Чай, история и культура китайской провинции Юньнань
26 мая 2023 года. Москва. Вести Туризм. Константин Исааков
«Великий чайный путь – диалог цивилизаций». Презентация под таким названием состоялась 25 мая 2023 года в Китайском культурном центре в Москве. Её организаторами выступили Министерство культуры и туризма КНР, Посольство Китая в России и Общество российско-китайской дружбы. Собрало гостей Московское представительство Государственного управления по делам туризма КНР.
В программу мероприятия были включены:
- знакомство с фотовыставкой «Чай и мир Юньнани»;
- чайная церемония;
- концерт народностей провинции Юньнань;
- туристическая презентация провинции Юньнань.
Великий Чайный путь соединил Китай, Монголию и Россию
С приветствиями на презентации выступили Фэн Литао, советник-посланник Посольства КНР в РФ, директор Китайского культурного центра в Москве, Чжан Бивэй, второй советник Департамента культуры и туризма провинции Юньнань, глава делегации провинции Юньнань, а также заместители председателя Общества Российско-Китайской дружбы Кирилл Барский, Иван Архипов, Андрей Островский, Сергей Кошелев, Марина Захарова и другие гости.
Фэн Литао начал своё выступление словами «Все ли успели попробовать наш чай? Понравился ли?» Неслучайно уникальная российская посуда для приготовления чая, самовар распространён и за пределами России.
Чай – один из самых популярных и любимых напитков в мире, и сегодня наша жизнь немыслима без чая. Но, наверное, не всем известно, что Китай является родиной чая. История выращивания и употребляют чай в Китае уже несколько тысяч лет. Кстати, заметил Фэн Литао, во всех языках мира слово «чай» происходит китайского, несмотря на разное произношение: «Чай», «Цай» или «Те», «Tea». На севере Китая «чай» называется «茶», а на юге страны, в провинции Фу Цзянь, произносится как «Те», что и послужило источником западно-европейского названия чая – tea.
Чай всегда имел особое значение в истории отношения между нашими странами. Больше 300 лет назад наши предки открыли Великий Чайный путь соединил Китай, Монголию и Россию. Этим путём ввозили из Китая в Россию чай, шёлк, фарфор, жемчуг и другие товары. А в обмен на чай русские купцы поставляли в Китай меха, ткани, изделия металлургии и тому подобную продукцию. Этот путь не только содействовал развитию торговли между Китаем и Россией, но и сыграл большую роль в культурном обмене и содействовал сближению наших народов.
Чай и чайная культура берут свое начало в Китае, но принадлежит не только Китаю, а народам всего мира. Благодаря Чайному пути, чаепитие уже стало неразделимой частью культуры народов разных стран. Монголы привыкли угощать гостей чаем с молоком и солью, у британцев есть свой известный послеобеденный чай, в Турции говорят «Беседа без чая, как ночное небо без луны», А русским не только удалось выращивать самый северный чай в мире, даже появилась уникальная типичная русская посуда для приготовления чая - самовар.
Фэн Литао представил прибывшую специально на мероприятие делегацию провинции Юньнань, которая славится своей прекрасной природой и культурой 26 проживающих здесь народностей.
Кирилл Барский, заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы, посол по особым поручениям МИД РФ, профессор кафедры дипломатии МГИМО МИД РФ, подчеркнул, что ничто так не объединяет людей, как чаепитие. Он сообщил собравшимся о проекте возрождения Великого Чайного пути, что даст новый импульс и развитию туризма.
Чжан Бивэй рассказал об особенностях чайной культуры провинции Юньнань – ведь именно отсюда она и берёт свои истоки.
Антон Кузнецов, заместитель директора департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ, остановился на том, что Фестиваль китайской культуры пройдёт в этом в России.
А Ольга Мельникова, заместитель директора Департамента международной информационной безопасности МИД России, поделилась воспоминаниями о том, как в недавнем прошлом она возглавляла Российский Культурный центр в Пекине.
По окончании деловой программы состоялись красочный и эмоциональный концерт артистов из провинции Юньнань - представителей народности И, а также розыгрыш призов, главный из которых – поездка в провинцию Юньнань.
