images/2020/Dec2020/16/IMG_20190923_084711_HDR.jpg

Эффект отложенного спроса – надежда туротрасли

16 декабря 2020 10:36:21
КПМГ и Федеральное агентство по туризму Российской Федерации представляют результаты опроса участников туристического рынка о влиянии пандемии COVID-19 на отрасль.
Вести Туризм

16 декабря 2020 года. Москва. Вести Туризм.

Аудиторско-консалтинговая компания КПМГ и Федеральное агентство по туризму Российской Федерации представляют результаты опроса* «Влияние пандемии COVID-19 на сферу туризма в РФ: текущая ситуация и перспективы восстановления».

906 представителей различных сегментов туристической отрасли, среди которых были турагенты, объекты размещения, туроператоры, санатории, экскурсионные организации, объекты турпоказа, предприятия общественного питания и т. д.

Туризм во всем мире находится в числе отраслей, в наибольшей степени пострадавших от пандемии COVID-19. В России, по оценкам 56% респондентов нашего опроса, введенные ограничения сократили спрос на выездной и въездной туризм практически до нуля. Из-за режима самоизоляции 57% участников опроса полностью приостановили свою деятельность, а еще 36% приостановили частично.

По мнению респондентов и экспертов, сильнее других пострадали культурно-познавательный (74% опрошенных отметили снижение спроса), событийный (58%) и деловой (42%) виды туризма, а также лечебно-оздоровительный и пляжный туризм (48%).

В условиях сокращения выручки на 90-100%, данные предприятия несли значительные расходы на выплату заработной платы и реализацию рекомендованных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности. Часть компаний так и не смогла восстановиться после снятия ограничений, однако 53% опрошенных отмечают, что им удалось сохранить штатную численность и все сотрудники вернулись на полную занятость с полным окладом вследствие получения государственных мер поддержки.

Согласно результатам онлайн-опроса, за получением мер государственной поддержки обращались 87% респондентов. Среди наиболее востребованных мер респондентами были названы налоговые льготы (23,7%), субсидирование операционных расходов (23,2%), поддержка при получении финансирования (19,2%). Помимо этого, эксперты отметили высокий потенциал такой меры, как кэшбек за покупку туров по России, о реализации которой было объявлено в августе.

Также на основании данных опроса, интервью с экспертами и анализа дополнительных источников информации нами было сформировано два сценария восстановления отрасли. Согласно умеренно оптимистичному сценарию, к которому склоняется большая часть опрошенных игроков рынка (44%) и отраслевых экспертов, туристическая отрасль сможет восстановиться в 2022 году, в том числе с точки зрения объемов выручки. При этом ряд респондентов (30%) настроены еще более оптимистично и называют 2021 год как вероятный срок возврата отрасли к докризисному состоянию. В то же время консервативный сценарий, на который указывают в своих ответах 26% респондентов и ряд экспертов, предполагает, что восстановление отрасли до уровня 2019 года может произойти не ранее 2023 года.

Более быстрому восстановлению отрасли могут способствовать в том числе снятие ограничений на путешествия и эффект отложенного спроса. Однако ряд факторов, включая понесенные компаниями убытки за период пандемии и падение платежеспособности клиентов, могут значительно замедлить темпы возврата отрасли к докризисным показателям. Наиболее быстрое восстановление респонденты опроса предсказывают пляжному и лечебно-оздоровительному туризму.

Организации туристической индустрии, возобновляющие свою деятельность после ее полной или частичной приостановки, считают, что ключевой инструмент привлечения клиентов – соблюдение всех норм безопасности. К важнейшим трендам развития российской туристической отрасли в текущих условиях респонденты относят цифровизацию и ориентацию на внутренний туризм.

* Онлайн-опрос игроков отрасли проводился в июле-августе 2020 года, анализ полученных данных, дополнительное изучение доступных источников информации и интервью с экспертами из числа руководителей всероссийских профессиональных организаций туристической отрасли осуществлялись в августе-октябре 2020 года.

-0-

КИ

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников