
Энрике Игнасио Феррер Виейра: «Из России к нам приезжают искушённые туристы»
24 сентября 2025 года. Москва. Вести Туризм.
Вести Туризм. Сеньор Энрике, начнём, пожалуй, с личного вопроса. Давно ли вы в Москве и каковы ваши впечатления о России?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. В Москве я работаю уже полтора года. В России до этого никогда не был. Москва меня очень удивила. Это одна из самых сильных, динамичных столиц, которые я видел. По-настоящему столичный город. Очень чистый и безопасный. И доброжелательные люди.
Недавно побывал ещё и в Ставрополе, Ярославле, до этого в Санкт-Петербурге. Везде нас встречали радушно, и это радушие было не показным, а искренним.
ВТ. Что вас больше всего удивило?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. Красота Санкт-Петербурга. Мы туда ездили несколько раз, а я до сих пор под впечатлением.
ВТ. Представьте ситуацию: ваш близкий друг, аргентинец собирается впервые посетить Россию и попросит у вас совета. Как вы его сориентируете?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. Смотря сколько у него будет времени. Если немного, то, встретив своего друга в Москве, я сразу поведу его на Красную площадь. Потому что это обязательно надо видеть! Затем отправлю в Петербург. Думаю, для некоторого впечатления от короткого визита увидеть эти две столицы будет вполне достаточно, чтобы что-то понять о России.
Но если времени у него будет побольше, то и посмотреть следует побольше. Съездить, например, в Ярославль. А затем попутешествовать и по другим городам Золотого кольца России.
ВТ. Теперь «зеркальный» вопрос. У вас уже наверняка появились российские друзья. И они, без сомнения, интересуются Аргентиной. Спрашивают у вас, куда именно там обязательно надо поехать. Что вы им советуете? Ведь страна такая большая и такая разная…
Энрике Игнасио Феррер Виейра. Да, Аргентина – очень большая страна. Поэтому путешествовать по ней надо минимум 2-3 недели. Берите длительный отпуск! В целом, лучше всего осенью или весной – в это время у нас самая приятная погода. Но для некоторых направлений весьма хороша и зима.
Сначала, конечно, надо погулять по столице – Буэнос-Айресу. Это очень яркий и, я бы сказал многоликий город. Многим он напомнит европейские столицы – тот же Париж, например.


А дальше всё зависит от того, чем интересуется этот мой российский друг. Допустим, он увлекается горнолыжным спортом. Тогда, конечно, надо приезжать зимой – подчёркиваю: аргентинской зимой, мы же в южном полушарии. И направляться прямо на горнолыжный курорт Сан-Карлос-де-Барилоче в Патагонии. Или к другим отличным зонам катания. Но эту я особенно люблю.
Кроме того, аргентинской зимой (то есть российским летом) нашему гостю хорошо бы съездить на север страны – увидеть знаменитые водопады.

Он поклонник благородных аргентинских вин? Тогда ему в Мендосу! Проехаться по так называемой Винной дороге, заглянуть в бодеги. Это будет праздник! Дегустация отменных местных вин здесь чаще всего будет с сопровождаться наслаждением отменными, сочнейшими стейками из лучшей мире аргентинской говядины и исключительными видами природы, идеально подходящими для людей, ценящих созерцание и природную гармонию. Такими, например, как пики Анд. В то же время на юге, в провинции Санта Крус, можно полюбоваться Национальным парком ледников и знаменитым ледником Перито Морено (одним из самых больших в мире).
ВТ. А если человек перед выбором: Аргентина или Бразилия? Аргентина или Перу? Аргентина или Чили? Почему именно Аргентина?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. Недавно я познакомился на званом ужине с человеком, который в прошлом году впервые побывал в Аргентине. Его восхитил Буэнос-Айрес, который и ему тоже очень напомнил Париж. Он купил там себе множество книг: Буэнос-Айрес славится тем, что здесь на душу населения больше всего в мире книжных магазинов. Привез и старый, уникальный винил. То есть человек увидел в нашей столице один из центров мировой культуры. Здесь можно найти то, чего точно не найдёшь в названых вами соседних странах. Отдельно он взахлёб говорил о ресторанах – это особый пласт впечатлений и, кстати, не только в Буэнос-Айресе, но ещё и в массе других наших городов.