Чайные образы мира Юньнань
Тематическая фотовыставка «Чай и мир Юньнани» рассказывает о том, какова роль чайной культуры в целостном образе одной из красивейших китайских провинций – провинции Юньнань. Её территория раскинулась на юго-западе Китая и отличается великолепными пейзажами, превосходной экологией, яркой историей и культурой, а также выраженным национальным колоритом. «Жизнь под названием Юньнань» - это бесконечные природные пейзажи, достижения цивилизованного мира, разнообразие национальностей, слияние культур и поэтическое обаяние. Она соединяет в себе «царство растений», «царство животных» и «мировой сад». И важнейшей составляющей в этом является чайная культура.
«Хороший чай происходит от хороших гор и хорошей воды», - говорят здесь. Чай, как известно, является общегосударственным напитком китайского народа, духовным связующим звеном цивилизационного обмена и культурного наследия.
Несколько чайных технологий, в том числе приготовления чая Юньнань Пуэр, приготовления чая пуэр от фабрики «Да И», красного чая Дяньхун, кислого чая Суань Ча народности Дэан, чая Сягуань (То Ча) и тройного чая народности бай вошли в проект «Традиционные методы обработки чая и связанные с ними социальные практики в Китае», включенный в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Коротко о чайных технологиях
Технология производства красного чая Дяньхун использует в качестве сырья крупнолистовой чай уезда Фэнцин и традиционную ферментацию.
В 1938 году известный чайный эксперт Фэн Шаоцю предложил в качестве образца производства собирать «одну почку и два листка». Благодаря золотисто-жёлтым ворсинкам, насыщенному красному и блестящему цвету настоя, красному свечению в нижней части листка, этот чай был признан высшим сортом красного чая в Китае.
Технология изготовления чая пуэр для подношений императору связана с тем, что каждая китайская народность, в соответствии со своими традициями, совершает поклонение этому королю чайного дерева. В отборе чайного листа для приготовления чая пуэр используют принцип «отбор по пяти параметрам и отбраковка по восьми признакам»: отбирают чайные листья в соответствии с днём сбора, временем суток, расположением чайной горы (на которой растет чай), формами ветки и листа. А отбраковывают по следующим признакам: отсутствие почки, слишком большие листья, слишком маленькие листья, слишком тонкие почки, изогнутые, с блеклым цветом, поеденные насекомыми, лилового цвета растения. Лучшее чайное сырье и технологии позволяют создавать разнообразные по форме прессованные чаи.
Технология изготовления чая пуэр «Да'и». В уезде Мэнхай провинции Юньнань раскинулись обширные площади произрастания диких древних чайных деревьев, а также культивируемых и смешанных форм, и старинные чайные плантации. Чай пуэр марки Да'и производится из листьев диких чайных деревьев уезда Мэнхай. Это известный чайный бренд в Китае и за рубежом. Пуэр марки Да'и отличается насыщенным вкусом, выдержанным ароматом, длительным послевкусием. Это классический образец шу-пуэров (выдержанных пуэров, один из подвидов).
Технология изготовления черного Сягуаньского точа чая (прессованного в форме чаши). Этот сорт связан историческими корнями с плиточным чаем периода династии Мин (1368-1644 годы). Основное распространение он получил в городе Дали Дали-Байского автономного округа провинции Юньнань). В процессе создания этот чай проходит более 10 этапов: купажирование, просеивание, сортировку, взвешивание, распаривание, прессование, сушку, упаковку.
С 1902 года его производство обосновалось в провинции Юньнань и существует здесь по сей день. Продвигаясь по «Древнему чайному пути», Сягуаньский чай точа распространился в Северо-Западной части провинции Юньнань, а также в Тибете, провинции Сычуань и в других регионах.
Технология производства «кислого» (или «квашеного») чая народа Дэан. Горный поселок Саньтай в Манши провинции Юньнань – это место компактного проживания народа Дэан (Палаунг). В народном фольклоре сохраняется из поколения в поколения здешняя поэма «Дагудалэнгэлайбяо», в которой описывается древняя чайная культура народности Дэан и история происхождения одного из наименований этой народности: «древние крестьяне-чаеводы».
