Что думают россияне о причинах автомобильных пробок?
29 июня 2020 года. Москва. Вести Туризм.
Четверть россиян считают проблему городских пробок острой. В числе основных причин пробок называют слишком большое количество автомобилей, плохое состояние дорог и частые ДТП. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ. Онлайн-опрос был проведен в июне 2020 года. Опрошено 1600 человек старше 18 лет. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Для 54% россиян автомобильные заторы являются проблемой, причем 24% считают эту проблему очень острой. Только 12% не обращают внимания на дорожные пробки.
Чем крупнее город, тем больше загруженность дорог: почти половина (47%) жителей Москвы и Санкт-Петербурга охарактеризовали проблему пробок как постоянную и очень острую, тогда как 45% опрошенных из городов с населением до 50 тысяч человек и ПГТ пробок на улицах практически не встречают. Подробнее – в таблице 2.
Россияне назвали причины автомобильных пробок. 53% россиян считают пробки естественным явлением, возникающим из-за скопления автомобилей на дорогах в часы-пик. 40% полагают, что главная причина – в слишком большом количестве машин, которыми владеют жители города. Опрошенные также отмечают в числе причин проблемы, связанные с качеством дорог: 34% говорят о плохом состоянии дорожного полотна, 31% – о плохой пропускной способности дорог, 21% и 18% соответственно – о некачественной уборке и постоянных ремонтах дорог. Также часто называют проблемы, связанные с состоянием автомобилей и нарушением ПДД: регулярные аварии на дорогах (28%) и припаркованные на проезжей части автомобили (26%).
Четверть россиян (24%) недовольны тем, как работает общественный транспорт в их городе. Меньше всего недовольных работой общественного транспорта – среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (18%).
54% из тех, кто недоволен работой общественного транспорта и пользуется личным автомобилем, отметили, что стали бы чаще пользоваться общественным транспортом вместо личного автомобиля, если бы система городского транспорта была развита и он работал хорошо (подробнее – в таблицах 5-7).
На данный момент вклад каршеринга в борьбу с пробками на дорогах незначительный – им пользуются сравнительно редко. 92% опрошенных заявили, что не планируют пользоваться каршерингом или в их городе нет таких услуг. Пользуются каршерингом всего 3% россиян. В Москве и Санкт-Петербурге доля тех, кто использовал этот сервис, втрое выше – до 9%.
Ирина Иванкова, руководитель направления исследований «Туризм и транспорт», Аналитический центр НАФИ, комментирует: «Население России сконцентрировано в крупных городах, а большая часть территории остается малонаселенной, поэтому неудивительно, что жители крупнейших городов страны связывают возникновение пробок с большим количеством автомобилей. Инфраструктура крупных городов давно не справляется с постоянно растущим количеством жителей. Причем в пиковые часы сильно перегружены не только дороги, но и общественный транспорт.
Для эффективной борьбы с дефицитом инфраструктуры необходимо развивать как сами регионы, так и транспортные связи между ними – автомобильные дороги, железные дороги и авиасообщение. Тогда постепенно население более равномерно распределится по территории страны и это поспособствует решению транспортной проблемы крупных городов.
В среднесрочной перспективе необходимо пересмотреть подход к решению проблемы городских пробок – одновременно с действиями по изменению транспортных привычек населения необходимо стремиться равномерно распределить суточную нагрузку на дорожно-транспортную инфраструктуру. Для этого нужно разработать программы по стимулированию предприятий к изменению графиков работы сотрудников (таким образом, чтобы начало и окончание рабочего дня не совпадали с часами пиковой загрузки дорог), переводу персонала на частично удаленный формат работы. Также необходимо развивать деловую инфраструктуру (бизнес-центры и предприятия) вблизи крупных жилых массивов, мотивировать население искать работу рядом с домом».
