Итоги 2022 года: куда ездили на поездах и сколько платили за билеты
16 декабря 2022 года. Москва. Вести Туризм.
Сервис путешествий Туту подводит предварительные итоги 2022 года и рассказывает о самых популярных железнодорожных направлениях по России и за рубеж. По данным аналитиков сервиса, на внутренние направления у самостоятельных путешественников пришлось около 97–98% спроса, как и год назад. Средний чек за железнодорожный билет внутри страны в 2022 году у клиентов Туту составляет 2 438 рублей в одну сторону. За железнодорожный билет за рубеж (в основном это города Беларуси и Абхазии) платили в среднем 3 080 рублей.
Куда ездили на поездах по России. Топ-20 популярных направлений в 2022 году
Направление |
Доля пассажиров среди внутренних направлений |
Средний чек в одну сторону |
Москва — Санкт-Петербург |
9,0% |
3 332 |
Москва — Нижний Новгород |
1,7% |
1 860 |
Краснодар — Адлер |
1,7% |
1 131 |
Сочи — Краснодар |
1,6% |
930 |
Москва — Воронеж |
1,1% |
2 057 |
Москва — Симферополь |
1,1% |
6 502 |
Москва — Ростов-на-Дону |
1,1% |
4 480 |
Москва — Тула |
1,1% |
774 |
Москва — Ярославль |
1,1% |
1 018 |
Москва — Казань |
1,0% |
3 090 |
Москва — Владимир |
1,0% |
1 047 |
Москва — Анапа |
1,0% |
4 885 |
Москва — Брянск |
1,0% |
1 090 |
Москва — Рязань |
0,9% |
879 |
Москва — Белгород |
0,9% |
2 360 |
Москва — Краснодар |
0,8% |
4 656 |
Москва — Смоленск |
0,7% |
1 160 |
Москва — Курск |
0,7% |
1 613 |
Москва — Иваново |
0,7% |
1 163 |
Москва — Калуга |
0,6% |
721 |
По данным аналитиков Туту, чаще всего в 2022 году путешествовали на поездах между Москвой и Санкт-Петербургом — это стабильно самое популярное направление. Для поездки между двумя столицами оформляли 9% билетов. Средний чек за билет в одну сторону составил 3 332 рубля в одну сторону. На втором месте по популярности, как и год назад, оказалось направление Москва — Нижний Новгород (его доля — 1,7%), средний чек за поездку в одну сторону находится на уровне 1 860 рублей. Замыкает тройку самых востребованных железнодорожных направлений маршрут Краснодар — Адлер, который поднялся с 14 на третье место. А следом за ним в рейтинге идёт направление Сочи — Краснодар. Суммарно на эти два маршрута приходится 3,3% спроса.
Аналитики Туту отмечают возросший спрос на южные направления, где большую часть года были закрыты аэропорты. К примеру, железнодорожное направление Москва — Симферополь поднялось за год с 50 на шестое место по популярности, а его доля выросла почти вчетверо (с 0,3% до 1,1%). Маршрут Москва — Краснодар год назад был на 57 месте по спросу, а теперь входит в топ-20. Также в рейтинг вошли и другие города, до которых не добраться самолётом: в топ-20 входят маршруты Москва — Воронеж, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Анапа, Москва — Брянск, Москва — Белгород, Москва — Курск.
Ещё один блок популярных направлений — областные центры, до которых удобно и недорого добираться из Москвы. Это, к примеру, Тула, Ярославль, Владимир, Иваново, Калуга. Средние чеки за ж/д билеты в одну сторону в эти города составляют 800–1100 рублей, что делает их привлекательными вариантами для поездки, к примеру, на выходные.
Комментирует руководитель железнодорожного направления сервиса путешествий Туту Александр Сисёв: «В этом году вырос спрос на железнодорожные билеты внутри страны. В целом, уже не первый год растёт популярность внутреннего туризма. На некоторых направлениях особенно был заметен рост интереса к железнодорожным билетам из-за закрытия ряда аэропортов. Традиционно был пик спроса в летний период, быстро заканчивались места на самых популярных направлениях. Перевозчики старались удовлетворять спрос, ставили дополнительные поезда и вагоны.