В создании «кислого» (или «квашенного») чая народности Дэан используется метод ферментации в земляной яме или в погребе. Цвет настоя прозрачный, запах с кислинкой, мягкий и нежный на вкус.
Церемония «три чая» народности Бай. Она восходит к VIII веку и постепенно превратилась в особую церемонию приёма гостей. Философский подход, в котором чай используется в качестве метафоры человеческой жизни, стал частью чайной культуры народности Бай.
Первый чай, который пьют гости, - это горький чай. Вкус его сладко-горький, символизирующий от факт, что в жизни невозможно избежать проблем и перипетий. Второй чай – сладкий чай. Это символ того, что вслед за горем приходит радость, после плохого – хорошее. Третий чай –это чай с послевкусием. Вкус сладкий, с небольшим кунжутным оттенком и с некоторой горчинкой. Он символизирует воспоминание старца о своей жизни, «послевкусие» жизни в старости.
Народные искусства провинции Юньнань
Искусство вырезания из бумаги народности И
Это народное искусство, созданное в процессе производства и передающееся в устной форме из поколения в поколение. Вырезание из бумаги фиксировало исторические события народности И. Оно отразило их представления о явлениях природы. Вырезание из бумаги развилось из простого, древнего вида искусства в современное колоритное, гармоничное, живое и образное, яркое и изящное искусство художественного вырезания из бумаги. Это выдающийся образец народного искусства! В 2006 году искусство вырезания из бумаги народности И было включено в перечень нематериального культурного наследия, представляющего провинцию Юньнань.
Традиционная вышивка народности И
История возникновения вышивки народности И, как показывают археологические данные в провинции Юньнань, уходит корнями в периоды династий Хань (206 годы до нашей эры - 220 годы нашей эры) и Цзинь (265-420 годы). А в эпоху династий Тан (618-907 годы) и Сун (960-1279 годы) вышивка достигла высокой ступени художественного мастерства и была широко распространена в различных районах проживания народности И в провинции Юньнань, где, передаваясь из поколения в поколение, сохранилась до наших дней, по-прежнему являясь одним из обязательных умений для девушек.
Вышивка народности И имеет особую эстетическую, художественную, технологическую и научную ценность. Она является важным источником (и даже справочным материалом) в исследовании народных промыслов, народного искусства, обычаев, религиозных верований. В 2013 году традиционная вышивка народности И была включена в перечень нематериального культурного наследия, представляющего провинцию Юньнань.
Техника узелкового батика (тай дай) народности Бай
Узелковый батик – одна из старейших техник окрашивания тканей в Китае. История этой техники окраски насчитывает несколько сотен лет. В период династий Мин (1368-1644 годы) и Цин (1644-1911 годы) искусство окрашивания народности Бай в районе озера Эрхай (провинции Юньнань) достигло очень высокого уровня. Здесь даже возникли гильдии красильщиков тканей.
В период династии Мин (1368-1644 годы) красные (кумачевые) ткани местечка Эрхай, ткани из Сичжоу и Дали в период династии Цин (1644-1911 годы) - были одними из самых ходовых и известных товаров того времени.
В настоящее время красильная промышленность Дали продолжает развиваться. Например, окрашенные вручную ткани из деревни Чжоучэн приобрели с некоторых пор очень широкую известность.
Основным материалом узелкового батика является белая хлопковая или хлопково-льняная ткань, а основной краситель делается из растительного индиго (в провинции Юньнань в народе называется баньланьгэнь - plangi).
Вот этапы окрашивания: нанесение орнамента (рисунка) кистью, скручивание, пропитывание, окрашивание, варка, сушка, раскручивание, прокатка ткани. Ключевыми при этом являются скручивание и технология окраски.
У народности Бай существует множество видов узелкового батика. Узоры, в основном, естественные и небольшие, равномерно распределенные по ткани. Они несут благопожелательный смысл, имеют как важную эстетическую ценность, так и практические функции, высоко ценятся отечественными и зарубежными потребителями.
В 2006 году техника узелкового батика народности Бай была включена в национальный список объектов нематериального культурного наследия Китая.
-0-