
Город внутри города: где можно увидеть исторические слои старой Москвы
26 сентября 2025 года. Москва. Вести Туризм.
За свою историю Москва много раз менялась до неузнаваемости, но артефакты ее различных эпох до сих пор можно найти в современном облике. Чтобы понять, как старый город сохранился в сегодняшнем мегаполисе, эксперты Мостуризма провели исследование для специального выпуска журнала Russian Traveler. Делимся его результатами в преддверии Дня туризма и рассказываем о девяти ярких архитектурных достопримечательностях столицы. А спланировать посещение поможет сервис RUSSPASS, где можно узнать еще больше информации о каждом из мест.
Специалисты изучили архивные материалы и провели интервью с москвоведами, культурологами, искусствоведами и градозащитниками. В фокусе исследователей оказался период с 1147 года — первого упоминания столицы в летописях, — до 1953-го, завершения сталинской эпохи. Согласно результатам исследования, в столице сохранилось более 24 тысяч исторических зданий. Старше 70 лет — каждая десятая постройка в Москве. Большинство исторических зданий находятся в пределах Садового кольца и вблизи него — это монастыри, дворянские имения и уникальные архитектурные шедевры XIX-ХХ веков.
Также в образе старой Москвы определились три ключевые эпохи – допетровская, имперская и советская. Допетровская — это русское зодчество, нарышкинское барокко, объекты культурного наследия ЮНЕСКО, имперская — классицизм и модерн, доходные дома, известные особняки, а советская — авангард и конструктивизм, сталинский ампир и первые станции метро.
Допетровская эпоха
Главный храм страны вплоть до 1917 года — здесь венчали на царство, избирали патриархов и проводили важнейшие богослужения. Построенный в XV веке итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, Успенский собор объединил древнерусские архитектурные традиции и передовые для того времени инженерные решения. Внутреннее убранство не менее примечательно — величественные фрески кисти Дионисия и иконостас с работами Андрея Рублёва. До сих пор собор остается символом государственности: он входит в музейный комплекс Кремля, а с 1990 года в нем снова стали проводить торжественные богослужения.

Этот ярко-красный дом со множеством деталей на Берсеневской набережной — редкий пример частной жилой архитектуры XVII века, дошедший до наших дней почти без изменений. Построенные для зажиточной купеческой семьи, палаты соединяют в себе строгость форм и разнообразие декора, а высокое крыльцо, резные наличники и изящные узоры фасада делают здание похожим на сказочный дом. Впоследствии палаты сменили несколько владельцев и окончательно были достроены в XVIII веке: у здания появился каменный верхний ярус, белокаменная резьба и детали в европейском стиле — в таком виде оно и дошло до наших дней.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
Один из лучших образцов столичного зодчества XVII века. Его построили в 1679–1682 годах в стиле «московского узорочья», для которого характерны нарядные кокошники, резные белокаменные детали и яркая декоративность. Центральный пятиглавый собор дополняет шатровая колокольня — одна из самых масштабных в Москве. Храм не закрывался для прихожан даже в советское время — и сегодня остается действующим приходским центром, но при этом также доступен для туристических посещений.

Имперская эпоха
Дворец, который задумывался как место царского отдыха на пути из Петербурга, а потому названный путевым, получил классическое оформление и элементы готического декора. Мансардные и стрельчатые окна, яркий штукатурный орнамент, зубчатые башни и красная черепица — эти нестандартные архитектурные решения легли в основу одного из самых красивых зданий Москвы в стиле классицизма. Инновационные решения при строительстве дворца — еще одна заслуга архитектора Матвея Казакова, который фактически определил облик города до пожара 1812 года. Сегодня здесь регулярно проводят экскурсии, в залах устраивают представления — балы и спектакли, а часть дворца отведена под бутик-отель.