В период повышенного спроса не остаться без билета нашим клиентам помогали услуги «Надежда» и «Автовыписка». Первая позволяет получить уведомление, если кто-то сдал билет (по статистике возвращают примерно 10% билетов, но их нужно отслеживать) или появились дополнительные вагоны. Если подписаться на уведомления от Туту, можно не мониторить постоянно ситуацию, а сразу узнать о том, что есть билеты, и быстро сделать покупку. В случае с «Автовыпиской» Туту и вовсе сам оформляет билет за клиента и присылает билет и чек на почту. Рост спроса на такие услуги этим летом был очень значительный, около 20% наших клиентов воспользовались ими в период высокого спроса.
Также летом была очень популярна услуга «Оплати позже». Многие клиенты видели, что места быстро уходят, но иногда сами были не готовы быстро покупать билет — например, нужно обсудить планы с семьёй или друзьями, или дождаться зарплаты. В таких случаях очень помогала наша услуга: можно купить билеты за небольшую предоплату (обычно около 5–10% от стоимости) и в течение недели принимать решение о поездке, не переживая что места закончатся».
Куда ездили на поездах за границу. Топ-10 популярных зарубежных направлений в 2022 году
Направление |
Доля пассажиров среди зарубежных направлений |
Средний чек в одну сторону |
Москва — Минск |
34,0% |
2 997 |
Санкт-Петербург — Минск |
5,2% |
3 415 |
Москва — Орша |
3,9% |
3 991 |
Москва — Брест |
3,6% |
1 998 |
Москва — Гомель |
3,2% |
3 593 |
Смоленск — Минск |
1,9% |
3 235 |
Ростов-на-Дону — Гагра |
1,9% |
2 658 |
Санкт-Петербург — Витебск |
1,7% |
2 935 |
Москва — Могилёв |
1,6% |
2 622 |
Москва — Барановичи |
1,6% |
1 280 |
Средний чек за железнодорожный билет за рубеж составил, согласно предварительным данным, 3 080 рублей. В основном путешествуют в города в Беларуси. Как и год назад, на зарубежные поездки приходится 2–3% от общего спроса. Почти 40% спроса среди зарубежных направлений собрали маршруты Москва — Минск и Санкт-Петербург — Минск.
Прогноз на 2023 год: что ожидается в железнодорожных перевозках
Комментирует Александр Сисёв: «Мы ожидаем, что рынок пассажирских железнодорожных перевозок останется примерно на уровне 2022 года или чуть выше. Можно предположить, что спрос на внутренний туризм сохранится на высоком уровне из-за сложностей с выездом за границу и благодаря росту популярности внутренних направлений: Калининграда, Сочи, Минеральных Вод и так далее.
В 2022 году набирали популярность туристические поезда. Это путешествие с остановками в интересных местах, зачастую с включённым в стоимость экскурсионным обслуживанием. Пока поездов не очень много, но спрос на них довольно хороший, благодаря росту популярности внутреннего туризма. В 2023 году количество программ и поездов обещают расширять. Если ищете для себя новый формат отдыха, обязательно попробуйте такой вид путешествий. Мы в 2022 году протестировали железнодорожный круиз с проектом Туту Медиаразведка, побывали на поезде «Золотой Орёл» в Тюмени, Казани и Перми. Участники поставили такой туристической программе высокую оценку — 8,3 балла из 10.
В 2023 году РЖД планирует обновлять подвижной состав, в том числе часть вагонов на популярных направлениях будут заменять на двухэтажные. Они гораздо вместительнее, и такая мера позволит удовлетворить высокий спрос.
Благодаря обновлениям, скорее всего, купить билеты в горячий сезон будет проще, но мы все равно советуем всегда стараться планировать поездки заранее. Если опасаетесь, что планы поменяются, лучше вместе с билетами купить услугу 100% возврата и вернуть их без штрафов и потерь вплоть до отправления. В 2023 году мы планируем и дальше развивать сервисы, которые помогут нашим клиентам в периоды высокого спроса».
-0-
КИ