Таблица 1. «Насколько остро стоит проблема пробок на дорогах в вашем городе?», в % от всех опрошенных
|
% |
Очень остро, пробки на дорогах почти постоянно |
24 |
Довольно остро, пробки возникают часто |
30 |
Скорее не остро, пробки возникают, но редко |
29 |
Проблемы нет, пробок на дорогах практически не бывает |
12 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
Таблица 2. «Насколько остро стоит проблема пробок на дорогах в вашем городе?», в % от всех опрошенных, распределение по типу населенного пункта
|
Москва и Санкт-Петербург |
Город 1 млн человеки более |
Город 500 - 999,9 тыс. чел. |
Город 100 - 500 тыс. чел. |
Город 50 - 100 тыс. чел. |
Город до 49,9 тыс. и ПГТ |
Очень остро, пробки на дорогах почти постоянно |
47 |
31 |
31 |
18 |
5 |
6 |
Довольно остро, пробки возникают часто |
33 |
49 |
39 |
29 |
22 |
10 |
Скорее не остро, пробки возникают, но редко |
10 |
15 |
24 |
39 |
55 |
32 |
Проблемы нет, пробок на дорогах практически не бывает |
3 |
2 |
2 |
9 |
16 |
45 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
3 |
4 |
5 |
2 |
7 |
Таблица 3. «На ваш взгляд, из-за чего обычно возникают пробки на дорогах в Вашем городе?*», в % от всех опрошенных
|
% |
Час-пик, естественное скопление машин в начале и конце рабочего дня |
53 |
Большое число автомобилей в городе |
40 |
Плохое состояние дорожного полотна, ямы, неровности |
34 |
Плохая пропускная способность дорог (узкие улицы, сужения дорог) |
31 |
Частые ДТП |
28 |
Припаркованные на проезжей части автомобили |
26 |
Плохая уборка дорог (от снега, грязи) |
21 |
Частые ремонты дорог |
18 |
Недостаточное количество дорог и улиц в городе |
14 |
Большое число светофоров и наземных пешеходных переходов |
11 |
Другое |
6 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответа
Таблица 4. «На ваш взгляд, из-за чего обычно возникают пробки на дорогах в Вашем городе?*», в % от всех опрошенных, распределение по типу населенного пункта
|
Москва и Санкт-Петербург |
Город 1 млн человек и более |
Город 500 - 999,9 тыс. чел. |
Город 100 - 500 тыс. чел. |
Город 50 - 100 тыс. чел. |
Город до 49,9 тыс. и ПГТ |
Большое число автомобилей в городе |
56 |
46 |
46 |
36 |
28 |
17 |
Час-пик, естественное скопление машин в начале и конце рабочего дня |
47 |
58 |
56 |
57 |
59 |
33 |
Частые ДТП |
37 |
31 |
27 |
27 |
19 |
20 |
Частые ремонты дорог |
29 |
17 |
13 |
19 |
11 |
9 |
Плохая пропускная способность дорог (узкие улицы, сужения дорог) |
29 |
30 |
45 |
33 |
26 |
12 |
Плохое состояние дорожного полотна, ямы, неровности |
25 |
44 |
35 |
40 |
29 |
18 |
Припаркованные на проезжей части автомобили |
25 |
25 |
25 |
32 |
19 |
17 |
Большое число светофоров и наземных пешеходных переходов |
17 |
13 |
7 |
9 |
9 |
8 |
Недостаточное количество дорог и улиц в городе |
14 |
10 |
21 |
17 |
8 |
3 |
Плохая уборка дорог (от снега, грязи) |
14 |
33 |
17 |
23 |
21 |
14 |
Другое |
11 |
4 |
5 |
4 |
1 |
9 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответа
Таблица 5. «Насколько Вы лично довольны или не довольны тем, как работает общественный транспорт в городе?», в % от всех опрошенных
|
% |
Довольны, скорее довольны |
62 |
Недовольны, скорее недовольны |
24 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
Таблица 6. «Насколько Вы лично довольны или не довольны тем, как работает общественный транспорт в городе?», в % от всех опрошенных, распределение по типу населенного пункта
|
Москва и Санкт-Петербург |
Город 1 млн и более |
Город 500 - 999,9 тыс. чел. |
Город 100 - 500 тыс. чел. |
Город 50 - 100 тыс. чел. |
Город до 49,9 тыс. и ПГТ |
Довольны, скорее довольны |
74 |
60 |
59 |
59 |
57 |
63 |
Недовольны, скорее недовольны |
18 |
28 |
28 |
28 |
23 |
19 |
Затрудняюсь ответить |
8 |
12 |
13 |
13 |
20 |
18 |
Таблица 7. «Если бы общественный транспорт в городе был бы развит и работал хорошо, Вы продолжили бы пользоваться автомобилем для ежедневных поездок или пересели бы на общественный транспорт?», в % от опрошенных, которые пользуются автомобилем и не довольны работой общественного транспорта
|
% |
«Пересели» бы на общественный транспорт |
54 |
Продолжили бы пользоваться автомобилем |
38 |
Затрудняюсь ответить |
8 |
Таблица 8. «Есть ли в Вашем городе услуги краткосрочной аренды автомобилей, так называемый каршеринг? Если да, то приходилось ли вам за последний год пользоваться каршерингом?», в % от всех опрошенных
|
% |
В городе нет услуг каршеринга / Вы не знаете об этой услуге |
46 |
Не пользовались и не планируете пользоваться |
46 |
Не пользовались, но планируете воспользоваться |
5 |
Да, пользовались |
3 |
-0-