Добавлю кое-что к его рассказу. Например, можно сформировать чисто футбольный маршрут с посещение Бомбонеры, одного из главных стадионов страны, расположенного в знаковой и живописной зоне Буэнос-Айреса. Футболом увлекаются у нас практически все. И как при этом не посмотреть какой-нибудь ключевой матч национального чемпионата, заразившись азартом наших темпераментных болельщиков?
ВТ. Вот вы упомянули сходство Буэнос-Айреса с Парижем. А я сразу вспомнил о великом аргентинском прозаике и поэте Хулио Кортасаре, который творчески расцвёл именно в Париже. Можно ли в целом говорить о сильном европейском влиянии на крупные города Аргентины? И связано ли такое влияние с традиционными для нескольких веков эмигрантскими потоками из Европы в Аргентину?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. Конечно. Аргентина – страна мультикультурная: её у во многом сформировали именно эмигранты. У нас даже некоторые города имеют те же имена, что и европейские. Например, Кордова (я оттуда родом) – как и испанская Кордова. Вообще-то первой волной эмиграции в наши края можно считать конкисту, а она начиналась в XVI веке. Заметный приток эмигрантов из Европы был в конце XIX – начале XX века: европейцы бежали к нам от войн, стихийных бедствий, бедности. Словом, в поисках Земли обетованной. Аргентина тогда такой славой обладала почти наравне с Соединенными Штатами Америки.
Я встречал статистику, по которой 90% всех аргентинцев имеют европейские корни, а 70% – корни итальянские. Семья моей супруги, например, итальянского происхождения, в то время как моя семья родом из Испании. Но Аргентина также приняла немцев, швейцарцев, русских, британцев и многих других.
ВТ. Есть ли в стране русская община?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. Да, и достаточно многочисленная: по моей информации, где-то 300-400 тысяч человек. Они приехали, в основном, в XIX веке и в первые десятилетия прошлого века, в частности вследствие революции 1917 года, а последняя волна эмиграции из России началась в 2022 году. Да, ваши соотечественники отчасти поддерживают какие-то свои традиции и привычки, есть даже кое-где русские рестораны. Но, в общем-то, все, кто прибыл из России, как правило, активно ассимилируются.
ВТ. Какие турпотоки из каких стран наиболее активны, продуктивны для Аргентины? Кто в лидерах – скажем так, в топ-10?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. В июле 2025 года, например, Аргентина приняла 447 187 иностранных туристов - преимущественно из соседних стран. Лидирует Бразилия (32,4% всех гостей), следом за ней идет Уругвай (20,4%) и остальная Америка (10,4%). В рейтинге стран-лидеров по числу туристов, помимо близлежащих стран, выделяются США. И налицо растущий интерес со стороны таких стран, как Великобритания, Германия, Коста-Рика, Китай, Колумбия и Франция, которые продемонстрировали увеличение турпотока в сравнении с предыдущим годом. За первые семь месяцев 2025 года зарегистрированы 3,3 миллиона туристических прибытий из-за рубежа.

Топ 10 стран, откуда приезжают туристы: Бразилия, Уругвай, Парагвай, Чили, Соединенные Штаты Америки, Боливия, Перу, Колумбия, Мексика и Испания. Заметны и турпотоки из Франции и Италии.
ВТ. Аргентина от России довольно далеко, и нет между нашими странами прямых перелётов. Поэтому, если сейчас к вам и едут россияне, то это те люди, которых я бы назвал «гурманами от туризма». Надеюсь, вы понимаете, что речь не гастрономических гурманах, а о тех путешественниках, которым уже неинтересен «туристический общепит», и они ищут нечто особенное, необычное, изысканное. И такова, по моим представлениям (не подкреплённым пока, увы, личным опытом), туристическая Аргентина. Это сегодня направление для «гурманов».
