821 |
Москва — Минск |
8,4% |
1 635 |
Санкт-Петербург — Минск |
3,6% |
1 849 |
Владикавказ — Тбилиси |
3,3% |
3 787 |
Санкт-Петербург — Рига |
1,6% |
4 190 |
Москва — Витебск |
1,5% |
1 678 |
Санкт-Петербург — Нарва |
1,1% |
1 690 |
Москва — Рига |
1,0% |
8 708 |
Челябинск — Костанай |
1,0% |
1 441 |
-0-
КИ