Абстракция и каллиграфия: на пути к универсальному языку. Новая выставка в Лувре Абу-Даби
8 февраля 2021 года. Абу-Даби. Вести Туризм.
Лувр Абу-Даби открывает свой третий сезон «Абстракция и каллиграфия - на пути к универсальному языку» (17 февраля - 12 июня 2021 года). В соответствии с темой третьего сезона, посвященной обмену между Востоком и Западом, эта международная выставка знаменует собой второе крупное сотрудничество с Центром Помпиду и спонсируется Montblanc, фирмой, новаторское мастерство которой продолжает влиять на культуру письма по всему миру; посвященная художественным практикам абстракции, выставка исследует, как художники 20-го века создали новый визуальный язык, объединяя текст и изображение, вдохновленные самыми ранними формами пиктографии и, в частности, каллиграфией. Выставка объединяет 101 шедевр, предоставленный из коллекций 16 учреждений-партнеров, а также семь работ из постоянной коллекции Лувра Абу-Даби и два монументальных произведения современных художников, чьи современные практики оживляют темы выставки.
Выставка, разделенная на четыре тематических ряда, исследует временное развитие абстракции как нового визуального языка, созданного художниками в начале 20-го века. Подчеркивая богатый культурный обмен, происходивший в то время, посетители узнают, как движения абстрактного искусства вдохновлялись множеством знаков и символов, философией и художественными техниками культур и обществ, расположенных вдали от европейских и американских столиц. Художники, в том числе Пауль Клее, Андре Массон, Василий Кандинский, Сай Твомбли, Ли Краснер и Джексон Поллокс, искали новый универсальный язык, который позволил бы им выражать свои эмоции в ответ на стремительные изменения общества, отходя от образных условностей. Выставка также будет сосредоточена на том, как эти же влияния сказались на практиках художников этого региона - от Диа Аззави и Анвара Джалала Шемзы до Гады Амер, Ширазе Хушиари и Моны Хатум. Выставка будет завершена инсталляциями двух современных художников, Аль-Сида и Санки Кинга, которые исследуют, как современные художники продолжают искать новые визуальные формы реагирования на текущие социальные изменения.
В сотрудничестве с Центром Помпиду и Музеями Франции, проект «Абстракция и каллиграфия - на пути к универсальному языку» курирует Дидье Оттингер, заместитель директора по программированию культурной деятельности, MNAM-CCI, при поддержке Мари Сарре, младшего куратора Департамента современных коллекций, MNAM -CCI. Работы будут предоставлены Центром Помпиду в Париже, Музеем Лувра в Париже, Национальным центром пластических искусств Парижа, Администрацией Жана Матисса в Париже, Галереей Жака Бэйли в Париже, Галереей Жанны Бушер Жегер в Париже, Муниципальным музеем Сен-Жермен Лаваль, Музеем изящных искусств Гренобля, Фондом Поллока-Краснера в Нью-Йорке, Фондом Адольфа и Эстер Готлиб в Нью-Йорке, Галлерей Михаила Вернара, Noirmontartproduction (Нуармонтартпродакшн) в Париже и eL Seed Studio (Эль Сид студио) в Дубае. Также будут включены работы из Музея Гуггенхайма в Абу-Даби.
«Мы с гордостью и большим волнением приветствуем открытие первой международной выставки в Лувре Абу-Даби в 2021 году, особенно потому, что шедевры многих выдающихся организаций-партнеров будут представлены здесь, в Лувре Абу-Даби, и в этом регионе впервые, - отметил Его Превосходительство Мохамед Халифа аль-Мубарак, председатель Департамента культуры и туризма Абу-Даби. - Музеи с их способностью вызывать любопытство, дарить новые открытия и познания, важны для каждого общества, и мы уделяем им особое внимание здесь, в Абу-Даби. Становится более очевидной, чем когда-либо, важная роль, которую искусство и культура играют в нашей жизни, совершая чудеса, обеспечивая интеллектуальную стимуляцию и комфорт, а также чувство связи с другими людьми в наших сообществах и далеко за их пределами. Стало ясным также и то, что основным посланием симпозиума «Переосмысление музеев» в ноябре было: «доверие и солидарность между странами и между художественными учреждениями — это то, что обеспечит яркое будущее для совместного международного культурного сектора»».
Мануэль Рабате, директор Лувра Абу-Даби, прокомментировал: «Мы выходим из очень трудного прошедшего 2020 года, и мне приятно пригласить великого куратора Дидье Оттингера для изучения взаимосвязи между абстракцией и каллиграфией, двумя визуальными языками, которые переплетены между собой на глубинном уровне. Лувр Абу-Даби предложит зрителям познать универсальный язык с помощью пиктограмм, знаков, символов, линий и других произведений художников. Это второе крупное сотрудничество с Центром Помпиду - впервые в Абу-Даби выставляют шедевры абстрактного искусства из их коллекции - Сая Туомбли, Ли Уфана, Василия Кандинского, Анри Мишо, Хуана Миро, Кристиана Дотремона, Жана Дюбюффе, Андре Массона, Нассера Аль Салема и Бриса Мардена. Эта выставка свидетельствует о силе нашей партнерской сети музеев и обоюдном доверии, которое мы разделяем с целью предоставления нашим посетителям максимальной доступности к произведениям искусства и возможности совершать собственные открытия. Мы готовы и ждем, чтобы при соблюдении всех мер безопасности встретить гостей, предлагая эту редкую возможность увидеть так много шедевров абстрактного искусства, выставленных бок о бок с многочисленными глобальными факторами, оказывающими влияние на формирование этого визуального языка».