ГУМ Самый крупный торговый комплекс в Европе на момент постройки (1893 год), концептуально и архитектурно вдохновленный парижскими пассажами. Именно по их образцу главное здание ГУМа получило полукруглую стеклянную крышу, а торговые улочки внутри архитекторы соединили изящными мостиками. В советское время комплекс перестроили, а в 1990-е годы провели его реконструкцию. Сегодня посетители приходят в ГУМ не только активно провести время, но и рассмотреть архитектуру знакового здания.

В 1907 году железнодорожный магнат Петр Перцов решил выстроить себе доходный дом в русском стиле рядом с храмом Христа Спасителя и Патриаршим мостом, ведущим на искусственный остров в самом центре города. Здание оформили на супругу Зинаиду — именно отсюда оно получило свое название. Иногда особняк также называют «Домом с крокодилами», хотя кронштейны балконов скорее напоминают драконов — как и другие элементы причудливого декора, они отсылают к древнеславянским фольклору и мифологии. Фасады украшены декоративными колоннами с совами, красочными майоликовыми панно с богом солнца Ярилой и разными волшебными существами — эти украшения созданы художником Сергеем Малютиным, который известен как иллюстратор сказок Пушкина и создатель русской матрешки. И, хотя сегодня внутрь дома попасть нельзя, внешним убранством особняка до сих пор любуются прохожие.

Советская эпоха
Один из самых амбициозных проектов массового жилья советских времен. Построенное к 1930 году конструктивистское здание должно было стать жильем нового типа, жители которого проводили бы все свободное время внутри — на длинных общих балконах, в коммунальном корпусе со столовой, прачечной и спортзалом, на крыше с террасой и цветником. Однако первые обитатели дома быстро ощутили нехватку личного пространства — эксперимент признали неудачным, а уникальное по форме здание много лет хаотично перестраивали. Основательная реставрация дома началась в 2016 году, а четыре года спустя шедевр конструктивизма окончательно открылся для посетителей — и стал одной из любимых городских достопримечательностей. Сегодня в доме не только работают музей-экспозиция об истории здания, кафе и книжный магазин, но и живут люди, а по коридорам и балконам дома можно пройтись во время экскурсии, которые здесь проводятся регулярно.

Выставка достижений народного хозяйства задумывалась как место, где демонстрируются передовые технологии, культурные и научные достижения страны. Городок с павильонами, аллеями, прудами и фонтанами был спроектирован архитектором Вячеславом Олторжевским и появился на карте Москвы в 1939 году. В разное время здесь работали известные архитекторы, скульпторы, реставраторы, строители. Итогом работы стали выдающиеся произведения искусства: например, образец социалистического реализма — скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Сегодня это не только важнейший памятник советской эпохи, но и современное общественное пространство с цветниками и парками, местами для занятия спортом и прогулок, музеями и павильонами. А еще — всевозможными активностями: каток, океанариум, самое большое колесо обозрения в Европе, и сотни экспозиций от секретов космоса до появления письменности.

Одна из семи легендарных сталинских высоток Москвы. Главное здание самого известного столичного университета построили в 1950-х годах: его высота со шпилем составляет более 200 метров — до начала нового века этот корпус считался самым большим зданием Европы. Высотку окружают симметричные корпуса факультетов — здесь находятся геологический, механико-математический и географический, а также актовый зал, научная библиотека, музей землеведения и доступная для посещения с экскурсией ротонда на 30 этаже. Вокруг здания раскинулся университетский кампус с парком и прудами, а в пешей доступности от главного корпуса находятся Воробьевы горы — одна из самых живописных панорамных точек города.

В Москве порядка 500 экскурсий проходит ежедневно. Комитет по туризму города Москвы комплексно поддерживает экскурсионное сообщество столицы. Город осуществляет проведение аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков в удобном онлайн-формате, приглашает отрасль на экскурсии в уникальные городские объекты, закрытые для широкого доступа. Именно гиды формируют первые впечатления о столице у туристов. С целью популяризации профессии также проводится конкурс «Покажи Москву!».
-0-