
Эксперты РСТ рассказали, как превратить региональную кухню в туристический бренд
20 июня 2025 года. Москва. Вести Туризм.
Познание духа места через вкус – одно из неофициальных определений гастрономического туризма. А вот как можно превратить вкус в туристический бренд, рассказали эксперты на вебинаре «Гастрономические туры РФ» в рамках проекта Российского союза туриндустрии «Бизнес-среда».
Представитель маркетплейса авторских туров по России и миру YouTravel.me Анна Тихая, основываясь на данных платформы, привела такую статистику: «Интерес к гастротуризму в 2024 году вырос на 20% по сравнению с 2023-м. Если говорить про нишу авторских и индивидуальных путешествий с кулинарным уклоном, то и здесь рост 15-20%, опережающий средний показатель по рынку на 5-7%». Происходит это потому, по ее мнению, что туристы хотят не просто увидеть знаковые достопримечательности, они стремятся посетить уникальные дегустации, получить доступ на закрытые производства, встретиться с шефами. «Фокус – на впечатление», – подчеркнула она.
Сельские гастромаршруты могут включать сбор ягод и фруктов, знакомство с производством продуктов. Городские – экскурсии и дегустации на рынках, где участники еще и учатся торговаться и выбирать продукты. Главный элемент образовательных гастротуров - кулинарные мастер-классы с местными шефами, а событийных – фестивали.
Ссылаясь на данные YouTravel.me, Тихая отметила, что 60% продаж составляют путешествия в мини-группах от 6 до 12 человек, около 25% – индивидуальные туры премиум-сегмента, а короткие гастропоездки на выходные дни - 15%. Типичные потребители этого продукта ценят аутентичность, сочетают гастрономические удовольствия с разного рода активностями, не боятся экспериментировать, готовы пробовать все необычное.
Директор по туризму центра винного туризма «Абрау-Дюрсо» Марина Струкова рассказала, что в этом году гостям курорта представлена новая концепция «Эно. Эко. Этно». Эно – это экскурсии в винные подвалы с дегустацией и на виноградники; эко – разного рода активности в виде йоги, трекинга, яхтинга, рыбалки или эндуро; а этно – посещение музейно-исторического комплекса на территории «Абрау-Дюрсо», осмотр памятников природы и архитектуры, участие в фестивалях. Есть и индивидуальные программы в курортных ресторанах. Например, команда ресторана кавказской кухни «Вилла Роз» в течение года путешествовала по разным уголкам Кавказа, чтобы погрузиться в мир кулинарных традиций региона.
Калининград смело можно назвать столицей российской уличной еды. Хотя бы потому, что в регионе, а конкретно в Зеленоградске, регулярно проходит фестиваль уличной морской гастрономии «Фиштиваль». Организацией и этого, и других крупнейших гастрофестивалей в разных уголках нашей страны занимается объединение «Уличная еда России» со штаб-квартирой в Калининграде. Как рассказал его руководитель Александр Исаев, первый «Фиштиваль», состоявшийся в 2014 году, привлек 7 тысяч человек, сейчас собирает до 70 тысяч. Проходит он в дни майских праздников и настолько популярен, что люди за год бронируют гостиницы.
Еще одно детище объединения – городской пикник Kaliningrad Street Food. Он проходит с 2017 года и до пандемии был национальным этапом премии European Street Food Awards – крупнейшей европейской награды в области уличной еды. Сейчас проводится конкурс Russian Street Food Awards. Его главный тренд – блюда, в основе которых либо традиционные продукты, либо традиционная кухня народов России.
Фестивали уличной еды где-то единожды, где-то постоянно проходят не только в таких крупных городах, как Смоленск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Уфа, Курск, Калуга, но и в местах поменьше – Сосновый Бор, Удомля, Обнинск, Курчатов, Заречный.
-0-