Как «Канал имени Москвы» спас столицу от катастрофы
С момента запуска уникального гидротехнического комплекса совокупный объем стратегического водоснабжения превысил 140 миллиардов кубомнтров. Таким образом, за минувшие 82 года Москва «выпила» четверть Черного моря или шесть Балтийских морей. Благодаря «Каналу» главный город страны смог избежать экологической и техногенной катастроф.
«За 11 месяцев 2019 года объем перекачки воды из Волги в Москву превысил 1,53 миллиарда кубометров, к 1 января 2020 года этот показатель должен составить 1,6 миллиарда кубометров», - прокомментировал руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.
Если бы не вода, поступающая по «Каналу» из Дубны в Москву, столица столкнулась бы с масштабной экологической и техногенной катастрофой. В конце 1920-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля ее можно было перейти вброд – остро не хватало питьевой и технической воды.
Поэтому в 1937 году было возведено уникальное гидротехническое сооружение – «Канал Москва-Волга», переименованный в 1947 году в «Канал имени Москвы». Одним из основных направлений его деятельности является водоснабжение Москвы и связанное с ним обводнение рек столичного региона – Москвы, Яузы, Клязьмы и Учи.
Для этого была создана грандиозная гидротехническая инфраструктуру: это более 200 объектов с общим запасом воды 1,6 миллиарда кубометров. Сюда вошли девять водохранилищ (Иваньковское, Химкинское, Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское, Учинское, Карамышевское, Перервинское) и каналы между ними, в том числе 128-километровое русло «Канала имени Москвы».
За 82 года работы «Канала имени Москвы» в столицу было перекачано примерно 140 миллиардов кубометров волжской воды. Это сопоставимо с объемом четверти Черного моря (547 миллиардов кубометров) или шести Балтийских морей (22 миллиона кубометров). Ежегодно Москва «выпивает» 1,6 миллиарда кубометров воды, то есть практически осушает за 12 месяцев все созданные к 1937 году стратегические резервуары и само искусственное русло «Канала».
В случае прекращения подачи волжской воды они перестанут наполняться, а в главном городе России произойдет настоящая катастрофа, Москва-река превратится в систему непроточных прудов (сегодня она на 80% состоит из Волги). При остановке работы насосных станций «Канала имени Москвы» агломерация сможет продержаться не более месяца. Если в течение 3 недель не возобновить перекачку Волги в Москву, потребители останутся без воды и будет остановлено судоходство.
Каждую секунду Москва-река в черте мегаполиса должна получать 35 кубометров воды. Из этого объема 5 кубометров дает АО «Мосводоканал» через Рублевский гидроузел, а 30 куб. м обеспечивает ФГБУ «Канал имени Москвы». Он поднимает волжскую воду на 38-метровую возвышенность, пропускает через свои водохранилища и затем приносит в столицу. Проходя через сложную систему гидроузлов, Волга сливается с Москвой-рекой недалеко от станции метро Щукинская.
Словом, именно «Канал» делает реку Москву полноводной, а город – портом пяти морей.
«Наша главная задача – обеспечивать работоспособность сооружений «Канала имени Москвы». Для этого при поддержке Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта мы проводим текущие и капитальные ремонты, а также реконструкцию стратегических объектов. Ведь они уже старше 82 лет. Только должный уход и качественная эксплуатация уникальной гидротехнической инфраструктуры позволит предотвратить аварийные ситуации, не допустив срыва судоходства и продолжив бесперебойное водоснабжение Москвы», – резюмирует Герман Елянюшкин.