Куратор выставки Дидье Оттингер, заместитель директора по программированию культурной деятельности, MNAM-CC, прокомментировал: «Обмен и диалог характеризуют проект, который я разработал для Лувра Абу-Даби - диалоги между пространствами и временами, которые охватывает Всемирный музей; диалог между изображениями и буквами, иллюстрированный взаимным увлечением каллиграфии и созданием изображений, и наоборот; диалог в пространстве между художниками Востока и Запада, диалоги, объединяющие древнеегипетскую стелу и «пиктограммы» нью-йоркского уличного художника - общая мечта об универсальном языке».
Доктор Сурайя Нуджаим, директор по научной работе, кураторству и управлению коллекциями Лувра Абу-Даби, добавила: «Эта выставка объединяет работы мастеров абстрактного искусства с бесчисленным множеством источников, оказывающих свое влияние. Каллиграфические произведения далеки от единого кодекса знаков и символов. Они представляют собой разнообразие культур, языков - письменных и визуальных, и истории, охватывающие многие континенты и века. Эта выставка устанавливает мощный диалог между двумя различными формами выражения - изображением и письмом, раскрывая общую объединяющую их основу. Появляясь одновременно, визуальное и вербальное сливаются в одну единственную форму выражения, напоминая то, что Ибн Халдун назвал «двумя ликами мысли». Многие из работ и художников никогда раньше не выставлялись в данном регионе. Это также первый случай, когда в Лувре Абу-Даби будут представлены работы, созданные в рамках выставки».
Первая секция выставки будет посвящена пиктограммам, символическим образным изображениям, которые представляли слова и идеи в письменной форме в древних цивилизациях Месопотамии и Египта. Представленные работы будут включать картину швейцарско-немецкого художника Пауля Клее, который, вдохновленный своими путешествиями в Тунис, создал произведения искусства, сочетающие элементы изображений и букв, проистекающие из его увлечения египетскими иероглифами. Его работы оказали влияние на таких художников, как Хоакин Торрес-Гарсия из Испании, иракского художника Диа Аль-Аззави и пакистанского художника Анвар Джалал Шемза. В эту секцию также войдут работы американского художника Адольфа Готлиба, вдохновленные изображениями индейского искусства, и французского художника Андре Массона, вдохновленного индийскими фигуративными надписями 17 века и арабской каллиграфией.
В соответствии с историей письма, вторая секция будет посвящена знакам, которые по своей форме могут выражать универсальные идеи. Среди представленных работ будут исследования знаков русского художника Василия Кандинского, которого многие считают одним из изобретателей абстрактного искусства. В качестве акта сопротивления западному миру, опустошенному войной, многие художники обратились за вдохновением к Японии и Китаю. Знаки, обнаруженные в работах франко-венгерской художницы Юдит Рейгл и немецко-французского художника Ганса Хартунга, перекликаются с символами, используемыми китайскими и японскими каллиграфами. Кроме того, на выставке будут представлены работы французских художников Жоржа Матье, который пытался развить лирику и быстрые жесты, и Юлиуса Биссье, на которого повлияла китайская философия даосизма. Наконец, в работах Моны Хатум делается попытка создать новый алфавит с помощью найденных предметов.
Третья секция будет посвящена чертам лица, показывая, как западные художники использовали энергию восточной каллиграфии в своих мазках для создания свободных и плавных линий. В противовес западной художественной традиции сюрреалистическое движение изобрело технику рисования, называемую автоматизмом, используя автоматические движения для выражения подсознания. Это позволило им художественно отреагировать на бурный межвоенный период между Первой и Второй мировыми войнами. На выставке будут представлены работы сюрреалиста Андре Массона, а также работы Джексона Поллока, Филипа Густона и Виллема де Кунинга, на которые оказал влияние Массон. Посетители смогут увидеть творения примитивизма Жана Дюбюффе, вдохновленные сочетанием граффити, наскальных рисунков и детских рисунков. Также будут представлены эскизы Сая Твомбли занавеса Парижской оперы и работы Ли Краснер, черпающие вдохновение в куфической письменности иракского города Куфа, родины арабской каллиграфии.
Выставка завершится секцией, показывающей, как западные и восточные художники включили каллиграфию в свою практику, например, испанский художник Жоан Миро, который упомянул, насколько тесно связаны живопись и поэзия на Востоке. По его стопам пошли поэты Брион Гизен, Анри Мишо и Кристиан Дотремонт, написав стихи, вдохновленные своими поездками в Северную Африку, Китай и Лапландию соответственно. Сюда же включены исследования Анри Матисса для его иллюстрированной книги «Джаз», которую он назвал «Арабесками» в честь арабской письменности. Посетители также узнают, как местные художники, в том числе Шакир Хасан Аль Саид и Слиман Мансур, стремились освободить каллиграфию от ее чисто лингвистической функции. Этот раздел будет дополнен двумя оригинальными монументальными работами современных художников - французско-тунисского художника Аль-Сида и пакистанского художника Санки Кинга.
На снимках:
1: Пауль Клее, Восточное блаженство (1938), холст, масло, коллекция Лувра Абу-Даби, фото © Департамент культуры и туризма - Абу-Даби / Фото: AFP
2: Василий Кандинский, Тренте [Тридцать] (1937), холст, масло, коллекция Центра Помпиду, Париж, Национальный музей современного искусства / Центр промышленного развития, Фото © Центр Помпиду, MNAM-CCI (Собрание Национального музея современного искусства – Центр промышленного дизайна), Dist. Объединение национальных музеев – Гран-Пале / Филипп Миге
-0-
КИ