images/2023/August2023/20/0.jpg

Константин Исааков: «Российская социология пошла по рукам»

20 августа 2023 11:57:09
Верите ли вы современным «социологическим» опросам?
Вести Туризм

20 августа 2023 года. Москва. Вести Туризм.

По данным исследования ВсеИнструменты.ру, выбираются на природу с палаткой 70% опрошенных россиян. Чаще всего они ходят в походы в Московской области, Республике Татарстан и Башкортостан, а также Нижегородской области. В исследовании, уточняет пресс-служба сервиса, приняли участие 1517 жителей всех регионов России старше 18 лет. Такой пресс-релиз получила наша редакция в конце прошлой недели от упомянутого Интернет-сервиса.

Кто же эти полторы тысячи человек, на основании чистосердечных признаний которых социологи узкопрофильного сайта сделали подобные выводы?

Возможно, это аудитория, покупающая в Интернет-магазине инструменты и иную строительно-ремонтную технику. Хотелось бы верить, но… сомнительно. Ремонтники-профессионалы сейчас, в летне-осенний сезон, заняты, главным образом, «чосом» по дачам – это время, когда можно заработать денег. В общем, им явно не до выездов с палатками «на шашлыки».

Сами дачники? Ну, разве что если мы допустим, что палатку они прямо на своих 6 сотках. К чему им куда-то ещё выезжать…

Активные молодые походники от 18 до 40 лет, не обременённая вышеназванными привязанностями к дачному сезону? Но вряд ли именно они составляют большую часть клиентской базы сервиса ВсеИнструменты.ру. У них есть совсем другие информресурсы.

Конечно, аналитики Интернет-магазина добросовестно уточняют: что только 40% откликнувшихся респондентов уже успели в этом сезоне выбраться за город (то есть это меньше тысячи «энтузиастов-палаточников» из всех опрошенных), а ещё 33% только собираются это сделать до конца сезона, а вот 28% из них только хотят, но не успеют. И это придаёт опросу видимость правдоподобия, достоверности, релевантности.

Но в целом, накрывает печальное чувство: отечественная социология в последние десятилетия «пошла по рукам». Ею «занимаются» (простите, но без кавычек тут никак) все, кому не лень, выдавая, в лучшем случае, за формат «столько-то процентов россиян» и даже вынося это в заголовки своих пресс-релизов данные статистики очень узкой аудитории посетителей своих Интернет-ресурсов, а в худшем просто рисуя сии данные «на коленке».

Я не стал бы затевать этот разговор на незначительном материале, которым поделились с редакцией ВсеИнструменты.ру. В этом случае просматривается одна-единственная цель деятельности «экспертов» – лишний раз попиарить в популярном формате свои услуги. 

Но ведь тем же грешат и все, включая ведущие, околотуристические агрегаторы и информационные сайты! Я регулярно получаю от них такого рода «социологические исследования», в которых которые «эксперты» выдают за обобщение (типа, «99% россиян») данные, полученные на базе размещённых на их сайтах анкет, которые заполнили полтора десятка неленивых клиентов… ну, и сами опрашивающие.

По большому счёту, бесчисленные непрофессиональные "опросы", даже в случае, если их аудитория адекватна заявленной теме, - это далеко не социология в классическом смысле... вовсе не социологи. Но выдаются же они за "социологические исследования", и доверчивый читатель верит в их "экспертные выводы".

Да и… что греха таить: всё это можно с максимальной долей вероятности отнести и к деятельности «монстров» отечественной социологии. Особенно, когда данные их исследования касаются актуальной политики. Там вообще, по моим представлениям, «коленка» давно уже стала основным исследовательским «инструментом».

Что ж, какое время, такая и социология.

-0-      

подписаться на новости

Пожалуйста, включите javascript для отправки этой формы

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников