Девичья башня Стамбула вновь открыта для посещения
30 мая 2023 года. Стамбул. Вести Туризм.
Кыз Кулеси или Девичья башня, культовое строение неподалёку от берега на Азиатской стороне, вновь открыла двери после завершения процесса реставрации, начатого Министерством культуры и туризма в 2021 году. Башня, расположенная на острове в проливе Босфор, теперь будет функционировать как памятник и музей.
Девичья башня была первоначально построена в V веке до нашей эры на небольшом острове на расстоянии около 20 метров от нынешнего побережья Ускюдар, который служит таможенным пунктом по управлению судами, проходящими по Босфору, и собирает налоги. На этом крошечном острове Император Восточной Римской империи Мануэль Комненос в XII веке приказал построить оборонительное сооружение. Железная цепь, которая тянется от одной башни к другой, на Историческом полуострове контролировала вход и выход из Босфора.
После завоевания Стамбула в 1453 году султаном Мехметом II здесь была построена деревянная башня, в последующие века служившая сторожевой башней, маяком и местом карантина. В годы Республики башня в течение длительного времени являлась зданием администрации городского порта; в 1964 году она была передана Министерству обороны Турции, а затем, в 1983 году — морским предприятиям Турции. В течение этого периода здесь находились радиолокационная станция и склад, а позже башня функционировала как ресторан, к которому можно было подъехать только на лодках с берега Ускюдар.
Расположенная посреди Босфора, Девичья башня, подобно красивой девушке, раскрывающей красоту Стамбула, имеет несколько связанных с ней легенд, что прибавляет ей известности. Первая рассказывает о султане и его дочери принцессе. После того как прорицатель предсказал, что принцесса умрет от укуса змеи, султан построил Девичью башню на скалах вдали от Саладжака, чтобы защитить свою дочь. Однако принцессе не удалось избежать своей судьбы, и ее укусила змея, которая попала в замок в корзине с фруктами. По другой легенде, Леандр влюбился в Геро, жрицу богини Афродиты, живущую в башне. Каждую ночь Леандр приплывал к башне, чтобы увидеть Геро. Однажды ночью свет в башне погас из-за шторма. Леандр заблудился и утонул в Босфоре. В отчаянии от потери и горя Геро совершила самоубийство.
Поскольку Девичья башня является одним из знаковых мест на горизонте Стамбула, она требует постоянного ухода из-за своего расположения в море и погодных условий. Поэтому Министерство культуры и туризма Турции в 2021 году инициировало проект по ее реставрации под названием «Девичья Башня вновь открывает глаза». Проект осуществлялся под контролем Министерства при консультационной поддержке ученых-экспертов и архитекторов – профессора Зейнепа Ахунбай и Хана Тюмертекина. В ходе последней реставрации все бетонные части башни, отсутствовавшие в исторических документах, были демонтированы. Дополнительно башня и остров, на котором она стоит, были укреплены с помощью свай и сейсмоизоляторов. Крыша над двором вокруг башни была заменена на деревянную в соответствии с оригинальной формой. Двор и дворовое покрытие также были реставрированы с использованием оригинальных материалов, указанных в исторических записях.
Местные жители и туристы в Стамбуле всегда наблюдали это элегантное городское сооружение с различных ракурсов. Теперь, когда Девичья башня открыта как музей, посетители смогут созерцать прекрасный Стамбул под новым углом зрения.
О процессе реставрации Девичьей башни
Реставрация Девичьей башни, одного из знаковых строений Стамбула, датируемого 410 годом до н.э., была начата в сентябре 2021 года министерством культуры и туризма Турции. Основной целью реставрационных работ было устранение пристроек, которые были добавлены к зданию позже, и восстановление первоначального облика башни с сохранением исторических деталей. Реставрация проводилась под руководством профильных специалистов: профессора Зейнепа Ахунбая, профессора Феридуна Чили и Хана Тюмертекина.
Реставрационные работы были проведены в соответствии с отчетами, подготовленными Стамбульским техническим университетом и Университет Фатиха Султана Мехмета Вакифа, заключениями консультативного совета и с учетом проектов, утвержденных Советом по сохранению культурного наследия Стамбула № 6.
Вся историческая информация о Девичьей башне и мероприятиях, проведенных в ходе реставрационных работ, а также полученные данные и подробные отчеты размещены в открытом доступе здесь.
- Реставрация Девичьей башни была проведена на острове площадью около 1800 квадратных метров на оригинальном фундаменте исторического здания в условиях окружающей среды. На выполнение реставрационных работ I и II этапов ушло 570 дней.
- Работы по восстановлению проводились при участии 150 человек, в сложных условиях острова. В работе были задействованы квалифицированный технический персонал, строительная техника и морские транспортные средства.
- Девичья башня, претерпевшая множество реконструкций за свою долгую историю, в 1944 году была обновлена с использованием деревянных материалов. Позднее напольные покрытия и конусная конструкция были реконструированы с использованием бетонных материалов. При этой реставрации соли и другие химические вещества, содержавшиеся в бетоне и цементе, повредили конструкцию, привели к дополнительным нагрузкам и образованию трещин.
- После землетрясения 1999 года на внешних стенах башни установили укрепительные стальные элементы, а в 2000-х годах на крыше были сделаны надстройки для ресторана. Вследствие всех этих обстоятельств было установлено, что в случае сильного землетрясения Девичья башня будет разрушена.
- Новые восстановительные работы были выполнены на основе документов и данных конца XVIII века, сохранившихся до наших дней.
- Пристройки к башне и замковой части были демонтированы, что позволило вернуть зданию первоначальный облик. В частности, были раскопаны каменные стены с выступами. В ходе демонтажных работ, выполнявшихся для этих целей, были убраны 16 тонн стали и 500 тонн железобетона. После удаления пристроек Девичья башня приобрела свой первоначальный вид времен правления Махмуда II.
- Чтобы избежать повреждения башни при возможном землетрясении или движении грунта, вокруг острова были установлены цельные железобетонные сваи, вокруг строения — железобетонные опорные балки. Для укрепления первичной породы вокруг острова была установлена железобетонная плита, опирающаяся на сваи, закрепленные в грунте.
- Помимо этого, с помощью химического анализа, георадарных систем визуализации, лазерных сканеров и прочих технологий были определены статические проблемы здания, а также методы его укрепления. В частности, оригинальные стены, в которых во время георадарных работ были обнаружены пустоты, были укреплены методом введения стабилизирующего материала.
- Главные исторические стены здания усилили невидимыми скобами из нержавеющей стали.
- Часть флагштока, от балконного пола до верхнего уровня купола, а также сам балконный пол были выполнены из металла.
- Стена и купол на металлическом балконном настиле создавались с помощью деревянных несущих конструкций в соответствии с оригиналом. Деревянная обшивка стен была полностью завершена, добавлены декоративные элементы. Купол покрыли первоначальным материалом — свинцом.
- Медная сфера на флагштоке была отремонтирована, а рядом с нею установили дополнительный молниеотвод.
- Для посетителей во внутреннем дворике были построены деревянные террасы, дорожки и лестницы, по которым можно попасть в башню.
- Также было установлено, что волны повредили насыпь, сделанную ранее вокруг острова. На тот момент ее оказалось недостаточно, и образовались трещины. Здесь также были проведены работы по установке свай вокруг платформы. Места расположения свай, а также участки, расположенные близко к строению, были заполнены каучуковым изоляционным материалом.
- Также были обновлены трубопроводы и линии электропередач, идущие к Девичьей башне.
- Для изготовления деревянных конструкций было использовано около 75 кубометров ели и 25 кубометров экзотической древесины, для стальных конструкций — 40 тонн нержавеющей стали и 35 тонн оцинкованной стали, а также 1350 квадратных метров материала для швов и растворов, 15 тонн свинца, 1200 квадратных метров ландшафтного покрытия Bilecik бежевого цвета, 132 тонны песка и гидравлической извести. Для ландшафта было использовано 156 тонн материала, установлен 171 прибор внешнего освещения, система биологической очистки сточных вод, генератор и системы пожаротушения.
- В рамках работ было демонтировано 250 тонн существующего покрытия и 2000 тонн железобетона. Произведена временная заливка объемом 18000 тонн с армированием в 13000 тонн. Всего было использовано 200 штук буронабивных свай длиной 5200 метров, средняя длина каждой из которых составляет 26 метров, 1500 тонн свайного железа, 3800 кубометров бетона C40, устойчивого к морской воде, и 375 тонн рифленой стали.
Легенды о Девичьей башне
Знаковый символ Стамбула, Девичья башня была героиней множества легенд, связанных с её богатой историей.
- Первая легенда о башне рассказывает о султане и его дочери принцессе. Султан, которого предсказатель предупредил о том, что его дочь погибнет от укуса змеи, приказал построить Девичью башню на скалах вдали от Саладжака, чтобы защитить девушку. Однако принцессе не удалось избежать своей судьбы, и ее укусила змея, которая попала в замок в корзине с фруктами.
- Другая легенда повествует о любви Геро и Леандра. Каждую ночь Леандр приплывал по морю, чтобы увидеть Геро, жрицу в храме богини Афродиты в Сестосе, на западной стороне пролива Дарданеллы. Однако, однажды свет в башне погас из-за шторма, и Леандр заблудился и утонул. Не в силах справиться с болью и потерей, Геро бросилась в море и погибла. Фактически, эта легенда, события которой произошли в Чанаккале, была адаптирована к Девичьей башне в Стамбуле европейскими путешественниками в XVIII веке. По этой причине Девичья башня также известна под названием Башня Леандра.
- Другая известная легенда о башне рассказывает о турецком военачальнике Баттале Гази. Византийский Текфур (независимый или полузависимый младший христианский правитель или местный византийский правитель в Малой Азии и Трасе), который видит, что Баттал Гази обосновался в городе, прячет сокровища Баттала Гази и его дочь в Девичьей башне. Однако Баттал Гази захватывает башню и спасает свою дочь и сокровища. Говорят, что Баттал Гази продолжил свой путь и пересек Ускюдар на коне. Ходят слухи, что это событие стало источником известного турецкого выражения «Тот, кто пересек Ускюдар верхом».
- В другой легенде рассказывается о любви Галатской и Девичьей башен и невозможности их встречи из-за разделяющего их пролива Босфор. Согласно слухам, однажды Гезарфен Ахмет Челеби пытался перелететь из Галатской башни в Девичью башню на крыльях орла. Воспользовавшись возможностью, Галатская башня умоляет Гезарфена передать Девичьей башне письма, которые писались на протяжении многих лет. Когда Ахмет Челеби взял письма и прыгнул с Галатской башни, сильный ветер разбросал письма по всему Босфору. Тем не менее, Девичья башня осознает, как Галатская башня любит ее. Хотя двое возлюбленных не смогли встретиться, они продолжали жить своей страстью, глядя друг на друга на протяжении веков. На церемонии открытия после завершения реставрации Девичьей башни эту легенду показали в форме специального светового шоу: Галатская и Девичья башни могли «общаться» с помощью освещаемой азбуки Морзе, говоря друг другу «Я люблю тебя».
- Расположенная посреди Босфора, как красивая девушка, раскрывающая красоту Стамбула, Девичья башня также появлялась во многих телесериалах и фильмах. В дополнение к бесчисленным турецким телесериалам, Девичью башню можно увидеть в различных сценах крупных международных проектов. Среди них знаменитые фильмы о Джеймсе Бонде «И целого мира мало», «Из России с любовью» и боевик 2007 года «Хитмэн».
-0-