Энрике Игнасио Феррер Виейра. Да, к нам нередко приезжают именно такие российские туристы. Я бы сказал Путешественники с заглавной буквы. И отсутствие прямых перелетов их не пугает: они находят, как к нам добраться.
Замечу, что, по моему опыту, наиболее удобные пути – через Мадрид и через Стамбул. Я, например, уже купил себе билеты на Turkish Airlines, через Стамбул, чтобы провести дома рождественские праздники. В субботу, в 2:00 утра садишься в самолет и прилетаешь в Буэнос-Айрес (с учётом разницы во времени) в ту же субботу, около 23:00 вечера. Другое дело, когда возвращаешься, у тебя это занимает уже два дня.
ВТ. Вы сейчас упомянули Turkish Airlines. Где-то чуть больше года назад были серьёзные проблемы с этой авиакомпанией у тех, кто улетал в Мексику: на этапе пересадки в Стамбуле многих российских туристов снимали с рейса – причём без объяснения причин. Мексиканская сторона при этом утверждала: мы не при чём. Это как-то коснулось и Аргентины?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. Да, похожая проблема была с Turkish Airlines и у нас. Я тогда только приехал работать в Москву, и нашим консульским службам было непросто со всем этим разбираться. Но мы эту проблему решили.
ВТ. Где вы сами любите отдыхать в Аргентине?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. У меня особая ситуация: в Аргентине есть дом на природе (как в России говорят, дача): в Кордове, на моей родине. Там живёт постоянно моя семья. И я, конечно же, в любое свободное время сразу еду туда – в моё родовое место. Этот дом начинал возводить мой прадед. Потом территория разрасталась, на ней появились новые строения – для каждого поколения, для каждой ветви нашей семьи.
Вообще я считаю, что провинция Кордова – идеальное место для отдыха, в том числе и иностранных туристов. Здесь много солнца, очень красивые горы – не такие высокие, как Кордильеры, но тоже живописные. У нас в семье есть любимое времяпрепровождение: вечером, в час заката сидеть за общим столом и наблюдать, как солнце заходит за горы. Невероятное зрелище!
Но, помимо этого, в провинции Кордова происходит и немало событий, интересных для туриста. Например, здесь, не удивляйтесь, бурно празднуется знаменитый пивной Октоберфест – как вы понимание, налицо влияние немецкой общины. Но ещё большее влияние на наш регион, безусловно, оказала испанская эмиграция, иезуитская колония. В XVIII веке город Кордова жил под флагом отцов-иезуитов. Следы тех времён сохранились здесь в архитектуре, в гастрономии – и они наверняка привлекут внимание путешественников.
ВТ. Кстати, о гастрономии. Чем Аргентина удивит гостя? Какими блюдами-специалитетами, какими винами?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. У нас есть традиционные (но при этом особенные!) пирожки с мясом – эмпанадас, которыми мы начинаем любое застолье. И они могут довольно различаться – в зависимости от провинции.
А ещё всем порекомендую локро – густой суп из свинины, говядины, фасоли, тыквы и кукурузы. Особенно хорош он зимой! Есть и блюда по типу чорисо – тоже с разным наполнением, смотря в какой части страны вы находитесь. Ну, а если вы у моря, то вас порадует разнообразие морепродуктов и рыбы. Если же в Патагонии – вас здесь непременно угостят барашком по-патагонски, а в горах в провинции Кордова – мясом козленка.

И всё же, по-моему, типичное аргентинское блюдо – это говяжий стейк, традиционное асадо. Наша говядина известна во всём мире. Впрочем, в отдельных провинциях вам могут предложить какое-то другое приготовление мяса: в каждом регионе своя кухня. Где-то сохранились традиции индейцев, где-то доминирует испанское или итальянской влияние.
Что касается вин, то очень ценится благородный аргентинский мальбек – даже выше, чем французский, хотя лоза была вывезена из Франции. Самые лучшие наши виноградники расположены в провинции Мендоса, но я очень рекомендую и те, что находятся в провинции Сальта (это вина, выращенные на высоте), они тоже популярны у туристов.
