Чаще всего на автобусах мы путешествуем именно по России
Сервис путешествий Туту.ру проанализировал продажи билетов на автобусы в минувшем году (01.01-31.12.19) в сопоставлении с данными за предыдущий год.
Россия или зарубежье? По сведениям экспертов Туту.ру, почти 90% всех продаж на междугородние автобусы приходится на маршруты внутри России. Однако туристы стали чаще выбирать и автобусы при поездках за рубеж (+12% к 2018 году).
Средняя цена. Средняя цена билета по России – 920 рублей, за рубежом — около 1700 рублей. Средний чек не изменился с предыдущего года.
Сегмент |
Цена билета в одну сторону 2018 |
Цена билета в одну сторону 2019 |
Разница цен |
Все пассажиры |
1004 |
1001 |
0% |
Россия |
926 |
919 |
-1% |
За рубеж |
1745 |
1678 |
-4% |
Куда ездят по России? Наиболее востребованными были следующие внутренние автобусные переезды: в Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Переславль-Залесский (из Москвы). Около 6% всех билетов по российским маршрутам было оформлено из Москвы в Санкт-Петербург, в средняя цена на этом направлении выросла на 16%. Кстати, что это направление стало самым востребованным и на железной дороге. А в авиамаршрутах оно 3-е в топе 10.
Дебютанты рейтинга. В топ 10 впервые попал маршрут Екатеринбург — Челябинск (с 16-й строки он поднялся на 9-ю). И ещё 2 новичка в топе: Москва — Тула и Москва — Иваново.
Автобусом в Крым. Выбыл из топ-10 маршрут Москва — Симферополь, переместившись с 10-й строки на 30-ю: количество пассажиров тут уменьшилось вдвое, а цены на билеты остались на уровне предшествующего года. Судя по всему, приоритет переместился на авиаперелёты. Вне десятки остались и рейсы Москва — Рязань (с 8-й строки на 13-ю) и Санкт-Петербург — Великий Новгород (с 9-й на 12-ю).Зарубежные маршруты. Среди зарубежных маршрутов в приоритете у наших соотечественников, как и годом раньше, были Беларусь, Украина, Финляндия, Казахстан, Эстония. В тройка наиболее популярных зарубежных маршрутов Москва — Минск, Санкт-Петербург — Таллин и Москва — Киев (в 2018 году лидеры были те же, но в ином порядке).
Рост интереса к странам Балтии. Увеличился спрос на поездки из Санкт-Петербурга в страны Балтии. Так, по направлению Санкт-Петербург — Таллин количество пассажиров выросло на 70% (с 5% до 8%).
Выбыли из рейтинга. Не дотянули до то 10 маршруты Санкт-Петербург — Нарва (с 58-й строки в 2018 году на 11-ю в 2019-м; число пассажиров выросло в 5 раз) и Санкт-Петербург — Рига (с 22-й строки на 12-ю; рост востребованности вдвое).
Основные события за 2019 год на рынке автобусных пассажирских перевозок от экспертов Туту.ру
Комментирует Сергей Николаев, заместитель исполнительного директора сервиса путешествий Туту.ру:
· Стагнация. В целом рынок регулярных автобусных перевозок в России пребывал в завершившемся году в стагнации. Не наблюдалось ни существенного роста перевозок, ни значительного спада. Прогнозируемый годом ранее спад перевозок в 10%, однако, не оправдался, и следует воспринимать как позитив.
· Фиксированные тарифы. В 2019 году продолжился постепенный переход автовокзалов на фиксированные тарифы за автовокзальное обслуживание в рамках ст. 34 220 ФЗ. Особенно заметна стала эта тенденция на финише года. Благодаря этому, многие автовокзалы начали впускать пассажиров с электронными автобусными билетами не только в распечатанном виде, но и на электронных носителях. Итогом стало повышение лояльности пассажиров к билетным онлайн-ресурсам.
· Нелегальные перевозки. Основной проблемой уже многие годы являются нелегальные перевозчики, которые выполняют под видом заказных по легальным маршрутам. Эти перевозчики сильно демпингуют – как правило, в ущерб безопасности пассажиров. По оценкам экспертов рынка, общий размер потерь легального рынка от работы нелегалов – в прошлом году – это примерно 60 миллиардов рублей. То есть теневой рынок - это 30-50% от всего объёма автобусных перевозок. И это огромные потери для отрасли.
· Борьба с нелегалами. Участники рынка пытаются выстроить правила игры в условиях несовершенства законодательства в области регулирования регулярных автобусных перевозок и наводнивших города нелегальных перевозчиков. Местные органы исполнительной власти, легальные перевозчики и автовокзалы стремятся самостоятельно решить проблемы оттока пассажиров в нелегальный сектор.
Сервис Туту.ру также поддерживает борьбу с нелегальными перевозками, пресекая продажи билетов на нелегальные рейсы. Мы стремимся помочь рынку выйти из сложной ситуации, вернув пассажиров на автовокзалы, а на рынок – легальных перевозчиков, которые могут обеспечить безопасность на дорогах и транспортную безопасность.
· Несовершенство законодательства. Отсутствие действующих законодательных норм по противодействию нелегальных перевозок, приводит к вымыванию из легального оборота огромных денежных средств, которые могли бы быть направлены на новые автобусы и светлые, удобные автовокзалы. Впрочем, подвижки в этой сфере уже налицо. И мы надеемся, что в 2020 году легальный рынок получит надежную правовую базу для защиты своих интересов.
Основные события в «Туту Автобусах»:
· Главное. Основными и значимыми событиями мы считаем начало противодействия нелегальному рынка перевозок и поддержку регулярных перевозчиков с официальных остановочных пунктов. Это направлено на улучшение качества сервиса пассажиров и обеспечение их безопасности.
· Новая маршрутная квитанция. Введение новой маршрутной квитанции позволило найти взаимопонимание с перевозчиками и автовокзалами, сотрудникам которых стало проще получить требуемую для посадки в автобус информацию, а пассажирам – получить удобный билет на личном электронном носителе.
· Договор с LuxExpress. Сервис Туту.ру заключил эксклюзивный договор на продажу билетов крупнейшего перевозчика Восточной Европы – Lux Express. Среди всех участников российского рынка онлайн продаж автобусных перевозок только Туту.ру смог обеспечить европейский уровень и качество обслуживания.
Прогноз на 2020 год:
Общий тренд на рынке сохранится. Рост цен будет по-прежнему сдерживать падение спроса на легальных перевозчиков. Перевозчики будут вынуждены конкурировать по ценам с нелегалами, при этом неся серьёзные потери, отражающиеся на мерах по безопасности перевозок. С точки зрения пассажира, это плюс, но в долгосрочной перспективе такие низкие цены не позволят вовремя обновлять автобусный парк регулярным перевозчикам, а нелегалы смогут дальше возить пассажиров, не задумываясь об их безопасности.
Однако уже в конце 2020 года возможно принятие ряда законопроектов, которые позволят если не полностью, то максимально закрыть доступ нелегалов к пассажирам. И это обнадёживает всех участников легального рынка.