А в моей Кордове, например, очень распространён фернет с кока-колой – горький и крепкий ликёр итальянского происхождения на 40 различных травах, в который добавляют популярную в наших краях газированную воду.
Советую попробовать и пиво «Патагония» – продукт национальной крафтовой эволюции этого напитка. Кстати, один из самых известных пивных фестивалей, Национальный Праздник Пива, проводится в Вилья Хенераль Бельграно, в провинции Кордова, в рамках знаменитого Октоберфеста, уже упомянутого.
Если же говорить о безалкогольных напитках, то вспомним, конечно, мате – он освежает в жару и согревает в холод.
ВТ. Да, помню и я: мате прославил в своей «Игре в классики» тот же Хулио Кортасар. Знаете, все те названия, которые вы уже упомянули, для меня, филолога, очень литературны. А Патагония, Кордильеры, Анды – это же вообще из детства: Жюль Верн, «Дети капитана Гранта» – любимая когда-то книга (много позже, несколько лет назад я её даже инсценировал на любительских подмостках, готовя один из наших благотворительных вечеров в поддержку Детского хосписа «Дом с маяком»).
Но туризм – это всё же не только и не столько художественная литература, сколько серьёзный бизнес. И, что немаловажно, государственная поддержка. Существуют ли правительственные программы, направленные на развитие туристической инфраструктуры, строительство отелей, поддержание исторических достопримечательностей?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. Туризм всегда был и остаётся в Аргентине важным сектором экономики. Особым вниманием властей всех уровней пользуется внутренний туризм. Например, каждая провинция формирует своё, индивидуальное расписание зимних школьных каникул: в каких-то это первые две недели июля, в то время как в соседних провинциях – последние две недели этого же месяца, с тем, чтобы туристический сектор использовал весь месяц в разгар зимы, будучи загружен по полной, с максимальным заполнением отелей и ресторанов.
И особое внимание – таким посещаемым туристами отовсюду местам, как ледники Перито Морено, о которых я уже рассказывал. Здесь создано много отелей со специальным панорамным видом на этот потрясающий объект. Один из моих сыновей – фанат Патагонии, и он часто ездит туда с друзьями. Они выбирают удобное место и просто ставят палатку. Есть целый маршрут для такого рода туризма, для кемпингов. Хотя неподалёку имеются и роскошные 5-звёздочные отели. Кому что нравится…

Ключевая задача нашего государства – сделать туризм частью жизни самых простых, небогатых людей: позволить им путешествовать даже при минимальных доходах.
По данным статистического ведомства Аргентины, в 2024 году туристический сектор принес почти $36 миллиардов, что составляет 5,8% ВВП страны.
ВТ. Проводит ли Посольство Аргентины в Москве какие-то презентации, встречи, конференции, прямо или косвенно связанные с туризмом? Приглашает ли интересных спикеров? Рассказывает ли на этих встречах о вашей прекрасной стране с целью её туристического продвижения?
Энрике Игнасио Феррер Виейра. На наших мероприятиях мы стараемся, в первую очередь, представить и продвигать комплексно всё то, что предлагает Аргентина, в культуре, в гастрономии, в путешествиях, а также в науке и технологиях. В них, например, как правило, участвуют танцоры танго, ведь аргентинское танго – это мировой бренд, и это тоже форма продвижения страны.
Часто демонстрируем и красочные видеосюжеты, которые получаем от нашего Секретариата по туризма. Ну, и, конечно: гастрономическая составляющая. Возможность попробовать продукты, вина – всё, чем славится Аргентина, вкусы Аргентины, – это наилучшая форма продвижения и туризма в том числе.
В ближайших наших планах: мы готовим в конце октября праздник, посвящённый 140-летию установлению дипломатических отношений между Россией и Аргентиной, где вы найдете всё то, о чем я говорил.
Беседу вёл
Константин Исааков
-0-